Украинская матрешка
Почему Юлию Тимошенко не любят на малой родинеПо мере приближения выборов на Днепропетровщину зачастили столичные эмиссары Всеукраинского объединения «Батьківщина». «Будить» общественность на родине семьи Тимошенко уже приезжали академики О. Билорус и М. Павловский, презентовавшие свои научные труды. Появлялись перед местной публикой также Д. Чобит и С. Хмара. Первый — как писатель, второй — как читатель и литературный герой на презентации книги, написанной о нем и изданной... два года назад. Автор этой книги — днепропетровская поэтесса Леся Степовичка, изучив жизненный путь и карьеру Степана Ильковича, решила назвать свой труд «Rara avis», что в переводе с латыни значит «редкая птица» или «белая ворона». И хотя поклонники С. Хмары, не соглашаясь с таким названием, величали его «орлом», сам он скромно давал понять днепропетровцам, что они до сих пор не разглядели «птицу» покрупней.
Речь, разумеется, шла о Юлии Тимошенко — «уникальном предпринимателе и политике» из Днепропетровска, которая в недалеком прошлом пыталась взять под свое «крыло» не только газовый рынок, но и топливно-энергетический комплекс Украины, а ныне объявила борьбу с засильем олигархических кланов. И хотя, как говорят в народе, «птицу видно по полету», а на Днепропетровщине еще не забыли славные дела тимошенковской корпорации «ЕЭСУ», процветавшей во времена П. Лазаренко, с посланцами «Батьківщини» в чем-то трудно не согласиться. В отличие от других политиков с днепропетровскими «корнями», Юлия Тимошенко остается у себя на родине, как это ни удивительно, особой малоизвестной. Похоже на то, что она никогда не стремилась «светиться» перед своими земляками, предпочитая ехать с речами во Львов или Донецк, но отнюдь не в Днепропетровск. Даже бывалые журналисты с трудом припоминают едва ли не единственную пресс-конференцию в «ЕЭСУ», когда сердитая Юлия Владимировна критиковала действия Генпрокуратуры и налоговиков. Позднее затерялись следы и самой могучей корпорации, пустившей споры, как поговаривают, в регионы Украины. О нынешнем лидере «Батьківщини» на ее родине сегодня напоминает лишь скромная парторганизация, на мероприятиях которой мелькают лица бывших функционеров лазаренковской «Громады» да некоторых родственников бывшей «газовой принцессы».
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
И все же память о Юлии Тимошенко, которую многие помнят как Юлию Григян, среди земляков окончательно не стерлась. Ведь как бы там ни было, а в Днепропетровске она родилась, выросла и сколотила немалый капитал. Помнится, на одной из последних презентаций, устроенных сторонниками «Батьківщини», пожилая жительница города охотно делилась воспоминаниями с местными журналистами, утверждая, что якобы хорошо знала родственников Юлии Владимировны, проживавших на улице Южной и проспекте Кирова, ее мать — диспетчера АТП Людмилу Николаевну, отца — просто инженера Владимира Абрамовича, а также бабушку Марию Осиповну, работавшую некогда технологом на кондитерской фабрике. Вспоминала женщина и о маленькой Юле, проживавшей вместе с матерью в обыкновенной «хрущевке». В завершение она подарила недавно изданную в Киеве книгу «Невыполненный заказ», автор которой брал интервью у самой Ю. Тимошенко.
Откровения Юлии Владимировны, если их можно назвать таковыми, и впрямь занимательны. Так, рассказывая о своем далеком детстве и лоскутных занавесках в родительской квартире, она, судя по опубликованному, ни словом не обмолвилась, например, о школе и своих наставниках-учителях, а также о школьных товарищах. Выглядит это тем более странно, что большинству наших граждан, которые помнят, «с чего начинается Родина», подобные воспоминания греют душу. Впрочем, о роли отечественной школы и образования немало прекрасных слов написано в программных документах партии «Батьківщина». Однако, читая их, почему-то вспоминается история, приключившаяся в Днепропетровске со средней школой № 75, которую заканчивала сама Юлия Тимошенко.
Школа эта расположена в районе проспекта Кирова, на склоне внушительной балки. В середине 90-х, как раз в те времена, когда семейный бизнес Тимошенко находился на крутом подъеме, «родная» школа Юлии Владимировны поползла вниз. Стены еще не ветхого здания дали опасные трещины, и во избежание худшего учеников вместе с педколлективом «временно» перевели в СШ №16. С тех пор, в течение многих лет, два учебных заведения ютились под одной крышей. Щедрого спонсора среди местных бизнесменов так и не нашлось, а изыскать меньше пяти млн. гривен в «дырявой» казне города власти долго не могли. Проблема 75-й школы неоднократно обсуждалась на сессиях горсовета и в местной прессе, но ситуация практически не менялась, пока на нее не обратило внимание руководство государства. Так или иначе, но в сентябре прошлого года восстановленное здание в торжественной обстановке передали ученикам и педагогами. Теперь на его стене висит памятная табличка, повествующая о том, что школа № 75 была «реконструирована во исполнение указа Президента о национальной программе «Дети Украины». По иронии судьбы, часть средств на восстановление школы поступила от продажи земельного участка как раз под тем зданием, где когда-то находился офис «Единых энергетических систем Украины» — корпорации, ворочавшей в середине 90-х годовым оборотом в 10 миллиардов долларов!
Конечно, учителя СШ № 75 о своей знаменитой выпускнице никогда не забывали, а у директора школы до сих пор хранится коллективная фотография десятиклассников, на которой юная комсомолка Юлия Григян устремленно смотрит в будущее. Правда, педагоги никак не могут вспомнить, когда в последний раз видели Юлию в стенах родной школы. Не появилась она, как говорят, и на последнем юбилее выпуска, хотя там ее, безусловно, ждали. Наставники на бывшую ученицу, по их словам, не обижаются и понимают, что жизнь крупного бизнесмена, а тем более политика, заботящегося о благе Украины в целом, полна хлопот. К тому же, говорят они, Юлия Владимировна — «женщина семейная, а кто из нас не знает, что такое семья?»
ЛЮБОВЬ, КОМСОМОЛ И... СЕМЬЯ
О семье Тимошенко, с которой Юлия Григян — простая девушка с проспекта Кирова — в результате замужества породнилась в студенческие годы, в Днепропетровске рассказывают чуть ли не легенды. Несмотря на скромные упоминания Юлии Владимировны о том, что «семья мужа была ничуть не богаче, чем наша с мамой», ее глава — Геннадий Афанасиевич Тимошенко — в советские времена занимал весьма заметные должности. Выпускник транспортного института, он прошел все ступени карьеры местного руководителя — работал главным инженером в управлении Приднепровской железной дороги, начальником управления лифтового хозяйства, председателем Кировского райисполкома г. Днепропетровска. Более десяти лет Тимошенко-старший возглавлял областное управление кинофикации — организацию, располагавшую мощной материальной базой и занимавшуюся не только кинопрокатом, но и развитием сети кинотеатров по всей области. В период «перестройки» в культурных учреждениях подобного типа начинающие предприниматели бойко крутили видеофильмы, торговали видео- и аудиокассетами, а в вестибюлях гремели звонкой монетой игральные автоматы.
Вспоминая о том периоде, Юлия Владимировна, успевшая после окончания Днепропетровского университета несколько лет поработать инженером-экономистом на Днепровском машиностроительном заводе, признает, что ее путь в бизнес начался с видеопроката. Почва для этого, как можно догадываться, была самая благодатная. И хотя Ю. Тимошенко, как бы отмежевываясь от партийно-комсомольского бизнеса, заявляет, что «не была членом КПСС и не была «задорным комсомольским активистом», во всех ее жизнеописаниях фигурирует некой молодежный центр «Терминал».
А вот он-то как раз и оказывается, при ближайшем рассмотрении, обычной комсомольской «хозрасчетной» структурой, созданной в августе 1989 года при Ленинском райкоме ЛКСМУ г. Днепропетровска. Решением бюро того же райкома центру был выделен установочный фонд и утверждены штаты. По существовавшей тогда практике, подобные предприятия утверждались еще и на бюро обкома, а отчисления от хозяйственной деятельности должны были пополнять комсомольскую казну. Впрочем, молодые предприниматели, получавшие немалые льготы, как вспоминают бывшие комсомольские функционеры, быстро осваивали технологии, позволявшие работать прежде всего на свой карман. Всего при Днепропетровском обкоме ЛКСМУ, в те времена, когда его возглавлял нынешний лидер «Трудовой Украины» Сергей Тигипко, существовало едва ли не полторы сотни подобных «хозрасчетных формирований». Среди них в справочнике обкома можно найти и МЦ «Терминал», занимавшийся «культурными программами и видео», и расположенный, судя по указанному адресу, в... летнем кинотеатре парка им. Шевченко. Как бы там ни было, но в Днепропетровске шутят, что под известным ленинским лозунгом «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» вполне могла бы стоять фамилия Тимошенко. Правда, повесить этот лозунг в Днепропетровске сегодня, по сути, некуда — почти все кинотеатры города приватизированы и превращены в торговые точки. Метаморфозой этой недавно заинтересовался областной прокурор, пытающийся разобраться в сценарии «приватизационного» сериала.
Конечно, за давностью лет Юлия Владимировна что-то могла и запамятовать. По крайней мере, сегодня она лишь вспоминает, как году этак в 1990-м «у друзей родителей мужа» тайком занимала 5 тысяч рублей на обзаведение бизнесом. «А через пять лет, — мимоходом замечает Ю. Тимошенко, — ценой невероятных усилий (нужно ли рассказывать о них сейчас?) корпорация, которую я к тому времени возглавляла.., имела годовой оборот 10 миллиардов долларов».
Скромность, как известно, украшает человека, но почему бы Юлии Владимировне, достигшей феноменальных результатов в бизнесе, и в самом деле не поделиться секретом преуспевания, например, с молодым поколением украинских предпринимателей. Общественности, безусловно, интересно было бы знать, из сложения каких капиталов уже весной 1991 года в Днепропетровске появилась корпорация «Украинский бензин» (КУБ), которая в первой половине 90-х стала едва ли не монополистом в обеспечении сельского хозяйства области нефтепродуктами? Как известно, трейдеры в то время неплохо поживились на бартерных схемах, позволявших не только за бесценок получать сельхозпродукцию, но и квоты от местной администрации на торговлю металлом.
«Идеологом» КУБа многие считают бывшего работника областного аппарата Александра Гравца, который ныне проживает в Израиле. Но немаловажно другое — в начале 90-х не только аграрный сектор, но и вся индустриальная Днепропетровщина оказались в крепких руках губернатора Лазаренко, без внимания которого не осталась ни одна сфера предпринимательства, где делались приличные деньги. Трудно даже предположить, что в заповедной зоне губернаторских интересов — сельском хозяйстве, которым Павел Иванович руководил и как заведующий отделом обкома КПУ, и как начальник областного управления агропромышленных объединений (в просторечии — ОБЛАПО), кто-либо мог заниматься «самодеятельностью». О характере отношений, складывавшихся между бизнесом и властью, пожалуй, можно судить по теперешним заявлениям американских и украинских правоохранительных органов, из которых следует, что предпринимателям предлагалось поделиться долей на условиях предоставления «статуса наибольшего благоприятствования». Попавшим под такую «крышу» удалось подняться, как на дрожжах, тем более, что источником первоначального капитала могли быть средства, «оставшиеся в наследство» от комсомола и партии, «прорехи» в бюджете и, попросту, деньги теневых дельцов, которыми город на Днепре славился и в годы социализма. От сложения этих капиталов, как грибы после дождя, в начале 90-х возникли приватные банки, корпорации и другие коммерческие новообразования. И стояли за ними отнюдь не молодые специалисты по научной организации труда.
В связи с этим вспоминаются откровения днепропетровского бизнесмена средней руки, который в частной беседе рассказывал как по своей наивности в начале 90-х сунулся было в «газовую» сферу. «После долгих хождений по кабинетам, — со смехом признался он, — я обнаружил, что «посторонним» там делать нечего». Предпринимателю, который одновременно с Тимошенко начинал заниматься бензиновым бизнесом, по его признанию, «осталось лишь облизнуться».
Тем не менее, у Юлии Владимировны, вернее, у структур, в которых она трудилась, все получалось. Впрочем, содружество это оказалось недолгим и осенью 1995 года была создана корпорация «Единые энергетические системы Украины». Расцвет ПФК «ЕЭСУ» до странного совпал с выходом П. Лазаренко на новый виток политической и хозяйственной карьеры в Кабмине, а начало ее упадка — с отставкой Павла Ивановича и последовавшими за этим событиями. Так или иначе, но корпорация в упомянутый период становится крупнейшим в Украине оптовым импортером российского газа. В 1996 — 1997 годах ЕЭСУ поставляла его в семь областей, отвечала за взаиморасчеты с РАО «Газпром» и АО «Укргазпром» в части транспортировки газа через территорию Украины. Кроме того, корпорация получила право обеспечивать газом коммунально-бытовую сферу и население. Стоит ли удивляться, что в «зону влияния» ЕЭСУ попали тысячи предприятий, а оборот корпорации начал исчисляться миллиардами. Столь небывалый финансовый успех само собой ассоциировался с именем президента корпорации, которую и начали величать в прессе «газовой принцессой». Титул принца или короля почему-то остался вакантным, хотя имя основного претендента ни для кого не было секретом.
Впрочем, случается, что коронованных особ «играет свита». А люди, знакомые с работой корпорации «не понаслышке», не отрицают бойкого характера Юлии Владимировны, в то же время настоящим «мозговым центром» ЕЭСУ и творцом хитроумных схем считают все того же вице-президента А. Гравца, а организатором работы — генерального директора Геннадия Афанасьевича Тимошенко. Говорят, что именно Тимошенко-старший, давний знакомый П. Лазаренко и знаток днепропетровских кадров, смог собрать под крышей корпорации множество бывших чинов областной и городской власти, руководителей предприятий и правоохранительных органов, задействовав их обширные связи — капитал не менее ценный, чем деньги.
Интересно, что подавляющее большинство днепропетровцев в те времена даже не подозревали о существовании в их городе «семейной» корпорации с многомиллиардными оборотами. Большие дела делались без шумной рекламы, в тиши кабинетов. Точно также тихо, после начала громких разоблачений, последовавших за отставкой Лазаренко, оттуда «отчалили» умудренные опытом люди. Некоторые из них, очевидно, не желая искушать судьбу, уехали очень далеко. Могучая корпорация, большая «трудовая семья», некогда имевшая полторы тысячи штата и, по некоторым данным, задолжавшая в казну 1,4 млрд. гривен, под жгучими взглядами налоговых инспекторов, как айсберг, растаяла и растеклась множеством ручейков...
ПО СТАНИСЛАВСКОМУ
Сама «газовая принцесса», которую еще в конце 1996 года днепропетровская семья благословила на депутатство в Верховной Раде, вместе с опальным премьером П. Лазаренко попыталась возглавить «политическую оппозицию» в виде Всеукраинского объединения «Громада». Свекор Юлии Владимировны — генеральный директор ЕЭСУ Г. А. Тимошенко активно «разлил» на учредителей конференции днепропетровской областной организации этой партии, попутно рассказывая журналистам, что его семья уже заработала себе на безбедное существование, а теперь очень хочет «сделать что-то и для Украины».
