Перейти к основному содержанию

«Украинцев не «построить»

На днях Юрий Фоменко — воин из Днепропетровщины, который имеет свои уникальные наблюдения за нашей ментальностью и собственное позитивное виденье будущего Украины, стал гостем «Дня»
01 июля, 09:51
ЮРИЮ ФОМЕНКО ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ ИДЕЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА: ЧИТАТЬ «БРОНЕБІЙНУ ПУБЛІЦИСТИКУ» С КАРАНДАШОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С Юрием Фоменко — воином, блогером, агрономом — мы познакомились в марте этого года в интернете. Его рассказы и фото с передовой задевали. Свои записи еще до войны, которая позвала его из мирного Днепропетровского дома, пан Юрий называл «Записками пана Бродника» — доступные размышления простого украинца о нашей судьбе, о наших людях, нашей ментальности и истории. Однажды в разгар военных действий автор «записок» попал в кадр в момент осмотра озимой пшеницы. Автомат, опасность, война и пшеничка в руках агронома. Архетип украинца — нашего Антея.

В конечном итоге это знакомство вылилось в широкий обнародованный материал о войне, о селе, о людях. Говорили мы тогда вроде бы о войне, а в действительности искали себя через нее. Впритык всматривались в свои беды и изъяны, силу и слабость, таланты и низость. И все это с юмором и обобщениями, ныряя в историю и правду настоящего. А на днях виртуальным друзьям пришлось «развиртуализироваться». Находясь в отпуске, пан Юрий пришел в редакцию газеты «День». Главный редактор «Дня» Лариса Ившина подарила нашему герою-степняку книги из библиотеки редакции, которые еще до войны предвещали, намекали и предупреждали. «До нынешней войны продолжалась другая война, — говорит Лариса Ившина в беседе с Юрием Фоменко, — война, в которой мы были в одиночестве. Война нашей газеты с режимом Кучмы». Действительно, корни беды на Донбассе достигают глубины, и искать причины ее на поверхности отрывочных фактов с телеэкранов не стоит. К трагедии мы шли еще со времен Леонида Кучмы, когда началось вымывание национального скелета, когда кланово-олигархические группы и политики стали на сторону опасной игры с собственным народом, разрывая его на «своих» и «чужих». К сожалению страна шла по пути инерции, а не реформирования. Так мы пришли к страшной реальности.

«Сейчас в Днепропетровске летают вертолеты с ранеными, а ночью начинают гонять скорые помощи — из аэропорта в госпиталь, — говорит Юрий Фоменко, — Вот такая реальность, напоминающая даже в мирном городе о том, что идет война».

Выдержки из беседы предлагаем читателям:

О ЗНАЧЕНИИ КНИГИ НА ФРОНТЕ

«Сейчас я читаю «Силу м’якого знака». Серия «Бронебійної публіцистики» на этой неделе поедет на фронт. Вручу эти книги заместителю командира батальона по воспитательной работе. Это будет полезным источником для того, чтобы «нагружать» бойцов интеллектуальным оружием. На войне я много читал, в частности, Франко, Шевченко, Паустовского, Чехова. Чехов, насколько видно из его произведений, вообще наш человек. Он пишет «бджола» и «ведмідь» в русском языке. Прочитал, в конечном итоге, все о гибридной войне у Ленина. Ничего нового Кремль не выдумал. Гражданская война в Украине планировалась по схемам Ленина. Майдан, противостояние, пролитая кровь, чтобы показать Европе, что с нами нечего связываться, а впоследствии вмешательство «миротворческих» сил России — это была формула вторжения на наши земли, как это было еще в начале 20-го века. Но гражданской войны сейчас в Украине не вышло. Напротив, общество сплотилось против врага».

О БУДУЩЕМ УКРАИНЫ

«Считаю, что нужно сделать ставку на молодежь. Опыт и осторожность могут помочь, могут научить, могут сохранить то, что имеем. Но прорыв можно сделать лишь на базе неординарных шагов, то есть свежего, нестандартного мышления, носителем которого является молодежь. Так мне говорил один дед и прибавил: чужой ум не одолжишь, нужно свой затачивать о чужой».

О ФИЛОСОФИИ И ВОЙНЕ

«Возможно человек, который вырос на селе, имеет особое мышление и естественную склонность к познанию человеческой сущности. Все агрономы, лесники, фермеры по своей жизни  должны быть наблюдательными. Когда я служил еще первый раз в армии, то был в Монастырском саду в Охтырке на Чернечей горе, где Григорий Савич Сковорода решил стать философом. Возможно, когда я рыл окопы, то подхватил эту склонность к размышлениям и познанию. Сама жизнь разбрасывает перед нами спектр ситуаций, типов людей, их оригинальных мыслей. Это наши люди и в них пульсирует наш ген. А это ответы на сверхсложные вопросы, в первую очередь, что мы должны помнить о себе и как выжить».

