Утрата персональная и историческая

«Ще не вмерла України
і слава і воля...»
Около 8 тысяч человек пришли в воскресенье в киевский Дом учителя попрощаться с лидером партии Конгресс украинских националистов, старейшим народным депутатом Украины Ярославой Стецько, которая скончалась на 83-м году жизни 12 марта в Мюнхене. С 9.45 к Дому учителя тянулась вереница людей, пришедших отдать последние почести главе КУН. Они несли венки, перевязанные траурной лентой желто-голубые национальные флаги, хоругви с надписью «Конгресс украинских националистов», красно-черные флаги «Организации украинских националистов (бандеровцев)». Попрощаться с выдающимся политическим и общественным деятелем Украины пришли известные политики, в частности, спикер Верховной Рады Владимир Литвин, вице-премьер Дмитрий Табачник, министр образования и науки Василий Кремень, посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн, народные депутаты — лидер блока «Наша Украина» Виктор Ющенко, глава БЮТ Юлия Тимошенко, лидер Соцпартии Александр Мороз, лидер фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук, лидер Народного руха Украины Геннадий Удовенко, первый украинский космонавт Леонид Каденюк, Борис Тарасюк, Юрий Кармазин, Анатолий Матвиенко, Левко Лукьяненко, Николай Томенко, Иван Плющ, Андрей Шкиль, Роман Бессмертный, Степан Хмара и другие. После 13.00 траурная процессия пешком двинулась по улице Владимирской в сторону Байкового кладбища. Гроб с телом Я.Стецько везли в автобусе, движение по улице было перекрыто. Я.Стецько похоронили на участке, расположенном недалеко от могилы украинского поэта Василия Стуса. На кладбище состоялся траурный митинг, где выступили коллеги, друзья Я.Стецько, политические деятели. Поминальную службу провел владыка Киево-Вышгородской экзархии Украинской греко-католической церкви Василий Медвит совместно с православными епископами.
ПРЕДАННЫЙ СВОЕМУ ДЕЛУ ПОЛИТИК И ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЯРОСЛАВА СТЕЦЬКО ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ СТАЛА ЛЕГЕНДОЙ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА, ИЗВЕСТНОЙ ВСЕМУ МИРУ
Первый президент Украины, народный депутат Украины Леонид Кравчук познакомился с пани Славой в 1992 году, когда она, вернувшись на Родину после почти полувековой вынужденной эмиграции, решала вопрос украинского гражданства. В те времена, когда многие наши соотечественники еще не успели осознать, что такое независимость, Ярослава Стецько буквально излучала, по словам Л. Кравчука, непреклонную веру в правильность избранного пути. «Если бы таких людей было больше, — сказал Леонид Кравчук «Дню», — государственно-созидательные процессы в Украине шли бы быстрее. Ярослава Стецько была убежденным антикоммунистом (имея, безусловно, на это право), подчеркнул также Л. Кравчук, — в то же время с нею было очень легко общаться. Пани Слава всегда исповедовала и демонстрировала цивилизованные принципы и подходы, т.е. была предсказуемым политиком. В парламенте нынешнего созыва Леонид Кравчук сидел почти по соседству с пани Славой, поэтому ему часто приходилось слышать, как метко она характеризовала некоторые выступления своих коллег. «У Ярославы Иосифовны было прекрасное чувство юмора, — вспоминает Леонид Макарович, — жаль, что об этом мало кому было известно...»
СЛАВА УМЕРЛА. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ОДНА...
Смерть Славы Стецько, кроме естественной жалости по умершей, еще раз заставила осознать сложность проблемы личности и истории. Насколько личность реализует себя в историческом процессе и насколько история воплощается в жизненном пути личности — от этого в решающей степени зависит оценка общественно-политического деятеля.
Жизнь Ярославы Иосифовны, ее страдальческий путь от Анны-Евгении Музыки до Славы Стецько — это путь от частного к общественному, от индивида к личности, от человека к символу.
История Украины последних семи десятков лет многогранна. Олицетворением одной из этих граней стала и пани Слава Стецько. Ее смерть — это утрата и персональная, и историческая. Несмотря на то, в какой мере осознают и каким образом оценивают это сегодня.
НЕКРОЛОГИ ИЛИ ПОЛЕМИКА С ЖИВЫМИ?
«Некролог» значит — «слово о мертвом». Пересматривая или слушая некрологические отзывы о покойнице, ловлю себя на ощущении — некро есть, логического нет. Более точно — исторической логичности. Потому что во многих отзывах логика какая угодно — текуще-политическая, принципиально-идеологическая, конъюнктурно-групповая — но отнюдь не историческая.
Даже в тех отзывах, которые... отсутствуют. Начну с них. То, что левые не отзовутся, ожидалось. Смерть бандеровки, бывшего руководителя Антибольшевистского блока народов — конечно, не повод для печали верных (и недостаточно верных) ленинцев. Но молчание целого ряда якобы респектабельных СМИ — признак того, что их хозяева преимущественно ныряют в политической пене сегодняшнего дня, а глубоко погрузиться в темные воды исторического течения не хватает дыхания.
Когда центральный телеканал подробно рассказывает о похоронах Джинджича и его роли в югославской истории и ни слова (или кадра) не дает о похоронах С. Стецько, то это не просто проявление идеологической узости — это синдром исторической слепоты.
Когда серьезная газета размещает некролог от национал-демократах, но не прибавляет к нему ни слова от редакции, никак не сочувствует, не оценивает, не сообщает — то это что — некролог или публикация по канонам рекламного объявления?
Двойственность официального отношения к этому событию со стороны власти состоит в том, что, с одной стороны, Президент и премьер выразили соболезнование, но лично не прибыли (не тот ранг умершей?), а Председатель Верховной Рады лично стал в почетный караул у гроба, но некролог подписал настолько осторожный, что ни один политический эпитет в нем найти не удалось. Просто «умерла народный депутат», хотя и «мужественная, мудрая, стойкая, готовая к самопожертвованию»...
Подсознательно скрытая политическая полемика с живыми приводит к тому, что у одних, что называется, язык не поворачивается назвать историческую фигуру исторической, а у других — к возможному преувеличению исторического масштаба этой фигуры.
Когда некоторые определяют ее в неофициальных разговорах как «бандеровского недобитка», а другие в официальных заявлениях как Украинку, равной которой еще не было в истории страны, то становится ясно — нужно время, чтобы страсти улеглись, история Украины четче проявила свои магистральные и тупиковые пути. Тогда и персоны будут оцениваться более объективно — в частности и в зависимости от того, делали ли они историю Украины или гробили ее. А пока что внимательный глаз и в некрологах увидит отзвук политической борьбы.
СТАТУС, РОЛЬ, ПОЗИЦИЯ — ШТРИХИ К ПОЛИТИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
Взвешенная интегральная оценка фигуры С. Стецько сложится со временем. Попробуем только обратить внимание читателей на некоторые сугубо социально-психологические ориентиры такой будущей оценки.
Какой был статус у С. Стецько при жизни? Из биографии ее должности хорошо известны. Но должность — это место «в штатном расписании», а статус — это место в системе взаимоотношений. Поскольку пани Слава была включена в различные системы отношений, то следует говорить о ее различных статусах.
В бандеровском движении ее статус колебался. Проводник ОУН(р) Ярослав Стецько умер в 1986 г., а его ближайшую сподвижницу и жену Славу избрали лидером ОУН(р) только через 5 лет. Проблема была в том, что ее лидерский статус («ближайшая») к Стецько признавали, а политический статус («может возглавлять») — нет.
Эхом этой борьбы оценок являются слова, услышанные мной от одного оуновца — «И что такое Слава Стецько? Это его кухарка, которую он превознес над другими, более достойными».
Как видите, острые шпильки несправедливых оценок госпожа Слава получала не только от врагов. Хороша себе кухарка, которая знала 8 языков, была магистром, редактором и тому подобное!
Но соратники по ОУН думали иначе, и в 2000 г. ее таки лишили руководства, избрав А. Гайдамаху, тяжелые отношения с которым у пани Славы, говорят, были до ее смерти.
Ее статус как руководителя КУН был прочным, претендентов на партийный престол не было.
Статус как сугубо украинского политического деятеля был непростым, у него были свои подводные камни. Сегодня «Наша Украина» в некрологах и оценках определяет пани Славу как «символ национальной идеи и государственности». Но ведь в избирательном списке «НУ» С. Стецько занимала только 11 место. Выше ее в списке были такие разные политики, как Н. Жулинский, Л. Григорович, И. Заец, Б. Тарасюк, «пивной король» А. Слободян. При всем уважении к ним вопрос, — почему же «символ» лишился даже своего предыдущего восьмого номера? Это и есть место «символа»?
Сложное соотношение статусов не помешало пани Славе сыграть свою — нет, не только политическую — жизненную роль самоотверженной жертвенной патриотки, которая отдала свою жизнь идее Украины.
И когда сегодня Юлю Тимошенко соратники называют Жанной д’Арк — то, отдавая должное характеру Юли, спросите — кто же из них действительно Жанна? Думала ли об этом Ю. Тимошенко, идя за гробом пани Славы?
Критерий здесь, по-видимому, один — сквозная жизненно- политическая позиция, личное кредо. У пани Славы оно было: «Бороться за Украину, или умереть за нее». Умирать за должности и сверхприбыли госпожа Слава не могла. Не та натура. Есть ли ей равные в этом?
ОТ БОРИСПОЛЯ — ДО БАЙКОВОГО. СЦЕНАРИЙ ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
Отношение к умершей можно было почувствовать и по рабочему документу, который назывался «Похороны Стецько Я.Й.» и расписывал организационно-распорядительные обязанности оргкомитета по похоронам. Согласно ему, Верховная Рада брала на себя транспортное и организационно-медицинское обеспечение, с чем ответственные лица блестяще справились, а КУН — все другое, в том числе доставку гроба и поминки.
Ни одной значительной политико-государственной фигуры в этом оргкомитете не значилось. А это свидетельствует только о том, что похороны пани Славы, несмотря на все добрые слова о ней, власть считает узкопартийным делом КУН.
Оппозиция четко и здесь перехватила инициативу. Как и годовщина Шевченко 9 марта, похороны С. Стецько были полностью введены в контекст символики оппозиционных акций. Ассоциативный ряд у всех, кто видел это поразительное зрелище (прощание, шествие) выстраивался в целом так: С. Стецько отдала всю жизнь Украине — ее в последний путь провожают тысячи людей — колонну возглавляют те, кто разделяют скорбь этих тысяч и их оценку покойной как политика.
А кто же были эти «те»? Опять же, В. Ющенко, Ю. Тимошенко, руховцы, «соборовцы», т.е. правоцентристская оппозиция. Оппозиция, поддержав похороны, без оппозиционных речей и лозунгов опять, как и 9 марта, выиграла этот раунд у власти.
«WIR WERDEN DICH NICHT VERGESSEN»... А МЫ?
Чартерный рейс из Мюнхена на летном поле Борисполя встречали в закрытом режиме — только группа оргкомитета.
Вслед за гробом из брюха самолета вынесли венок. На нем была немецкая надпись: «Мы никогда тебя не забудем». И подписи. Личные. Неизвестные. Это что — еще одно подтверждение, что в Мюнхене, где действует зарубежная ОУН, ее проводники не сочли нужным хотя бы венок к гробу принести? На украинском языке.
Вот и еще один символ со значительным политико-психологическим содержанием. Жила более 40 лет в Германии. Умерла там, и единственный венок привезли на гробе — на немецком языке.
Украинских слов на прощальную дорогу в Украину у бывших соратников пани Славы по зарубежной ОУН не нашлось. (Хотя, когда уже на панихиде в Доме учителя один мужчина с седой бородкой положил ей цветы, я услышал шепот «Гайдамаха, Гайдамаха». Если это и был нынешний лидер ОУН(р) А. Гайдамаха, то в почетный караул он не встал и вместе с потоком людей просто прошел мимо покойницы.
Что же тогда говорить о тех, кому С. Стецько не была ни соратником, ни единомышленником?
Но пришли и кланялись такие разные люди и политики, как Литвин, Зинченко, Кравчук, Марчук, Бокий, Табачник, Богуцкий, Зленко, многие другие. Что это значит? Толерантность? Или признак, что мы ее также «nicht vergessen»?
ПОСЛЕСЛОВИЕ. «РАЗРЫТАЯ МОГИЛА...»
Вечный покой Слава Стецько нашла на Байковом кладбище, куда многотысячное шествие сопровождало ее тело. Место ей определили 49б — неподалеку от В. Стуса, И. Свитличного, И. Гончара, А. Ермака, Леонида Быкова.
Ожидая процессию, на снегу чернела разрытая яма. Я подошел к краю и заглянул в ее черное жадное жерло, которое, казалось, ожидало свою жертву. Вспомнилось цветаевское: «О, сколько их упало в эту бездну отверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли...»
Слава Стецько исчезла с поверхности. В глубине же — осталась. В глубине памяти. В глубине истории. И время это будет только подтверждать. Земля Вам родная пухом, пани Слава!
Выпуск газеты №:
№48, (2003)Section
Подробности