Уроки московской трагедии
Прошло уже несколько недель после трагических событий в Москве, но их эхо не утихает и по сей день. Для москвичей и миллионов россиян захват заложников в театральном центре на Дубровке стал «своим 11 сентября». Беда не обошла и Украину. Около трех десятков наших соотечественников стали заложниками террористов, некоторые из них погибли.
Спираль неоднозначных последствий московской трагедии — политических, правовых, социально-психологических — только начинает раскручиваться. Нам, в Украине, также необходимо извлечь свои уроки из того, что случилось в Москве. И дискуссия, посвященная этой проблеме, в Украине фактически уже началась.
Формально все обстоит благополучно. Явно выраженных межнациональных конфликтов в Украине нет. Оптимальный баланс интересов крупнейших этнических общин поддерживается и на законодательном уровне, и в деятельности органов исполнительной власти. Но проблемы все-таки есть. Вот простой пример. Украинское законодательство запрещает распространение в какой-либо форме материалов, содержащих призывы к насилию и разжиганию межэтнической, расовой и религиозной розни. Однако указанная правовая норма, содержащаяся в целом ряде законодательных актов (в том числе и в Конституции), практически не работает.
Ассоциация национально- культурных объединений Украины, которую я возглавляю, пришлось около года судиться с известной и авторитетной просветительской организацией, чья областная газета для детей и юношества (!) напечатала подборку откровенно юдофобских материалов. Другое издание (популярный всеукраинский еженедельник) опубликовало заметку из разряда криминальной хроники о противоправных деяниях руководителя общественной организации немцев, проживающих в Украине, и при этом размещает шаржированное изображение немецкого солдата времен Второй мировой войны. Естественно, это оскорбило национальные чувства представителей немецкой общины в Украине. Причем после критических откликов это издание и не подумало извиниться и исправить положение. На деятельность скандальной газеты «Идеалист», которая из номера в номер печатала провокационные антисемитские материалы, прокуратура обратила внимание только после неоднократных обращений к Генеральному прокурору целого ряда народных депутатов. И это далеко не единичные примеры, их список можно продолжить.
После трагических событий 11 сентября прошлого года во всех влиятельных масс-медиа США выступили уважаемые и популярные в стране люди с призывом воздержаться от проявлений агрессии и нетолерантности по отношению к мусульманам. В американских школах прошли уроки, на которых учителя выступили с подобным обращением к школьникам. И это стало лучшим проявлением нравственного здоровья нации.
В конце минувшего года Ассоциация национально-культурных объединений Украины выступила с инициативой о проведении уроков толерантности в украинских школах. Министерство образования и науки нас поддержало. Но от педагогов и руководителей образовательных учреждений нередко приходилось слышать вопрос: «А зачем проводить эти уроки?» Мол, межнациональных конфликтов у нас пока нет, и слава Богу. Знакомая логика. В соответствии с ней разрешением проблем следует заниматься только тогда, когда от них никуда уже не денешься. Поэтому, наверное, мы и живем в режиме — от аварии до катастрофы, от катастрофы до аварии.
Приведенные примеры показывают, что формирование толерантности в межнациональных отношениях — это не только проблема государственных институтов. Характер и культура межэтнических и межконфессиональных отношений в огромной мере зависят от людей, влияющих на общественное сознание. Речь идет не только о педагогах. Особая ответственность лежит на политиках и журналистах, которые обращаются к многотысячной, а иногда и к многомиллионной аудитории. Не секрет, что уровень политической и информационной культуры многих наших политиков и журналистов оставляет желать лучшего. Оскорбить оппонента, посягнуть на его человеческое, в том числе — национальное и религиозное достоинство — пара пустяков, почти в рамках «нормы». И аргумент железный — свобода слова. Не дай Бог заикнуться о каких- либо этических ограничениях или политической корректности в подаче информационных материалов, тебя сразу могут записать в разряд противников демократии.
Убежден, нам крайне необходим также и Кодекс политической корректности. Эта идея может показаться наивной и утопичной. Но ведь не предлагается что-то сверхъестественное. Речь идет о соблюдении элементарных норм этики и закона (!). В конце прошлого года, еще до официального начала избирательной кампании, Ассоциация национально-культурных объединений Украины обратилась к политическим партиям и избирательным блокам с призывом не допускать в своих агитационных материалах и пропагандистской деятельности посягательств на национальное и религиозное достоинство своих политических оппонентов, избегать любых проявлений расизма и ксенофобии, не спекулировать в предвыборных дискуссиях на острых и проблемных вопросах межнациональных отношений. Увы, но далеко не все участники выборов прислушались к этому призыву. Однако он остается актуальным и сейчас. И события вокруг захвата заложников в Москве лишний раз в этом убеждают. Ведь корректность и толерантность в политических дискуссиях необходимо соблюдать не только во время предвыборных баталий.
