В поисках новых векторов
НЕЙТРАЛИТЕТ И РЕГИОН
НЕЙТРАЛИТЕТ И РЕГИОН
Андрей ФИАЛКО , руководитель Главного управления по вопросам внешней политики Администрации Президента Украины:
— В мире существует консенсус относительно оценки произошедших событий — это терроризм, с ним нельзя мириться. Но что касается конкретных средств борьбы, то здесь консенсус значительно уменьшен. Поэтому когда мы говорим об антитеррористической коалиции, я был бы более сдержан в оценках как ее перспектив, так и позиции Украины относительно коалиции. Мы не знаем, что случится в ближайшее время. Мы не можем априори одобрять или осуждать, или принимать участие в том, чего не знаем. Скажем, если операция затронет другие страны, начнутся проблемы и в рамках этой коалиции. Но на сегодня позиция Украины — взвешенная, выверенная, обоснованная.
Борис АНДРЕСЮК , председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны:
— Некоторыми политическими силами ставится вопрос о необходимости немедленно разработать законопроект, который бы законодательно подтвердил нейтральный статус Украины. Готова ли Украина к такому шагу? Мне кажется, что сегодня мы не готовы дать однозначный ответ на этот вопрос. Сегодня можно называть как большие плюсы нейтрального статуса, так и отрицательные аспекты. Украина — внеблоковое государство, и этот статус на данный момент дает нам возможность довольно удачно маневрировать, принимая политические решения, исходя из той политической ситуации, которая сегодня существует в мире.... Если бы мы, скажем, полностью законодательно задекларировали свой нейтральный статус, возможно, не нужно было бы принимать решение о предоставлении воздушных коридоров. Но не так все просто, и географическое, и политическое место Украины не позволяет однозначно дать ответ на этот вопрос.
Игорь ХАРЧЕНКО , заместитель Госсекретаря Министерства иностранных дел Украины:
— Боевые действия в Афганистане скажутся на ситуации в Центральной Азии, в регионе, с которым Украина имеет очень тесные отношения. Вспомним, что одно из ключевых государств в этом регионе — это Узбекистан, который является участником ГУУАМ. Что это означает для Украины в контексте осмысления и дальнейшего развития отношений с этой группой государств? Каким образом уточнить, развить те основные положения, которыми Украина уже много лет пользуется в проведении своей региональной политики с точки зрения использования своих возможностей для поддержания стабильности и безопасности в регионах, которые составляют ее непосредственное географическое окружение или представляют для нее интерес?
ДЕНЬГИ, АРМИЯ, ЗАКОН
Борис АНДРЕСЮК:
— По поручению Президента Совет Национальной безопасности и обороны фактически уже к лету разработал новую концепцию национальной безопасности. События 11 сентября заставляют говорить, что она должна быть пересмотрена во многих положениях. Существенной доработки требует и новая воинская доктрина, которая должна быть связана с реформами вооруженных сил. Программа реформирования до 2005 года, утвержденная Президентом, сегодня выполняется, но требует существенных уточнений и дополнений. Вооруженные силы сегодня должны быть нацелены в том числе на гарантирование национальной безопасности государства с учетом возможности террористических актов. Требует существенной доработки и концепция антитеррористического центра, который уже три года существует в составе Службы Безопасности Украины.
Сегодня в ВР прорабатывается проект госбюджета на 2000 год, который мы практически с колес приспосабливаем к этим новым мировым реалиям. Если в проекте бюджета на функционирование антитеррористического центра заложена сумма в 10 миллионов гривен, то уже сегодня мы видим, что это просто мизер для того, чтобы центр мог выполнять в полном объеме свои функции. На последней встрече с премьер-министром и министром финансов, в основном, была достигнута принципиальная договоренность по поводу того, что структура бюджета, и прежде всего военного, требует значительного корректирования, и прежде всего, это касается структуры расходной части оборонного бюджета. Очень опасно выделять средства только на проедание армией, и не давать ни копейки на ее развитие.
Мы увидели в новом аспекте целый ряд законодательных актов, требующих сегодня ратификации, исходя из Конвенции по борьбе с терроризмом, которая Украиной еще не ратифицирована. Верховная Рада и Комитет работают в этом направлении.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ВЫБОРА?
Борис ПАРАХОНСКИЙ , зав. отделом глобальной и европейской безопасности Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ:
— Сегодня мы имеем дело с тенденциями ко все большей консолидации основных геополитических партнеров — и США, и Китай, и Россия совместно работают над этими проблемами. Для Украины это более выигрышный вариант чем тогда, когда происходит противостояние между ними, и нам говорят, что надо выбирать между Россией и Западом, или еще между кем-то. А в ситуации консолидации всего мира и совместной борьбы с общими угрозами Украина должна, может и будет находить свое место.
Выпуск газеты №:
№186, (2001)Section
Подробности