О ФЕНОМЕНЕ ДНЕПРОПЕТРОВСКА

«Нужно начать с вопроса — что является национальной идеей украинца? Наша национальная идея — это осознание собственной самодостаточности. Мой хутор, мой дом, мой бизнес, моя территория. И как только кто-то зарится на наше, то здесь мирный дух украинца загорается. Действительно, не все были уверены в том, что украинцы в том страшном испытании, которое выпало на нашу судьбу, проявят себя так воинственно, решительно и жертвенно.

В свое время Днепропетровский университет подчинялся Москве, а не Киеву. Тогда советский Киев не замечал многих процессов в этом вузе, а Москва была достаточно далеко. Там выросла целая плеяда историков, у которых были интересные исследования. В частности выражена следующая мысль — когда на наши земли заходили турки с татарами, то они, как правило, ограничивались данью. Россия же изменяла отношение к собственности. Это противоречит украинской ментальности, потому что для нас собственность, свой хутор — это святое. Когда началась в прошлом году война, на Днепропетровщине много людей поднялось независимо от национальности. Они почувствовали угрозу для собственности. Нужно еще отметить, что определенную роль в патриотическом воспитании, как ни странно, сыграли пророссийские преподаватели. Ложь была настолько очевидной, что порождала стремление искать истину. Внушалось, что неполноценна украинская нация, что и провоцировало внутреннее возмущение. Если наших людей не «споить», не «снаркоманить», то земля возьмет свое. Она напомнит и о национальной памяти, и о корнях. Украинцев нельзя построить. Нужно и государство строить, отталкиваясь от этой истины. Мы способны на Майдан. Россия в этом плане на Майдан не способна. Лишь на грабительский бунт «бессмысленный и беспощадный».

Игорь Коломойский — это бизнес. Он так же стал на защиту своих интересов, которые были сплетены с интересами Днепропетровщины. В Украине олигархов считают «злыми ангелами». Но когда началась война, то Коломойский со своей командой стал на защиту национальных интересов и это сыграло большую роль, ведь военные почувствовали, что за ними стоит действенная сила. Где-то они тратили свои средства, где-то чужие, где-то был и пиар, но все это сыграло на пользу Украине. Мы выиграли время, и враг не сориентировался, что мог пойти в наступление дальше, когда мы были еще очень слабыми. В конечном счете, назовите мне территорию, которую завоевала Россия и она начала процветать!? Все после них разрушено, истреблено, ограблено».

О ФЛАГАХ НА БЛОК-ПОСТУ

«У меня на блок-посту действительно развешены флаги разных стран. Украины, США, Канады, Израиля, блока НАТО, других. Селянам я говорю, что бизнес Израиля заинтересовался вложить инвестиции в местный ларек. Кто-то на эти шутки ведется, кто-то улыбается. В свое время произошла битва народов против Тевтонского ордена. А сейчас продолжается война народов против российской агрессии. Я просто вывесил флаги тех стран, которые нам помогают морально и материально».

О ЮМОРЕ НА ВОЙНЕ И ОБ ОТНОШЕНИЯХ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ВОСТОКА

«На войне без шуток прожить нереально. Юмор помогает и отвлечься, и наладить отношения с местным населением. Мы пришли на Донбасс ради этих людей. Когда они видят наше к ним отношение, видят, что солдаты чистые, вежливые, трезвые, дружелюбные, то становятся на нашу сторону. Когда мы пришли в одно село около Горловки, то половина населения была против нас, а половина ни за кого и несколько людей — за нас. Когда нам пришлось передислоцироваться, то большая часть была за нас, меньшая часть вместе с главой сельсовета и батюшкой Московского патриархата против. О роли последних — в интересах России — отдельная тема. Могу сказать, что селянина не обманешь и он, рассматривая село в тепловизор, видит, чьи дома обогревались зимой без какой-либо экономии. Это дома батюшек, которых мы на блок-постах не видели все 10 месяцев. Сами же люди нам и ремонтировали технику, и пекли нам пирожки, и всячески помогали».

О БОЕВОМ ДУХЕ

«Наши бойцы в боях доказали, что украинский солдат стоит как минимум трех русских. Мы не просто умеем драться. Мы высоко мотивированы военные. Русские и их наемники явно устали. Их используют в качестве пушечного мяса и на Донбассе они не ради идеи, а за деньги или по приказу. Соответственно желание погибать у них гаснет довольно быстро. За что они воюют? Что делают на чужой земле? Рано или поздно, несмотря на всю мощную пророссийскую пропаганду, такие вопросы возникают у них в голове».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать