Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вчерашние» против «позавчерашних»?

Как предвыборные гонки влияют на жизнь в регионах и как жизнь вносит коррективы в политтехнологии
23 февраля, 11:16
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Президентские и парламентские выборы в Украине состоятся только в 2019 году, но кандидаты уже изо всех сил к ним готовятся. По расчетам экспертов, в президентской кампании, финиш которой запланирован на март 2019 года, примут участие до 20 лиц, среди которых традиционно большое количество так называемых технических кандидатов.

Пока же, как сообщал 112-канал со ссылкой на источник в Админстрации Президента, в соответствии с соцопросом, проведенным в октябре на заказ Банковой, главные претенденты на кресло номер один в стране — Юлия Тимошенко и Петро Порошенко. А вот если бы выборы в Раду состоялись в ближайшее воскресенье, то страна могла бы получить обновленную парламентскую коалицию. Но соцопрос таков, что можно быть уверенными: будущий состав Верховной Рады будет таким, что нынешний мы будем вспоминать, как пишет Юрий Гудименко в интернет-издании «Петр и Мазепа»,  с «ностальгией и скупой слезой».

А  если анализировать «по-крупному», к чему мы постоянно призываем в «Дне», то наиболее точным в диагнозе был «опальный» бизнесмен и политик, который не состоялся, Геннадий Корбан в последнем эфире на ZIK: «борьба вчерашних с позавчерашними».

«День» продолжает (см. №32) публиковать серию материалов на тему, как предвыборные гонки влияют на жизнь в регионах. И насколько «кандидаты», которые принимают в них участие, отвечают реальным потребностям людей.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»


«ПРИДЕТСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ «АКТЕРОВ»

Максим ЕЛИГУЛАШВИЛИ, координатор долгосрочного наблюдения ГС «Опора» в Херсонской области:

— Если вспомнить предыдущие выборы в ОТГ, то мы видели использование админресурса, однако во многих случаях он не срабатывал. Наоборот, кандидатов, которых поддерживала власть, игнорировали избиратели. Это своего рода сигнал для следующих выборов. Прежде всего — для действующей власти. Реформа децентрализации не позволяет построить четкую вертикаль, как это было раньше. Все идет к тому, что на следующих выборах придется договариваться с большим количеством «актеров». А если так, то трудно гарантировать какие-то результаты любому кандидату. Поэтому большой вес будет иметь партийная структура в регионе или просто команда кандидата, который будет баллотироваться в президенты. И насколько эта структура будет иметь авторитет в громадах или сможет получить благосклонность.

Можно также заметить создание не политической вертикали, а вертикали личной лояльности к финансово-политическим игрокам. Когда есть один человек, а вокруг него группа поддержки, имеющая своих людей в районах. Если завтра изменится название партии, группа все равно будет поддерживать того, на кого будет ориентироваться их лидер.

Если говорить о грязных технологиях, то, очевидно, они будут использоваться. Так было всегда, и вопрос только в масштабах. Будет зависеть от того, кто будет заниматься этим процессом и насколько профессионально. Пока же характерные признаки приближения выборов президента в регионе не чувствуются.

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ НАДЕЮТСЯ НА ПОМОЩЬ ГРУПП И ФРАКЦИЙ В ОТГ»

Руслан ШТОГРИН, политтехнолог, Винница:

— Неформальная подготовка у кандидатов на пост президента уже началась. Если анализировать начало кампании действующего Президента Украины Петра Порошенко, то, по моему мнению, стартовала она с запуском и раскруткой телеканала «Прямой», который стал активен летом 2017 года. Именно этот телеканал, на мой взгляд, стал основой для дальнейшей работы и тестирования основных месееджей будущей избирательной кампании Петра Порошенко, в частности уже скандально известного информационного ролика с основным слоганом «Идем вперед» (https://www.youtube.com/ watch?v=cg0Rd2T9qo0), от которого открестилась певица Анастасия Приходько, из-за, по ее мнению, признаков агитационности. Также о своих амбициях уже заявила и лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко. В феврале 2018 года состоялся многодневный закрытый съезд для председателей партийных центров областных организаций, на котором вырабатывались основные стратегические линии будущей президентской кампании Тимошенко. Предполагаю, что до конца весны 2018 года будут созданы технологические штабы в областях страны и начнется формирование низового уровня.

Неделю назад прозвучали заявления так называемой неформальной группы «Блок Саакашвили», которые предложат украинскому избирателю своего представителя на президентский пост. Поверхностная сеть «Блока  Саакашвили» была сформирована в 2016 году, но вследствие последних событий значительно посыпались ее ряды. Поэтому об организационной подготовке говорить пока рано. Что касается претендентов от партий — «Оппозиційний блок», «За життя», «Радикальна партия», «Самопоміч», «Народний фронт», то пока трудно определиться, но у них есть организационные возможности быстро развернуть агитационные штабы по всей Украине, в том числе и на Винничине.

Вообще, за последние три года в областях Украины прошло значительное число выборов, связанных с децентрализационными процессами, то есть с кампаниями в объединенных территориальных громадах (ОТГ), которые получили яркую политическую окраску. Областные партийные центры по четким указаниям из киевских центральных офисов активно принимают участие в избирательных процессах: ищут кандидатов в депутаты, на председателя ОТГ, формируют избирательные комиссии и тому подобное. Этот процесс напрямую относится к подготовке как к президентской избирательной кампании, так и к парламентской, ведь политические партии надеются, что созданные небольшие группы и фракции в ОТГ помогут с организацией избирательной кампании общенационального уровня. Именно поэтому мы наблюдаем значительную информационную активность партий после каждого электорального цикла. Это касается, в частности, сообщений об общей численной депутатской победы той или иной партии. Центральные ячейки политических партий, в случае неудовлетворительного результата на таких выборах, делают кадровые выводы — смену областного или районного партийного руководства.

За последние три года я провел 18     избирательных кампаний в ОТГ и убежден, что несмотря на имеющееся депутатское представительство той или иной партии в радах, ошибочным является представление о том, что такое представительство может гарантировать определенный электоральный успех партии на общенациональных выборах, в том числе президентских. Более всего это касается БПП, который очень настойчиво «убеждает» действующих председателей сельских рад идти кандидатами в ОТГ от их политической силы. В таких «убеждениях», по некоторой информации, задействуются должностные лица вертикали власти. Конечно, краткосрочный успех и согласие партия получает, но имею сомнения, что успешное сотрудничество после такого возможно в дальнейшем.

В Администрации Президента сейчас работает несколько технологических групп, которые отрабатывают возможные сценарии избирательной кампании. В СМИ неоднократно попадали интересные идеи, в частности возможность проведения парламентских выборов раньше президентских и другие. Но говорить об их реализации рано, ведь никто не сможет предусмотреть общеукраинскую повестку, которая будет в начале 2019 года. По моему мнению, технологические подходы избирательной кампании ничем новым не удивят, единственным отличием может быть увеличение доли ведения предвыборных кампаний кандидатов в президенты в социальных сетях. Хотя следует отметить, что до официального старта предвыборных гонок могут измениться правила в Facebook и Instagram в сторону полной деполитизации социальных сетей, об этом уже заявил Марк Цукерберг. Совсем другая составляющая — это с какими месседжам будут идти кандидаты и что они предложат украинским избирателям.

Что касается административных влияний, то до сих пор они действовали в ограниченном кругу. Возможно, они будут использоваться, но следует понимать, что админресурс — это не столько государственные администрации, но и суды, полиция, прокуратура, синхронизировать все эти ветви вокруг единого кандидата практически невозможно. Поэтому такие явления будут единичными, а не тотального характера. А вот использование технических кандидатов возможно, поскольку наше избирательное законодательство просто не позволяет по-другому организовать монополию в избирательных комиссиях. Поэтому, чтобы войти во второй тур выборов, будут использоваться кандидаты-спойлеры, которые не будут давать другому «коллеге» пройти во второй тур выборов.

Что касается готовности избирателей, то, как показывают последние социологические исследования, она есть, и причем значительная. Не следует забывать о том, что явка на президентских выборах в стране всегда была высокой. Но спрогнозировать ее можно лишь тогда, когда будет понимание конфигурации избирательной кампании, повестки и в целом содержания предвыборных гонок. На данный момент можно говорить лишь о приблизительной среднестатистической отметке на уровне 60%.

«ОЖИДАЕТСЯ БОРЬБА НЕ ИДЕОЛОГИЙ, А ОБЕЩАНИЙ, И ВОЙНА ВСЕХ СО ВСЕМИ»

Тарас ЛИТКОВЕЦ, политолог, преподаватель Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, Луцк:

— На Волыни внешне пока все спокойно. И это не удивительно, потому что в Украине традиционно большая политика делается и стартует в столице. Волынь работает и ежедневно думает о хлебе насущном, росте цен и инфляции, а не о президентской избирательной кампании. Собственно, само слово «выборы» уже давно стойко раздражает потенциального волынского избирателя, который традиционно является одним из самых активных в государстве в день голосования. А главным оппонентом нынешнего Президента в будущей предвыборной гонке Волынь считает Юлию Тимошенко, которая сейчас пытается консолидировать вокруг себя все оппозиционные силы. Хотя добрая треть избирателей Волыни еще не определилась, за кого будет голосовать. Напомню, что когда-то за «Батькивщину» Волынская область давала наибольшее количество голосов в государстве, а сама Юлия Тимошенко чувствовала себя на Волыни намного увереннее, чем на родной Днепропетровщине. Хотя сегодня для Юлии Владимировны политические времена уже, конечно, давно не те, которые были в бурных «нулевых»... Однако в случае объединения оппозиции вокруг Тимошенко для нее почти гарантирован политический ренессанс. Ведь она единственная из всего отечественного политикума, кто находится непрерывно в политическом топе Украины с 90-х годов. Поэтому с помощью «более радикальных» претендентов на президентскую должность от Тимошенко будут оттягивать голоса.

Как должна измениться сама власть? Практики 2014—2018 лет показали, что требования к власти остаются неизменными: отделение от бизнеса, искоренение кумовства, непотизма и клиентелизма, внедрение этики самоограничений и табу в государственной службе и политике.

Опыт гибридной войны, совокупность наших проигрышей и выигрышей четырех последних лет указывают на необходимость масштабной интеллектуально-образовательной и организационно-технологической перезагрузки истеблишмента и системы публичного администрирования на принципах прозрачности и открытого доступа. Вот наилучший вид «летального» оружия против наших противников, средство повышения конкурентоспособности экономики и государства.

А еще появились новые оппозиционные силы, такие, например, как лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко и другие. В моноэтнической (97% волынян — украинцы) Волынской области силы «реваншистов» в критическом меньшинстве, а проевропейские, демократические и в целом национально сознательные силы доминируют на всех уровнях власти. Надеяться на что-то новое в избирательной кампании не приходится, ведь в новейшей отечественной политической истории все испытано и перепробовано несколько раз подряд. Все все знают и только перегруппировываются. Нас опять ожидают подковерные договоренности, конфликт бизнес-интересов олигархов и их кланов, заангажированность власти, уничтожение всеми возможными и невозможными, честными и бесчестными методами политических соперников, мы опять станем свидетелями политических боев без правил за президентское кресло. Возможно, новым (то есть более активным) будет использование социальных сетей, потенциальные возможности которых в украинской избирательной гонке раскрыты еще не до конца, а опыт президентских выборов в США, «Брекзита» Великобритании и других избирательных кампаний в ЕС доказывает, что тут для политтехнологов работы хватит.

Однако Украину должен насторожить также и опыт Европы и США относительно вмешательства в их выборы России, которая никогда и не планировала ограничиться относительно нас аннексией Крыма и войной на Донбассе. Здесь уместно вспомнить все остальные предыдущие президентские избирательные кампании в Украине (кроме первых выборов президента Кравчука в 1991 г.), и во всех них РФ была активнейшим политическим игроком, лоббируя и финансируя нужного Кремлю кандидата и «уничтожая на поражение» (вспомним отравление Ющенко) проукраинских кандидатов европейской ориентации. В марте в РФ пройдут президентские выборы, и после них Кремль все силы, средства и грязные технологии сконцентрирует на Украине. Не последнюю роль в будущей гонке будет играть поддержка США того или иного кандидата, и здесь нельзя быть уверенным, что Вашингтон однозначно поддержит Петра Порошенко. Позиция ЕС также не обязательно будет совпадать с кандидатурой, которую будут поддерживать США. О позиции Польши на фоне последних событий украинско-польских выяснений отношений по поводу общего тяжелого прошлого вообще трудно что-то конкретно спрогнозировать... Евроатлантический мир в целом устал от украинских проблем, «непобедимой коррупции», зависимого правосудия, имитации и половинчатости реформ, которые, скорее, напоминают броуновское движение, перетекающее в управляемый реформаторский хаос, и пр. Поэтому и его заинтересованность Украиной, учитывая уровень и частоту официальных встреч на межгосударственном уровне в течение последнего времени, демонстрирует «усталость» Запада от нас.

Украинский избиратель устал от всего: от роста цен, инфляции, войны, коррупции, взяточничества, социальной несправедливости, невыполнения обещаний руководителями государства и так далее. Однако, учитывая традиционную украинскую персонификацию политики, наш рядовой гражданин уверен, что все и сразу может качественно изменить «самый лучший» и «самый честный» долгожданный мессия — новый президент. Поэтому будущие президентские выборы будут кампанией популизма и соревнованием между количеством обещаний, которые невозможно реализовать в короткий срок. Но маленькому украинцу хочется жить по-человечески уже с понедельника, а тут кто-то с вилами в руках, или в милитарной камуфляжной форме, или «прямо с фронта», или на военном бронетранспортере пламенно будет обещать все всем и сразу. И такое ожидаемое искушение наш избиратель опять проглотит в надежде на немедленное улучшение всех сфер жизни и пойдет на избирательные участки. Поэтому осенью этого года, когда избирательная кампания войдет в свою острейшую фазу, ожидается борьба не идеологий, не реалистичных планов развития экономики, не вымученных недоделанных реформ, а борьба обещаний и войны всех со всеми. А основным морально-этическим правилом политической борьбы за президентское кресло опять будет отсутствие каких-либо моральных правил. Такова сегодняшняя реальность отечественной политики.

«НЕОБХОДИМОСТЬ МАСШТАБНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКИ»

Владимир ПРИХОДЬКО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений Ужгородского национального университета:

— Ситуация непростая. Актуальными являются несколько принципиальных вопросов к политическому классу государства. И первый среди них: что должна изменить власть, если подготовку к выборам воспринимать как последовательное продолжение Революции Достоинства?

Стратегически — это результативное сокращение теневой экономики и коррупционной составляющей жизни общества, стимулирование деолигархизации и демонополизации, укрепление среднего класса, сокращение диспропорций в доходах разных слоев населения. Это — консолидация национально ориентированных элит вокруг согласованных приоритетов стратегического развития, социально-экономического уклада и качества жизни, функционирования экономики и социума на принципах устойчивого развития и открытого доступа.

В предвыборные месяцы исключительное значение приобретает демонополизация и деприватизация средств массовой информации, поддержка создания национальных платформ свободной и критической мысли.

Как должна измениться сама власть? Практики 2014—2018 годов показали, что требования к власти остаются неизменны: отделение от бизнеса, искоренение кумовства, непотизма и клиентелизма, внедрение этики самоограничений и табу в государственной службе и политике.

Опыт гибридной войны, совокупность наших проигрышей и выигрышей четырех последних лет указывает на необходимость масштабной интеллектуально-образовательной и организационно-технологической перезагрузки истеблишмента и системы публичного администрирования на принципах прозрачности и открытого доступа. Вот наилучший вид «летального» оружия против наших противников, средство повышения конкурентоспособности экономики и государства.

Общество в ожидании результатов судебной реформы, в частности — в плоскостях доступа всех прослоек населения к судам, антикоррупции, демонополизации и антирейдерству, гарантиям справедливой защиты прав человека и гражданина.

Увидим ли в этот период упрочение политических партий как сущностных, подконтрольных обществу, а не имитационных и «вождистских» компонентов парламентско-президентской системы власти, кадровых фильтров и инструментов доступа креативного класса («провайдеров перемен») и других прослоек населения к управлению? Сомневаюсь. И все же твердо верю, что предвыборная борьба и ее стиль, сам ход выборов подтвердят острую злободневность вышеназванных целей.

Как должен измениться гражданин-избиратель? Прежде всего, нужны общественно-политические перемены. Преодоление патернализма и явлений продажи и покупки избирательных и других гражданских прав. Активизация граждан в борьбе за экономические права, права потребителей и налогоплательщиков. Последовательный выход из практик теневой экономики и коррупционного управления, реальное отделение предпринимательства от власти, рост его законопослушности и договороспособности.

Не менее важны мировоззренческие и образовательно-культурные перемены. Толерирование свободы и личности, персонального и коллективного наследия истории и культуры политической нации и друг друга, распространение на этой основе этики самоограничений, возрастное, гендерное, межнациональное и межконфессиональное уважение, возвращение престижа интеллекта и свободомыслия VS совковые мифы рабской психологии и вседозволенность нуворишей и гуляй-поля уголовного и лавницкого быдла, распространение настроений ненависти, шовинизма, ксенофобии, расизма, сексизма, унижения пожилых людей и с особыми потребностями, экспансии в обществе китч-арта и вульгарности. Это еще одна война, возможно, сложнее гибридной, хоть как это странно может показаться. Это война рядового украинца с самим собой, с хуторскими комплексами завистников и атаманства. Убежден, избирательные процессы только обострят нашу неприязнь к этим явлениям, поскольку именно их будут беспощадно эксплуатировать те, кто еще до начала Помаранчевой Революции 2004 года стал целеустремленно раскалывать украинский народ ради сохранения своего господства на «территории сверхдоходов».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать