Перейти к основному содержанию

«В ближайшее время изменений к Конституции не будет»

Эксперты «Дня» – об ожидании Берлина и Киева от очередной встречи Порошенко и Меркель
01 февраля, 17:27
ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня происходит очередной визит Президента Украины Петра Порошенко в Германию. Как отмечается в сообщении пресс-службы главы государства, он встретится с федеральным канцлером Ангелой Меркель. Хотя ничего не сообщается о теме переговоров, для аналитиков очевидно, что во время этой встречи речь будет идти о Минских договоренностях, и Берлин будет пытаться оказывать давление на Украину, чтобы она внесла изменения в Конституцию, приняла закон об особом статусе для неподконтрольного Киеву региона и провела там выборы, как об этом заявил на прошлой неделе шеф немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер. А как это можно сделать при условии пребывания на Донбассе российских войск, вооружений? Такого вопроса почему-то не возникает у немецкого министра. И довольно странными выглядят обвинения Берлина и Москвы, что Киев не выполняет Минские договоренности. А как их можно выполнять, если боевики совершенно не придерживаются режима прекращения огня?

Накануне визита Порошенко в Берлин посол Украины Андрей Мельник в интервью газете Berliner назвал «абсурдными» российские утверждения о том, что именно Украина ответственна за то, что Минские договоренности до сих пор не реализованы. По его словам, процесс блокируют «управляемые Россией сепаратисты» на востоке Украины.

Председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна ГОПКО назвала очередное заявление немецкого министра иностранных дел примером гибридной дипломатии, которая не принесет долгожданного мира. «Давить на Киев намного проще, чем показать возможность дожать Путина выполнить хотя бы первые пункты Минских договоренностей», – отметила она в комментарии «Дню».

«ОЖИДАНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО КИЕВ СДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ МИНСК-2»

Стефан МАЙСТЕР, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP), Берлин:

— В Германии, как и во Франции и других европейских странах, возрастает интерес к улучшению отношений с Россией, реализации соглашения Минск-2 и разрешению в этом смысле неотложного конфликта в Украине. В Берлине произошел сдвиг приоритетов в пользу кризиса беженцев, Сирии и «Исламского государства». Ангела Меркель в связи с ее политикой относительно беженцев пребывает под давлением в Германии и ЕС. Следовательно, ожидания заключаются в том, что Киев сделает все, чтобы реализовать Минск-2, проведет закон о децентрализации через Раду, примет сепаратистов как таковых, с кем придется вести переговоры и делать все, чтобы в сепаратистских регионах состоялись выборы. Кроме того, в Берлине ожидают больше реформ, больше борьбы с коррупцией, более фундаментальных перемен в Киеве.

Что касается того, будет ли Берлин оказывать давление на Россию, чтобы она выполнила свою часть Минских договоренностей. Да, Германия будет давить на Россию, но с точки зрения Берлина Киев должен сделать следующие шаги, и потому легче оказывать давление на Киев, чем на Москву.

МИД Германии подготовил дорожную карту для выборов. Для них это основное препятствие на пути реализации Минска-2. Чтобы отменить санкции в июне 2016 года, нужны выборы. Это значит, что цель заключается в том, чтобы сделать невозможное возможным. Ведь ни при каких условиях невозможно проведение свободных и справедливых выборов в данное время в сепаратистских регионах. Тем не менее, немецким приоритетом является реализация Минска-2 и улучшение отношений с Россией.

«ЭТО ИЛЛЮЗИЯ – ЖДАТЬ, ЧТО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРА НУЖНО ПРОСТО УСТУПАТЬ ПО ВСЕМ ПОЗИЦИЯМ»

Николай СИРЫЙ, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, Киев:

— Прежде всего, Украина является демократической страной, в которой действует распределение властей и парламент является основным органом представительской демократии. Поэтому мы не страна, в которой все решает одно лицо, когда речь идет о каких-то международных переговорах или о положении вещей на Донбассе. Это первый параметр, из которого следует исходить. Одно дело – нормандский формат, в котором на уровне руководителей государств обсуждают те или иные пути решения проблемы на Донбассе. Но другое дело – насколько Украина, украинский народ воспринимает те или иные предложения и, соответственно, насколько украинский парламент согласится на те или иные решения.

