«Угроза никуда не исчезла»
После переговоров Байдена и Путина можно считать, что антипутинская коалиция создана, - экспертО чем в подробностях говорили президенты США и России, кроме имеющихся публичных месседжей, мы не знаем. Но точно знаем, что ключевой темой стал украинский вопрос, в частности возможное очередное российское вторжение на территорию нашей страны. И здесь, как минимум, стороны озвучили свои позиции. Путин повторил фобии по поводу опасности расширения НАТО на восток, по сути, лишая Украину права на самостоятельное существование. Об этом свидетельствует официальное заявление Кремля: «НАТО прибегает к опасным попыткам освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у границ России».
В действительности, Москве просто надо иметь повод для реализации своих империалистических планов, то есть нужны причины для агрессии. Пусть даже эти причины будут абсолютно искусственными. Как, например, миф о том, что лидеры Запада в конце 1980-х обещали последнему генсеку СССР Михаилу Горбачеву не расширять НАТО на восток, если будет распущена Организация Варшавского договора. Сам Горбачев еще в 2014 году публично заявил, что это фейк: такого обещания не было. Но для Путина это не суть важно, потому что красивый миф позволяет мобилизовать своих подданных на агрессию. Поэтому и угроза Украине войной со стороны Кремля будет длиться столько, сколько будет длиться наш путь в НАТО. Более того, всем нужно помнить, что Россия развязала войну против Украины, оккупировав Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей, когда официально наша страна была внеблоковым государством. А следовательно, все эти заявления путинского режима для оправдания своей агрессии не имеют никакой реальной почвы.
Из официальных заявлений Москвы также видно, что Путин во время онлайн-переговоров продолжал рассказывать басни о «деструктивной линии Киева, направленной на полный демонтаж Минских договоренностей и договоренностей, достигнутых в Нормандском формате», и даже жаловался на «провокационные действия Киева против Донбасса». Хотя буквально на прошлой неделе Госсекретарь США Энтони Блинкен во время министерской встречи ОБСЕ в Стокгольме по пунктам перечислил все нарушения Минских соглашений со стороны России, которая годами не выполняет договоренности.
«Прекращение огня: не имплементировано Россией. Предоставление разрешения наблюдателям ОБСЕ: не имплементировано Россией. Отведение тяжелого вооружения: не имплементировано Россией. Закон об особенном статусе: имплементировано Украиной. Закон об амнистии: в прогрессе. Обмен политических узников по формуле «всех на всех»: не имплементировано Россией. Обеспечение поставок гуманитарной помощи на основе международных механизмов: не имплементировано Россией. Возобновление социально-экономических связей: не имплементировано Россией. И так можно продолжать и продолжать», – заявил Блинкен (eurointegration.com.ua).
Во время разговора Байдена с Путиным, президент США также указал Кремлю на его место. «Президент Байден выразил глубокую обеспокоенность США и наших европейских союзников по поводу наращивания Россией сил вокруг Украины и четко дал понять, что США и союзники отреагируют мощными экономическими и другими мероприятиями в случае военной эскалации. Президент Байден повторно выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины и призывал к деэскалации и возвращению к дипломатии», – рассказали в Белом доме.
Больше подробностей потом на брифинге рассказал советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан: «Я посмотрю вам в глаза и скажу вам, как президент Байден посмотрел президенту Путину в глаза и сказал ему сегодня, что то, чего мы не делали в 2014 году, мы готовы сделать сейчас… Мы достаточно подробно выкладываем для россиян типы мероприятий, какие мы предусматриваем. Мы также очень тесно координируем этот вопрос с нашими европейскими союзниками. У нас есть эксперты из Министерства финансов, Государственного департамента и Совета национальной безопасности, которые ежедневно контактируют с ключевыми столицами и с Брюсселем, чтобы проработать этот пакет мероприятий».
По словам Саливана, Путин получил отказ по поводу гарантий невступления Украины в Североатлантический альянс. «Я могу сказать четко и прямо, что президент Байден не делал в этом вопросе никаких уступок или обязательств. Он настаивал на том, что другие государства должны иметь возможность свободно выбирать, с кем им ассоциироваться», – отметил советник Байдена.
Конечно, после таких месседжей, Москва сразу активизировала дезинформационные мероприятия, в частности относительно неспособности стран НАТО оказать военную помощь Украине в случае нападения России. При этом фокусируется внимание на угрозе для всей мировой экономики в случае ввода Западом санкций против РФ.
Все это свидетельствует о том, что противостояние агрессора с цивилизованным миром будет продолжаться. Хорошо, что состоялся разговор Байдена и Путина, который немного остудил пыл последнего. Полномасштабной войны в ближайшее время не будет, но это не значит, что в Кремле успокоятся, они и дальше будут продолжать деструктивную и преступную политику. Кое-кто из экспертов уже пишет о том, что США самоустранились от «Северного потока-2», сдав позиции. В действительности ситуация выглядит иначе.
«Смотрю, у нас активно разгоняют тему о том, что якобы из проекта оборонного бюджета США убрали положение о санкциях против «Северного потока-2» и ограничение против российского госдолга, и это связано с переговорами двух президентов, – пишет у себя в ФБ эксперт Украинского институт будущего Илия Куса. – Начали это распространять именно в таком смысле российские медиа, а потом пошло по телеграм-каналу. В действительности одно не является следствием другого. Санкции убрали не из-за встречи Путина и Байдена, и нельзя это подавать как «один из результатов переговоров», разгоняя на этом измену. Решение относительно СП-2 было принято в июле этого года согласно договоренностям США и Германии. Точка. Остальные было политическим перформансом».
«Борьба на Капитолийском холме вокруг санкций против СП-2 длилась с сентября, – продолжает эксперт. – Демократы сделали все, чтобы этих санкций в проекте не было, чтобы не разрушать свои соглашения с немцами. Все было согласовано еще в конце ноября. Встреча Байдена и Путина на это решение не повлияла. То же самое с российским госдолгом. Для США эти ограничения являются частью того «ядерного пакета» санкций, которым они пугали Путина перед встречей в случае пересечения «красных линий». Использовать их сейчас для Байдена нет никакого смысла. Лишний раз убеждаюсь, что Украина до сих пор находится в российском информпространстве. У нас очень легко забросить месседж и разгонять его: ничего не проверяется, никто не прослеживает причинно-следственные связи и не пытается мыслить шире бинарной рамки в стиле «нападет/не нападет» или «нас сдали/не сдали»».
Еще одна «измена», которая разгоняется по поводу переговоров: мол, с Зеленским Байден переговорит только в четверг и то, чтобы донести позицию Запада о необходимости выполнения Минских соглашений – никакого пересмотра договоренностей не будет. В действительности об этом заявляли уже многократно, но ни разу подобная информация не подтверждалась, никто Украину через колено не ломал, вынуждая выполнять «Минск», что свидетельствует о российской почве подобных месседжей. А еще хуже, когда их подхватывают внутренние украинские игроки как инструмент для борьбы с властью. Последнее вообще отдельная тема: проблема «черной рады» в условиях внешней агрессии, к сожалению, до сих пор имеет место в украинском политикуме.
В действительности, основной вывод для нас заключается в том, что Украина получила дополнительное время, которое нужно использовать для максимальной мобилизации и подготовки, чтобы дать отпор. Только сильная Украина сможет остановить врага в его имперских устремлениях и будет питать уважение и желание помочь со стороны Запада.
«ДЛЯ УКРАИНЫ ПОЗИТИВОВ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВОВ»
Владимир ОГРЫЗКО, министр иностранных дел (2007-2009):
- Из имеющейся публичной информации у меня сложилось несколько выводов. Первое – Байден очень четко и ясно рассказал Путину, что ожидает Москву в случае агрессии с ее стороны. Самое главное, чего хочет сейчас избежать Байден и все мы - это начало широкомасштабной войны. Мне кажется, что этим разговором Байден четко очертил то меню санкций, которое Путина ожидает и частично, и в полной мере.
Также очень важно, что Байден объяснил Путину по поводу его «хотелок» относительно желаний решать за Украину, Грузию и другие страны постсоветского пространства, которые вроде бы не имеют права вступать в Альянс. Было заявлено четко и ясно, что это должна быть воля украинского народа, украинского государства и остальных союзников по НАТО, но никоим образом не Российской Федерации.
Несмотря на то, что Путин последние недели разгонял тезис о том, что НАТО начинает «окучувати» Украину в военной сфере и располагает у нас современные вооружения, он получил ответ: делали и делать будем. Это значит, что будет выделена очередная порция поддержки в следующем финансовом году – 300 млн долларов, а дальше, может, и больше. Украина получит новейшее вооружение от США.
Байден говорил не только от своего имени, но и от имени всех союзников. И это то, чего мы добивались на протяжении многих лет. Мы всегда говорили об антипутинской коалиции. Так вот, по меньшей мере, формально она сегодня создалась. Ведь Байден своим союзникам по НАТО объяснил, что в действительности делает Россия. Последние сомнения, которые были у немцев, французов, итальянцев и других, развеялись. Но база, которая была предъявлена, говорит сама за себя. Таким образом, мы и коллективная защита Запада стоят по одну сторону баррикад.
Кроме того, стороны договорились провести консультации с целью деэскалации и поиска способов урегулирования конфликта на Донбассе. Саливан вспоминал и Нормандский формат, и Минский формат, но вспоминал о них своеобразно. Он заявил о том, что главная цель американцев заключается в том, чтобы Россия прекращала военные действия и, чтобы стороны приняли меры с целью укрепления доверия. В переводе с дипломатического языка на обычный – это значит, что России надо прекратить атаковать Украину и делать то, что прописано в первых трех пунктах Минских договоренностей. А именно: прекращение огня, отведение техники и дальше по тексту. Но здесь для нас может быть определенный сюрприз, потому что не случайно Байден сначала позвонил руководителям западных стран и только в четверг он позвонит по телефону Зеленскому. Я думаю, что это связано с тем, что Байден, кроме того, что информировал главных партнеров по НАТО о последствиях своих переговоров, также, возможно, обсудил с ними общие шаги для того, чтобы предложить их, в том числе и Украине. То, что предложено России более или менее понятно, а вот какие предложения будут Украине мы, скорее всего, узнаем завтра.
Если брать итоги переговоров Байдена и Путин в целом, то мне кажется, что для нас здесь позитивов значительно больше, чем возможных негативов.
Если говорить не о новых угрозах, а об уже существующих последствиях российской агрессии, то здесь для нашей дипломатии есть огромное поле для деятельности. Основной аргумент должен быть сосредоточен на истоках всего того, что состоялось. А истоки заключаются в том, что Российская Федерация в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 1974 года об определении понятия агрессии полностью соответствует этому определению. И не Минские договоренности, которые при этом не являются соглашениями, должны стать основой для урегулирования, а определение России как агрессора. Дальше, статья 51 Устава ООН определяет право на самооборону от этой агрессии. Это тот акцент, который мы должны ставить в центр этой дискуссии, а не повторять тезис, что, мол, альтернативы Минским договоренностям нет. У Украины есть право защищаться от агрессии, в том числе с помощью наших партнеров. Нам просто надо менять фокус дискуссии, а не идти в фарватере того, что нам навязывает российская пропаганда.
Относительно наших партнеров, кроме США, то прибавлю: мне очень нравится, что британцы значительно раньше, по меньшей мере, немцев и французов, раскусили сущность путинского режима. В дипломатии большое значение имеет персональный эмоциональный момент. Скажу откровенно, когда Борис Джонсон еще был министром иностранных дел, он во время своего визита в Украину побывал на Аллее Героев. И мне рассказывали люди, которые были рядом с ним, что на него это произвело действительно исключительное и глубокое впечатление. Скорее всего, он почувствовал и осознал, что пережили украинцы на том месте, где Джонсон тогда стоял во время визита. Такие вещи много весят в том, как формируется позиция лидеров. Нынешнее правительство Великобритании является нашим партнером и союзником не только формальным, но и ментальным. Нашей украинской дипломатии это надо использовать в полной мере. В этом плане тот же визит господина Кулебы в Лондон прибавит позитивные импульсы для диалога и для еще большего поощрения быть Великобритании привлеченной к процессу урегулирования, в том числе через снабжение Украине новейшего вооружения.