В данном случае есть еще одно важное обстоятельство — речь идет о событиях в соседней с Украиной стране. Миллионы украинцев ежегодно посещают Россию, имеют там близких родственников и друзей. Поэтому, с одной стороны, велика вероятность того, что жертвами любого террористического акта на российской территории могут стать наши соотечественники. С другой стороны, подобные события неизбежно влияют на украинское общество, в том числе и на межнациональные отношения в нашей стране. Чеченская диаспора в Украине относительно невелика, но в последние годы она заметно увеличилась за счет беженцев с территории военных действий. Украинское государство с пониманием относится к проблемам людей, вынужденных покинуть свою родную землю. Им оказывается посильная помощь. Свою лепту вносят и общественные организации. В частности, Ассоциация национально-культурных объединений Украины в настоящее время создает в Харькове Центр социальной адаптации для беженцев и лиц без гражданства.
В нынешней ситуации следует соблюдать максимальную деликатность в оценках, избегать обобщений и радикальных характеристик, особенно когда речь идет о целых народах. К великому сожалению, средства массовой информации растиражировали достаточно резкие публичные заявления некоторых «общественных деятелей» по поводу трагических событий в Москве, что уже привело к определенным дипломатическим проблемам. А ведь Россия для нас — важнейший стратегический партнер, и даже косвенное втягивание во внутриполитический российский конфликт крайне невыгодно, более того — опасно для Украины.
Весьма настораживает то, что и ряд наших политиков пытается использовать драму с заложниками в своих целях, превратить ее в предмет собственных политических игр и спекуляций. К примеру, уместно ли сейчас, по горячим следам московских событий, заявлять о создании общества Украина—Ичкерия? Однако партия, оказавшаяся на обочине политической жизни, пытается таким образом напомнить о своем существовании. Негативные последствия для украинской дипломатии и межнациональных отношений в нашей стране при этом во внимание не принимаются.
Очень неоднозначно была воспринята и попытка ряда народных депутатов Украины выступить в роли «вызволителей» украинских граждан, оказавшихся среди заложников. Не сомневаюсь в искреннем желании своих коллег помочь нашим соотечественникам, оказавшимся в беде. Но они поехали в Москву как частные лица, не имея официальных полномочий для выполнения посреднической миссии. Поэтому не стоит обижаться на российские власти, которые не позволили нашим депутатам включиться в переговорный процесс с террористами. И что получилось в итоге? В российских СМИ пошла волна спекуляций на тему об «особом» отношении боевиков к украинским заложникам. Кое-кто договорился до кощунственных утверждений, что, мол, украинцев выпускают потому, что их военные сбили российский самолет с израильскими гражданами. В результате наших сограждан, как и других иностранцев, бывших в числе заложников, террористы не выпустили. А вот очередная порция негатива в украино-российские отношения была добавлена.
Нередко задается вопрос — все ли было сделано для спасения украинских граждан, оказавшихся заложниками в театральном центре на Дубровке? Всесторонняя оценка того, что случилось, необходима, в том числе и на уровне Верховной Рады. Но этого недостаточно. Надо искать ответ и на другой вопрос: как должны действовать наши власти в подобных ситуациях? Терроризм стал глобальным явлением. Ни одна страна в мире не застрахована от возможности совершения террористических акций на ее территории. Необходимо уже сейчас учесть драматический опыт событий в Москве.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Е.К.Марчук высказался за скорейшую разработку целого ряда законодательных актов, связанных с противодействием терроризму. Депутатский корпус Верховной Рады должен активно подключиться к этой работе. Параллельно необходимо выработать четкую схему взаимодействия органов государственной власти Украины в ситуациях, подобных недавним московским событиям. Депутаты не должны подменять дипломатов, а частная политическая инициатива — официальную деятельность государственных органов. В любом случае действия представителей государства в подобных чрезвычайных ситуациях должны четко координироваться. Возможно, есть необходимость в проведении специальных парламентских слушаний по данному вопросу.
И последнее. Один из главных уроков московской трагедии — отношение к терроризму. Вещи нужно называть своими именами. Захват заложников — акт терроризма. Террор — последний аргумент политических негодяев. И не следует играть в слова, жонглировать понятиями «борьба за свободу и национальную независимость», «противодействие агрессорам». За независимость можно бороться по-разному. Когда разменной монетой в такой борьбе становятся жизни простых людей, не причастных к боевым действиям, то этим действиям не может быть оправдания, чем бы они ни мотивировались. Терроризм не имеет национальности. Это проявление вселенского зла. И те, кто оправдывает террористов, становятся косвенными соучастниками их действий.
Выпуск газеты №:
№208, (2002)Section
Подробности