Перейти к основному содержанию

В борьбе за парламентское большинство

Сергей СОБОЛЕВ: «Как минимум половина самовыдвиженцев не будет танцевать под дудку Партии регионов»
14 ноября, 11:53
СЕРГЕЙ СОБОЛЕВ

Следовательно, оппозиция все же зайдет в парламент. Предложенную ранее идею обнуления списков — она сама обнулила (не согласился только ее автор Гриценко — «предлагал другой план действий»). Хотя еще с момента возникновения этого предложения эксперты в один голос назвали ее нереальной, главным образом, с юридической точки зрения. Однако подпитывать общественную дискуссию на эту тему оппозиции определенное время удавалось. В конечном итоге на днях «Батьківщина», «УДАР» и «Свобода» отказались от обнуления и предложили следующее: «Мы готовы как к парламентской, так и непарламентской борьбе. В том числе и досрочному прекращению полномочий новой Верховной Рады и этого Президента». Что означает парламентская и непарламентская борьба? Спрашиваем у одного из лидеров Объединенной оппозиции Сергея СОБОЛЕВА:

— Это означает разные методы, которые будут использоваться непосредственно в парламенте и за его пределами. В самом парламенте мы можем применить, например, такой крайний метод, как блокирование работы Верховной Рады. Без сомнения, мы будем использовать этот метод работы, если и дальше партия власти будет повышать пенсионный возраст — теперь для мужчин, а может дальше и для женщин, не поднимая пенсию и вообще не проводя реформу, если и в дальнейшем будут зафиксированы случаи голосования чужими карточками, в частности, за продажу земель сельхозназначения, если и дальше будут приниматься такие бюджеты, как до этого...

Также есть более радикальный метод, который касается в целом невозможности работы парламента. Мы готовы воспользоваться правом народных депутатов — сложить свои мандаты. Я убежден, что найдутся больше 150 человек, так как это было в 2006 году, которые докажут, что такой парламент не может работать.

Относительно непарламентских методов, то, вне всяких сомнений, — это митинги, встречи с избирателями, которые будут проходить постоянно, пока Партия регионов и коммунисты будут вносить очередные проекты по продаже украинского имущества и т. п.

— Когда вы говорите о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, это предусматривает определенные механизмы. Во-первых, нужно иметь минимум 150 депутатов, которые точно откажутся от мандатов, а во-вторых, за лишение депутатских полномочий должно проголосовать парламентское большинство, которого в оппозиции нет.

— Есть другой более простой способ блокирования работы такой Рады. Это — принять один единственный пункт Конституции о том, что каждый депутат должен голосовать лично. Как только будет введена эта норма, у нас перестанут существовать «пианисты», которые играют сразу на трех-пяти карточках и дирижеры в виде Чечетова и Ефремова, которые руководят так называемым парламентским оркестром. Я думаю, что это ключевая норма, которая не позволит парламенту ничего подделывать. Теперь нашим ключевым заданием будет не трибуна — каждый из нас будет остлеживать как голосует представитель Партии регионов, коммунист или так называемый самовыдвиженец. Наше задание — вернуть работу парламента в конституционное русло. Я не представляю себе, чтобы кто-то из депутатов 1-го или 2-го созыва Верховной Рады отдал кому-то свою карточку для голосования. Сегодня же это превратилось в бесчестный бизнес, когда «тушки» позволяют продавать свою душу и карточку, а сами даже не появляются в зале Верховной Рады. Поэтому наше задание — вернуться во времена первого демократического созыва парламента 1990 года, где голосование чужой карточкой было преступлением. И мы это добьемся.

— О «тушках» уже столько сказано, что если они снова появятся в оппозиции, то найти какие-то весомые слова в оправдание будет просто невозможно. Есть ли гарантии отсутствия «тушек» в оппозиции?

— Здесь вопрос в подборе списка и в единстве команды. То, что сегодня три оппозиционных силы действуют вместе — это хорошая гарантия единства команды, которая, несомненно, исповедует разные идеологемы, возможно, имеет расхождения в экономических платформах, но и «Батьківщина», и «УДАР», и «Свобода» продемонстрировали абсолютно четкую позицию относительно персонального голосования, закона об импичменте Президента, закона об отзыве народных депутатов и целого ряда других законодательных инициатив. Эти вещи не только произнесены, а имеют конкретный вид проектов законов. Это самая лучшая гарантия того, чтобы не было «тушек» и перебежчиков.

— Задекларированы правильные вещи, но в основном это политические лозунги. Каким образом вы все это будете реализовывать, если у вас не будет большинства?

— Давайте посмотрим, у кого еще будет это большинство. По моим прогнозам, большинства пока нет ни у Партии регионов с коммунистами, ни у оппозиции. У нас, благодаря гражданам, есть абсолютное большинство по партийным спискам. Если бы была только пропорциональная система, тогда мы однозначно имели бы большинство. Я думаю, что Янукович себе даже в страшном сне не мог представить, как себя будут вести независимые мажоритарщики, которые прошли в парламент не при поддержке Партии регионов, а вопреки Администрации Президента. Повторю, что большинства на сегодня пока нет ни у кого. Это покажет буквально первое заседание парламента и рабочих групп. Новый состав парламента будет очень сложным.

— Партия регионов сегодня точно проводит работу по формированию большинства в Раде, а оппозиция работает в этом направлении?

— Мы знаем четко тех людей, которые никогда не пойдут в Партию регионов.

— И сколько их?

— Из 45-ти самовыдвиженцев, которые прошли в парламент по внепартийным спискам, мы таких насчитываем как минимум половину. Они не пойдут в Партию регионов. Они попробуют создать отдельную фракцию. Как известно, это право недавно ограничили, но это не запрещает этим людям создать группу. Да, возможно, они потеряют какие-то полномочия в рамках выступления на сессии или распределения комитетов, но они получат намного больше. Они сохранят свою честь. Это ценится намного выше, чем любая должность.

— Пока говорят о «группе Порошенко».

— Это лишь одна из групп, которая будет представлена в новом парламенте. По моим подсчетам, их четыре. Они не будут танцевать под дудку ПР.

— Какие еще?

— Это «группа Порошенко», «группа Балоги», «группа Жеваго», «группа Еремеева». Не все так просто будет в следующем созыве Верховной Рады.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ЛУПАЦИЙ, политолог, директор Центра социальных исследований «София»:

— Оппозиция сегодня действует ситуативно. Стратегического плана она не имеет. Ее заявления носят скорее политический, нежели правовой характер. Заявления о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, тем более Президента, — это определенное средство политического давления на власть. Это фактически отказ от определенной реальной победы оппозиции, которую она получила на этих выборах. Также это неготовность использовать парламентскую трибуну и парламентские инструменты политической борьбы. Если речь идет об отказе от участия в этом парламенте, тогда это значит, что они выходят на внепарламентский формат. Ничто не мешает оппозиции, сохраняя определенные активы в самом парламенте, более широко использовать внепарламентские методы борьбы и направления работы с гражданами, избирателями. Вообще сегодня и оппозиция, и партия власти оторваны от интересов широких общественных масс. У них отсутствует системная работа с социальными инициативами, группами, сетями. Если оппозиция будет оставаться только в пределах медиа-политики, тогда ей будет достаточно сложно конкурировать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать