Урок американского бума
состоит в качестве «человеческого капитала»
Американский бум после 11-го сентября кажется событием далекого прошлого, однако понимание того, что происходило в экономике США во второй половине 90-х годов очень важно для восстановления экономического развития после того, как уляжется тревога по поводу терроризма. Как удалось Соединенным Штатам, и без того занимавшим первое место с точки зрения благосостояния в первой половине десятилетия, ринуться вперед в еще более быстром темпе и сохранять его в течение нескольких лет. И что не дало другим странам с развитой экономикой сделать то же самое?
Реальный валовой внутренний продукт на душу населения в США возрос за этот период приблизительно на $5 000 и составил $36 000 в год в 2000 году, что существенно превысило средний годовой рост в 3%. Высокие темпы роста также проявились и в нескольких менее крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таких как Австралия, Финляндия и Ирландия. Однако ни одна большая промышленно развитая страна не смогла даже приблизиться к США по экономическим показателям.
Именно такая несоразмерность и инициировала появление идеи «новой экономики», вызвавшей горячие дебаты среди политиков и экономистов. Считалось, что завидное американское сочетание повышенного экономического роста и незначительной инфляции является результатом высокой производительности, связанной с использованием новейших технологий, что, в свою очередь, позволяло поддерживать быстрый, устойчивый рост во всей экономике. Но вскоре стало ясно, что производство товаров и услуг такого рода является только частью комплексного процесса. В противном случае, почему показатели валового внутреннего продукта остаются на прежнем уровне в Японии, богатой на высокие технологии, но стремительно повышаются в Австралии с ее сравнительно небольшим сектором экономики, занимающемся производством высокотехнологичной продукции?
Ответы на некоторые из этих вопросов предлагает опубликованный недавно Организацией экономического сотрудничества и развития отчет под названием «Новая экономика без прикрас», являющийся результатом двухлетнего изучения источников экономического роста. В этом отчете говорится о том, что достижение быстрого и стабильного роста требует внимания к широкому спектру вопросов, составляющих экономическую политику государства. Некоторые из них, как, например, вопросы, связанные с информационными и коммуникационными технологиями, являются совершенно новыми. Другие существуют давно: сюда относится и качество человеческого капитала и общая экономическая обстановка, т.е. условия для ведения бизнеса, нововведений, финансирования и предпринимательства. Основной вывод заключается в том, что государство может повысить свой потенциал для долгосрочного экономического развития только посредством принятия комплекса взаимосвязанных, взаимно подкрепляющих друг друга мер, а ни в коем случае не предоставлением одной области экономической политики приоритета перед остальными.
Однако роль высоких технологий, которым уделяется столько внимания в исследованиях «новой экономики»,— это не просто рекламный трюк. Было подсчитано, что во второй половине 1990-х годов инвестиции в информационные и коммуникационные технологии в США стимулировали экономический рост на почти одну процентную точку в год. Подсчеты других стран свидетельствуют о столь же впечатляющих результатах. Однако в то время как производство товаров и услуг из области информационных и коммуникационных технологий может поддерживать экономический рост, оно не является необходимым условием. Что действительно имеет значение, так это эффективное и широкое использование новых технологий, что и является объяснением высокого роста производительности в Австралии за последние годы.
Таким образом, жизненно важным является обеспечить такие цены на высокотехнологичную продукцию, которые были бы приемлемы как для предприятий, так и для частных лиц, одновременно поощряя конкуренцию среди мировых производителей аппаратного и программного обеспечения. Дальнейший прогресс регулирующей реформы в секторе телекоммуникаций был бы очень полезен, равно как и меры по упрочению доверия потребителя к информационным и коммуникационным технологиям. Действительно, правительственные учреждения могли бы больше поощрять использование информационных и коммуникационных технологий в своей работе (т.н. электронное управление).
Наряду с новейшими технологиями традиционные вопросы, касающиеся использования рабочей силы и человеческого капитала, сохраняют твердые позиции в программе стратегии развития. Разница в степени задействования рабочей силы по-прежнему служит объяснением значительной части различий в размере валового внутреннего продукта на душу населения в странах ОЭСР. Таким образом, дальнейшие реформы рынка труда в некоторых странах могут привести к увеличению экономического роста и повышению уровня жизни.
Более того, при растущих доказательствах прочной взаимосвязи между экономическим ростом и средним уровнем образования, государственная политика должна быть направлена на увеличение усилий по повышению образовательного уровня рабочего персонала. Наличие и высокое качество образования и ухода на ранней стадии жизни ребенка, предотвращение отсева учащихся из средней школы и поощрение более тесной связи между высшим образованием и рынком труда остаются вопросами, над которыми еще предстоит серьезно поработать.
Конечно, успешная стратегия развития, основанная на высокой норме инвестиций в физический и человеческий капитал, требует сохранения макроэкономической стабильности. Крупное инвестирование в технологии, способствующие увеличению производительности, сыгравшее большую роль в сохранении низкого уровня инфляции в 1990-х, поддерживалось антиинфляционной политикой, которая уменьшила неопределенность и способствовала установлению уверенности в завтрашнем дне.
Строгий контроль за исполнением бюджета, например, снизил до минимума растраты, представляющие собой риск для долгосрочного развития. В то время как общий размер налогов может продолжать сдерживать экономический рост в некоторых странах, указывая на необходимость дальнейшего пересмотра статьи расходов, необходимо произвести тщательную оценку приоритетов при расходовании бюджета, так чтобы не оказалась упущенной возможность государственного инвестирования в отрасли, обещающие высокие доходы.
И, наконец, широкое поощрение новаторства и предпринимательства является совершенно необходимым в существующей на сегодняшний день экономической обстановке. Открытые конкурентные рынки обычно способствуют проявлению творческого подхода к делу, но и правительство играет здесь важную роль. Правительство должно:
— обращать большее внимание на фундаментальные исследования;
— улучшать структуры, стимулирующие развитие частного сектора, в частности посредством усиления мониторинга и защиты прав на интеллектуальную собственность;
— способствовать уменьшению сдерживающих факторов, с которыми сталкиваются предприниматели, путем снятия административного бремени, упрощения правовой структуры и упразднения препятствий для финансирования новых предприятий.
Нам, конечно же, еще очень далеко до достижения ясного понимания факторов, обуславливающих экономическое развитие, а поэтому любой совет, касающийся экономической политики, должен даваться с учетом различных обстоятельств. И хотя недавнее исследование ОЭСР сосредоточено в основном на странах с развитой экономикой, оно затрагивает и некоторые вопросы, могущие послужить уроком всему миру. Особенно заслуживает внимания вопрос важности человеческого капитала в условиях обусловленного глобализацией увеличения потребности в работниках, способных быстро приспосабливаться к изменениям.
Главная задача для развитых стран заключается в обеспечении высоких доходов в обмен на знания и профессионализм. Развивающимся же странам сейчас более чем когда-либо необходимо понять, что инвестиции в образование дают наибольшую надежду на экономический и социальный прогресс.
Филипп ХЕММИНГС, штатный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Париж
Выпуск газеты №:
№173, (2001)Section
Подробности