В жизни две главных вещи. Одна из них — труд
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991208/4227-4-2_0.jpg)
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
А. Грибоедов
Мы признаем достижения малого и среднего бизнеса, говорим о его приоритетности, но одновременно душим поборами и проверками.
С.Тигипко
В жизни две главных вещи — любовь и труд. В идеале они дополняют друг друга. Но они настолько важны, что в какой- то период могут и полностью восполнить друг друга. Однако это лишь лирическое вступление к достаточно сложной теме о труде в наших условиях.
Нынешнюю работу я искал долго. Мешали собственная переборчивость, определенный уровень притязаний и мысленный уровень соответствия статусу публичного политика и прежних должностей. Мешал и возраст.
Хотя тут работодатели находятся в плену очередных модных, но не безупречных прозападных стандартов. Дело, конечно, вкуса. Но иногда опытный работник, как и женщина бальзаковского возраста, с годами лишь набирают свои решающие качества. Другое дело, что мальчиками легче командовать. Мальчиков легче и «подставить». Ну, а в этом случае мой возраст — моя охрана и вновь- таки — «мое богатство».
Нашел я работу сам. Не помогли ни биржа, на учете которой я никогда не состоял, ни знакомые. Я искал систематично «бомбя» телефоны вакансий. И нашел работу, где пригодились мои знания, предыдущий опыт, должности, весь путь. Случаем можно считать, что и коллектив подобрался в основном солидный, не мальчики. Хотя и в этом есть свои минусы, да где их нет.
И все же лучше быть собственником. Не хватает и мешает немало. Прежде всего такой ерунды, как денег, — в резерве и достаточном количестве. Потому что другого возможного фактора — нужных знакомств, скажем, прежней партноменклатуры, у меня не хватает: я хоть и был неслабым депутатом облсовета, но, очевидно, больше запомнился тем, что «гонял» прежнюю партноменклатуру. Лишен я, соответственно, и возможности устройства через меня денег партии (см. например, И.Бунича)...
А в общем плане не хватает очень многого. Самое главное — нет стабильности. Не стабильности деградации, вымирания, фискального обирания всего, что еще рискует проявлять активность и самостоятельность — экономическую, политическую ли... То есть уверенности в том, что и «наверху» люди, которые всерьез заинтересованы в честном, производительном, вдохновенном, если угодно, труде.
Что при необходимости представителю одной правящей партии придет на смену другая, и терпеть возможное самодурство «сверху» не придется слишком долго...
Не хватает четкой, стабильной системы налогообложения во имя жизни, а не во имя самого налогообложения. У нас же — что ни день, то новый налог или подзаконный акт, или разъяснение, дополнение, изменение к ним, а то и просто изменение формы бухотчетности с перенесением места приложения печати или утверждающей подписи справа налево, а через полгода с точностью до наоборот, и так без конца...
Аж крякаешь порой от неудовольствия: да что ж за страна такая, да не может же быть, что мы способны лишь на тупую обдираловку! Ведь во всем здравомыслящем мире иначе. И многое из того, что у нас облагается, там вовсе не облагается или облагается льготно-избирательно, если это полезно для перспективы развития общества.
Отсюда же и рекомендации для ускорения развития малого и среднего бизнеса и оценка перспектив его. Нужна, конечно, кадрово-административная реформа (не говоря уж о таких радикальных вещах, как люстрация, которая чудесно проявила себя в Чехии).
Нужен налоговый кодекс и весь сопутствующий комплекс стабильного правового поля, способствующего легитимизации всего способного и желающего проявить себя в бизнесе. Ведь сейчас могут более или менее спокойно работать лишь «свои люди» — под нужной «крышей». Все остальные либо прозябают, либо работают в редких еще «прозрачных» островках рынка — в основном вторичных услуг и капиталов, например, банковских. Или же преимущественно «в тени», с двойной бухгалтерией.
Поэтому, поскольку «наверху» представляется более важным вовсе не это, а где принять поздравления с инаугурацией, постольку ближайшее будущее малого и среднего бизнеса у нас плачевно. Хотя хаотично, «в тени» он неизбежно обречен выживать, постоянно мимикрируя подобно хамелеону и неистребимому Змею Горынычу одновременно. Та же новая Польша «проклюнулась» через этот вынужденный этап. Но ведь было и доверие, и огромные международные кредиты, во многом прощенные затем, налицо — единство нации, наличие крупнейших демократических организаций типа вновь возрожденной «Солидарности» и совершенно новых левых, стимулирующих здоровую конкуренцию.
И лишь при условии четкой, если угодно, жесткой, но перспективной политической воли следует обратиться и ко все еще большим потенциальным возможностям. Тут и проблемы земли, и фермерства, да и просто всех неколхозных, негосударственных производителей, которые уже сегодня гораздо производительнее работают и фактически кормят страну при издевательском к себе отношении. И те же гниющие на корню предприятия — фактические банкроты (которых большинство), их решительная санация при наличии конструктивной воли и эффективная распродажа в хозяйские руки способны дать желанный толчок всей экономике.
Но стране нужен именно хозяин, а не фейерверкер, нужна воля, а не просто мальчишеское упрямство. Если же будет происходить лишь имитация бурной деятельности, условия для бизнеса, рынка и жизни в целом у нас не станут лучше. И напряжение будет неизбежно расти, порой внешне как бы и незаметно. Что делает возможные последствия лишь опаснее.
Выпуск газеты №:
№227, (1999)Section
Подробности