Для начала по всей территории Днепропетровщины была организована «добровольно-принудительная» запись в партийные ряды целыми трудовыми коллективами. Об этом уникальном опыте «партийного сожительства» днепропетровцы до сих пор вспоминают с особым чувством. Помнят они и о подачках пенсионерам перед прошлыми парламентскими выборами, после которых выяснилось, что лидер «Громады» занимался «благотворительностью», распродавая коммунальную собственность «украино- панамским» компаниям.
Поговаривают, что близкие к Юлии Владимировне люди еще тогда советовали ей изобразить ссору с Павлом Ивановичем, дистанцироваться от него и сохранить бизнес, однако бывшей «газовой принцессе» было якобы нелегко остановиться. В том числе и с идеей импичмента Президенту, которую ввиду явной утопичности не одобрял и сам П. Лазаренко. «Размолвка» с ним состоялась, судя по всему, лишь год с лишним спустя, когда экс-премьера и благодетеля загнали в угол швейцарские и украинские правоохранительные органы. А вскоре в парламенте появилась фракция из бывших сторонников Павла Ивановича и партия «Батьківщина», имеющая, как и «Громада», специфически днепропетровские «корни». Теперь, судя по высказываниям Юлии Владимировны, она активно открещивается от связей с Лазаренко, называя их «мифическими». Подобная амнезия у большинства днепропетровцев вызывает лишь иронические улыбки.
Как никакой другой политик Украины Юлия Тимошенко обладает настоящим даром перевоплощения. Ее артистические данные отмечают школьные учителя и бывшие одноклассники, а днепропетровский писатель и автор многочисленных романов о жизни местной «знати» Владимир Чередниченко даже заверяет, что в студенческие годы якобы играл с Тимошенко в одном спектакле.
Говорят, что совершенно не случайно, на разных этапах своей политической карьеры Юлия Владимировна появлялась перед электоратом в новом образе. Так, избиратели Бобринецкого округа на Кировоградщине имели счастье лицезреть «чудотворные деяния» газовой «мадонны», награжденной орденами Св. Варвары. Позднее иконный образ Ю. Тимошенко, очевидно, под влиянием славы британской принцессы Дианы, мягко эволюционировал в «Леди Ю.». «Мятежному» периоду, с отсидкой в СИЗО, соответствовал имидж «украинской Жанны Д'Арк», а в последнее время, перед парламентскими выборами, Юлия Владимировна своим внешним обликом многим напоминает военный плакат «Родина-мать зовет!» явно заимствованный у Натальи Витренко.
Не исключено, что такая «многоликость» стала причиной почти анекдотического случая, о котором рассказал один из бывших одноклассников Юлии Тимошенко. По его собственному признанию, он долго не мог взять в толк, что лидер «Батьківщини», гневно мечущая стрелы в политических оппонентов, это и есть та самая Юлия Григян, с которой ему довелось учиться в школе. Нечто подобное приходилось слышать и от бывших однокашников по университету и преподавателей, с трудом вспоминавших тихую и неприметную студентку. Образ реальной Юлии Владимировны в сознании многих ее земляков выглядит еще прозаичней. Хочет того Ю. Тимошенко или нет, но в сознании днепропетровцев она прочно ассоциируется со своим бывшим соратником... Говорят, что в центре Днепропетровска, в торговых рядах, где продаются изделия народных промыслов, какой-то умелец с успехом торгует «политическими» матрешками. Одна из них удивительно похожа на Лазаренко. Внутри у него, как можно догадаться, находится маленькая, похожая на Тимошенко...
Выпуск газеты №:
№49, (2002)Section
Подробности