Внесение изменений в Конституцию и ее развитие должны основываться на внутренней логике, потому что этот основной документ составляет основу для суверенитета, и потому те изменения, которые предлагаются, должны в первую очередь быть оценены с точки зрения целей и перспектив развития нашей страны, а уже во вторую – быть предметом реализации каких-то международных договоренностей.

Мир не бывает любой ценой. Это иллюзия – ждать, что для достижения мира нужно просто уступать по всем позициям. Как раз наоборот: когда речь идет об «общении» с такой страной, как Россия, то она понимает только силу и сильную позицию. Соответственно, если у нас есть сегодня сила заявить сильную позицию, значит тогда нужно идти на определенные решения, а если нет, тогда нужно продолжать накапливать силу и сильную позицию для того, чтобы в следующем отрезке времени все-таки реализовывать свои интересы.

С другой стороны, учитывая внутригосударственный конституционный формат, перспективы принятия изменений к Конституции как в части так называемой децентрализации, так и в части правосудия не настолько убедительны, как иногда пытаются выдать их политики. Они также не убедительны и с точки зрения политической проводки, поддержки, сопровождения, и с точки зрения содержания этих изменений.

Что касается тематики, которая будет обсуждаться в Берлине. В международной политике достаточно часто подразумевается не то, что озвучивается. И довольно часто озвучивается тезис для определенного адресата. Речь идет в данном случае о России, в том числе о российском электорате как потребителе этих тезисов, чтобы сохранять площадку для дипломатического диалога и демонстрировать такие предложения, которые выгодны не только одной стороне, чтобы создавалось впечатление, что это многовекторно выгодные договоренности. Поэтому не следует буквально воспринимать заявления, провозглашаемые французской и немецкой стороной или американскими представителями. Иногда они делаются для того, чтобы продолжать происходящий процесс. Ведь, во-первых, наряду с этим процессом развивается экономический процесс деинтеграции России и мирового экономического порядка высшего уровня. А во-вторых, развивается новый геополитический процесс, в котором немножко меньше определяется места для России. И, возможно, эти процессы более важны, чем достижение краткосрочных результатов по нормандскому и минскому переговорным процессам.

Что касается стратегии Украины в данных условиях, когда нам навязывают изменения к Конституции. Думаю, нужно однозначно сказать, что в ближайшее время изменений к Конституции не будет. С какими бы пожеланиями Президент не вернулся после встречи с Меркель, на сегодняшний день нет политической и общественной поддержки для внесения предложенных изменений. И в ближайшей перспективе такие возможности не расширятся. Соответственно, нашим европейским партнерам придется воспринимать эту объективную данность. А что касается разговоров относительно того, что мы обязаны выполнять Минские договоренности и после этого можем что-то требовать от России, то в этом контексте неподобающе изменен целый ряд базовых акцентов. В действительности мы совершенно ничего не обязаны России, так как Россия со своими войсками находится на нашей территории. И если у нас и есть обязательства, то они связаны с тем, чтобы очистить украинскую территорию от иностранных войск. Больше у нас нет никаких обязательств, и потому как будет воспринимать те или иные действия, в том числе в конституционном процессе Россия, будет ли она использовать какие-то месседжи в своей пропаганде или нет, это совсем второстепенное дело, поскольку первоосновой являются действия, которые связаны с началами суверенитета и базовыми началами украинской государственности. Эти решения являются первоосновными и первоочередными.

Думаю, что в Берлине состоится очередная встреча, очередной обмен позициями и очередное стремление двигаться вперед, не более того.


Ангела МЕРКЕЛЬ, федеральный канцлер Германии:

Петр Порошенко в очередной раз доказал, что Украина верна выполнению Минских соглашений и мы надеемся, что Украина выполнит все свои обязательства в рамках этих соглашений.

Полное перемирие является главной предпосылкой для выполнения остальных Минских обязательств.

Учитывая то, что Минские соглашения не выполнены, нам придется и дальше продолжать санкции против России. (Reuters)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать