Перейти к основному содержанию

В Бразилии, Египте, на Чукотке...

Создатели «Морского старта» мечтают о старте воздушном
13 апреля, 00:00

За десять лет существования ракетно-космической отрасли Украины ее специалисты осуществили 65 пусков ракетоносителей и вывели на околоземную орбиту 123 спутника — такие данные на пресс-конференции в Днепропетровске, посвященной Международному дню космонавтики, привел вчера генеральный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов. По его словам, это свидетельствует о серьезных достижениях Украины в космосе, уступающей сегодня лишь США и России. Юбилейный год украинского ракетостроения и космонавтики, сказал С. Конюхов, был отмечен рядом знаменательных событий. Прежде всего подписанием соглашения о сотрудничестве в космосе между Бразилией и Украиной, которое предполагает в ближайшем будущем запуски спутников ракетоносителем «Циклон-4» с бразильского экваториального космодрома Алькантара. Не менее существенным прорывом стал выигранный Украиной тендер на разработку и изготовление первого египетского спутника дистанционного зондирования Земли, в котором наши ракетчики «обошли» конкурентов из Франции, Англии, Италии, России и Южной Кореи. Опередить их, по словам С. Конюхова, украинским конструкторам удалось, благодаря 40 летнему опыту работы, конкурентным ценам на продукцию, а также имевшемуся уже «заделу» — работам над спутником подобного класса, профинансированным инновационным фондом страны. Запуск египетского спутника «конверсионным» ракетоносителем «Днепр», созданным на базе боевой стратегической ракеты СС- 18, запланирован на 2004 год.

Говоря на эту тему, генеральный конструктор КБ «Южное» не смог не отметить еще одно знаменательное событие — ликвидацию в феврале текущего года на Павлоградском механическом заводе последней боевой стратегической ракеты СС-24, находившейся в Украине. «Теперь мы не только неядерная, но и «безракетная» в военном смысле держава», — констатировал С. Конюхов, попутно отмечая невеселые перспективы оставшихся без работы павлоградских ракетчиков. — Тем не менее, мы полны оптимизма. КБ «Южное» существует, живет и работает». Сейчас днепропетровские конструкторы работают над созданием ракетоносителя «Маяк» в соответствии с новой космической программой Украины.

И все же главным своим достижением за годы независимости в КБ «Южное» считают участие в международном космической проекте «Морской старт». Дату первого пуска ракеты «Зенит-3SL» с плавучей платформы в Тихом океане — 29 марта 1999 года — С. Конюхов вспоминает, по его признанию, с особым чувством. Таким образом Украина смогла не только укрепить свой ракетно-космический «имидж», но и получить средства на финансирование отрасли. Между тем, конкуренцию «Зениту» уже через пару лет, говорит С. Конюхов, может составить создаваемый компанией «Боинг» более мощный ракетоноситель «Дельта-4». Всего через пять лет с подобной ракетой на международный космический рынок может выйти и Китай. «Уже сейчас, — продолжает генеральный конструктор КБ «Южное», — мы создали с компанией «Морской старт» и «Боингом» совместную компанию, чтобы держать перспективные проекты в одних руках и регулировать этот рынок «изнутри». Пока же «коммерческий космос» дает Украине 100 млн. долларов ежегодно.

Значительную выгоду для нашей страны С. Конюхов видит в создании первого отечественного телекоммуникационного спутника. Стоимость этого проекта — 140 млн. долларов — для Украины «не огромная, но и немалая». Однако, если учесть, что за аренду каналов на чужих спутниках связи в прошлом году украинцы заплатили 9 млн. долларов, в следующем заплатят — 18, а в 2005 м — уже 68, то расходы на создание спутника окупились бы всего в течение пяти лет. Эту идею, по словам генерального конструктора, уже поддержали в Госкомсвязи, руководители некоторых телеканалов, не исключена также поддержка и Минобороны.

Интересно, что днепропетровские конструкторы, некогда создавшие невостребованный затем модуль для посадки космонавтов на Луну и советский «космический челнок», до сих пор работают над проектами будущего. Один из них для Украины, где невозможно построить собственный космодром, сулит вполне ощутимую выгоду. Речь идет о проекте так называемого «воздушного старта», когда ракету в космос запускают с самолета. «У нашей страны, — заметил С. Конюхов, — есть самый мощный в мире самолет АН-124 «Руслан». Он сможет доставить на высоту в 12 километров 60— 70-тонную ракету со спутником на борту». Проблема заключается, по мнению специалистов, лишь в технических аспектах самого запуска — сброса контейнера с ракетой на парашюте и ее старта в воздухе. При этом у Украины есть и твердотопливные ракеты, с которыми самолет может не только стартовать, но и сесть в случае неполадок.

Не расстаются днепропетровские конструкторы также с идеей «челнока» — космического самолета. По крайней мере, — сообщил С. Конюхов, — конструкторское бюро «Южное» недавно открыло свое небольшое представительство в Брюсселе, для того, «чтобы был контакт с европейским и французским космическими агентствами», где интересуются перспективными проектами и есть возможность поучаствовать в их реализации.

Впрочем, в КБ «Южное» сегодня не упускают возможность подзаработать денег и на земле — конструируют троллейбусы с низкой посадкой для удобства инвалидам, небольшие комбайны и ветряки с опреснителями воды для фермерских хозяйств. А недавно, в конце прошлого года, ветроэнергетические установки мощностью 500 киловатт были отправлены на электрификацию российской Чукотки. Ее губернатор — знаменитый в прошлом олигарх Роман Абрамович решил провести на крайнем Севере эксперимент. Украинские ветряки, в отличие от западных, ему понравились тем, что работают даже при 60 градусах мороза. Говорят, что если все пройдет гладко, «начальник Чукотки» обещает крупный, почти космический, контракт.

КСТАТИ

Независимой Украине в наследство от Советского Союза осталась почти треть космического промышленного потенциала. Сегодня космическая отрасль Украины является одной из ключевых областей национальной экономики. В ее состав входит свыше 30-ти промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Среди них всемирно известные — днепропетровские КБ «Южное» и «Южный машиностроительный завод»; харьковские «Коммунар» и «Хартрон»; киевский радиозавод и «Киевприбор», черниговский завод «ЧЕЗАРА»; Евпаторийский центр управления и испытания космических средств.

На трех зарубежных космодромах — Байконур, Плесецк и Си Лонч — эксплуатируются пять украинских ракетно-космических комплексов: «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр». За 10 лет украинскими ракетоносителями осуществлено 65 пусков и выведено на орбиты 123 космических аппарата, 9 из них — отечественной разработки и производства. Создается новая серия отечественных ракетоносителей. Предприятия космической отрасли Украины принимают участие в 50-ти международных коммерческих проектах. Важнейшие среди них — «Морской старт», «Днепр», «Циклон-4».

Герой Украины, помощник президента Украины по вопросам авиации и космонавтики, первый украинский космонавт Леонид Каденюк утверждает: «Есть работа, есть заказы, существуют очень серьезные договора, международные соглашения, подписанные с другими странами — с Россией, с США, с Бразилией».

Отвечая на вопрос агентства Интерфакс-Украина, будет ли когда-нибудь в Украине второй космонавт, Л.Каденюк подчеркнул: «Будет и второй, и третий, будет и отряд космонавтов. Но, к сожалению, есть основная проблема — это недостаточное финансирование. Все проблемы — от этой проблемы». По словам Л.Каденюка, в 2001 году на отечественную космонавтику было выделено около 70 млн. грн. (порядка 13 млн. долларов), в 2002 — «немного больше». В то же время он отметил, что в США в прошлом году на космонавтику было выделено около 13 млрд. долларов, т.е. в тысячу раз больше.

Первый отечественный космонавт напомнил, что сейчас перед украинской космонавтикой стоит задача построить научный модуль, который уже в 2003 году должен быть пристыкован к уже собирающейся на орбите Международной космической станции. Однако из-за очень небольшого финансирования решение этого вопроса «затягивается на неопределенное время». «Если бы модуль был построен, тогда была бы и необходимость в отряде космонавтов», — сказал он.

Л.Каденюк также сообщил, что в новом парламенте намерен остаться беспартийным, но в то же время планирует вступить во фракцию блока «За единую Украину!», при поддержке которого он баллотировался.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать