Перейти к основному содержанию

Вечно «еврейский» вопрос

Опыт национального самоуважения
30 сентября, 00:00
У каждого свой метод осознания принадлежности к определенному национальному сообществу. Кого-то, как автора приведенной ниже статьи, впечатляет пример других наций, кто-то ставит превыше всего построение национального государства. Как бы там ни было, очевидно, что для того, чтобы человек искренне относил себя к какому-то «мы», ему необходимо что-то взамен. Похоже, здесь и кроется основа национального самоуважения. Если человеку достаточно для национальной идентичности дешевой колбасы — это одно качество национального достоинства. Если соблюдения со стороны государства определенных правил игры — это другое качество. Что нужно украинцам для самоуважения? Определенный уровень ВНП на человека? Новые технологии? «Умный царь»? Или переход от выживания к гражданскому состоянию? «День» по-прежнему открыт для аргументированных (но без этнической озабоченности) точек зрения.

ЗЕРКАЛО

Я выросла в шумном дворе одноэтажных послевоенных многосемейных домиков. Мама работала на междугородней телефонной станции, кадровый состав которой процентов на пятьдесят был еврейским. Интерес к евреям у меня появился с детства именно потому, что, характеризуя их, люди, как правило, ограничивались одним словом — еврей и вкладывали в него столько, что можно было уже ничего не добавлять. При этом такая оценка была магически двусторонней. Она всегда отражала сущность оценивающего, так же полно и беспощадно.

Шли годы, я росла и стремилась быть похожей на еврейских женщин, мучаясь от вопроса: почему? Мне столько в них не нравилось, столько раздражало. И только сейчас, когда я осознала многие свои знания, прожила большую часть жизни, все стало для меня понятным и простым. Они перестали меня возмущать, раздражать, тревожить мой ум и душу, потому что я сумела понять свою собственную истину на их счет. Для меня евреи — это не просто одна из многих наций, а прежде всего — сетевой принцип коллективной организации. Их объединяют не столько глобальные ценности, существующие вне времени и пространства, сколько общие неписаные, но строго и добровольно соблюдаемые правила отношений внутри сети. Чтобы понять суть этих правил, достаточно посмотреть в глаза еврею. Вы можете увидеть в них почти все. И страх, и покорность, и глупость, и ум, и честность, и лживость. Но есть нечто, чего никогда в этих глазах не бывает, что всегда раздражало в равной степени как властителей, так и дураков. В их глазах не бывает собачьей преданности. Они не нуждаются в ней сами и не способны на нее. Во все времена, при всех правителях это было непонятно, непостижимо и страшно. Поэтому их считали то высокомерными дураками, то хитрыми жлобами, то крамольниками. Самим фактом своей внутренней независимости они всегда несли потенциальную угрозу любой системе власти над человеком, как бы возвышаясь над ней и давая понять, что этого у них отнять невозможно. Над ними насмехались, их уничтожали, а ценности присваивали. Но чем больше делали это, тем больше у них прибывало. И происходило это не по мановению волшебной палочки, а совершенно по другой причине. Главная правда их благополучия заключалась в том, что, скитаясь по миру без родины, отверженные и гонимые отовсюду, для выживания в любых условиях им необходимо было обладать тем, что невозможно отнять у живого. Таким образом, материальный достаток стал для этой нации только спутником того, что являлось для них основной ценностью. Образование, уровень интеллекта, ремесло. С детских лет они зубрили учебники, пилили на скрипке, осваивали профессию. Воспитывая в своих детях уважение к этим ценностям и защищая их внутренний мир, евреи накопили капитал, который невозможно отнять. Даже дети для них — это не просто любимые и желанные спутники любви, а своеобразный банк, где все, что ты накопил, прирастает с процентами. За всю свою жизнь я никогда не видела беспризорных еврейских детей, праздношатающихся и дуреющих от безделья. Наверное, поэтому в любой стране, в любое время, в любой культуре они обладают такими личными способностями и навыками, которые делают их нужными всем окружающим людям. Заметьте, нужными. Врачи, музыканты, портные, ювелиры, ученые, ростовщики, адвокаты. Всегда на принципах свободного рынка, всегда в конкурентной борьбе они готовы что-то предложить. И прежде всего — себя, как бы говоря: я Вам нужен, потому что я это знаю, умею, уважаю Ваши потребности и всегда готов служить, не пресмыкаясь. Даже если Вам просто хочется кого-то оскорбить, чтобы почувствовать себя человеком. Вы этого желаете? Пожалуйста, вот он, еврей, говори, что хочешь. Он выслушает, обдумает Ваши слова и если найдет в них нечто рациональное, то использует стопроцентно для собственного внутреннего роста и совершенствования. А если не найдет, то улыбнется от осознания Вашей неправоты и глупости. Поэтому оскорбляющие евреев никогда не получают от этого полного удовлетворения. Как только сказал, что евреи виноваты в твоих несчастьях, то тут же все понятно и про евреев, и про тебя самого. Как будто говорил в зеркало. Потому что себя обмануть невозможно. Не покидает ощущение собственной несостоятельности, поражения в конкуренции то ли интеллектуальной, то ли в ремесленной, то ли в организационной, то ли еще в какой-то.

Любая дискредитация по национальному признаку в любой стране, в любое время приводила к тому, что евреи попадали в условия более жесткой конкуренции. Они никого никогда не уважают за количество должностей, званий, наград или денег. Они всегда уважают за востребованный и оплаченный людьми интеллект, талант и трудолюбие. Ведь только такая оценка является самой объективной. Если ты нужен людям, они оплатят тебе твои труды. А главное во всем этом, что для них ум, душа и собственное «я» — та нива, на которой они сеют и пашут, создавая свои настоящие ценности, не подлежащие экспроприации.

В юности я стремилась быть похожей на еврейских женщин потому, что никогда не видела и не слышала, чтобы еврей бил свою жену. В их традициях было мыть женам ноги перед сном. А право от Бога на развод еврей имел по единственной причине. Как Вы думаете, по какой? Если считал эту женщину некрасивой. Как все просто. Выбери, люби, трудись над собой. А если не доволен выбором, то докажи себе, что это она некрасива, а не ты уродлив, глуп и ленив. Евреи никогда не строили родину, они созидали себя. А в результате имеют и то, и другое.

КТО МЫ?

Сейчас меня уже не волнует еврейский вопрос, потому что я нашла ответы на все свои вопросы о них. Мне теперь гораздо интереснее найти ответы на все вопросы о себе и о нас. Например, о том, как называется та национальность, к которой меня можно причислить. По фамилии я армянка. Хотя могу стать и украинкой. Для этого не нужно разводиться, достаточно добавить к фамилии окончание «енко». Говорю, пишу и читаю — по- русски. Как учили с рождения в семье, яслях, школе, во дворе. Но могу и по-украински. Училась хорошо, проблем с этим не ощущаю. И таких людей в Украине очень много. Кто мы? Что должны написать в графе национальность, о которой мечтают некоторые наши сограждане после введения новых паспортов? Я искренне сочувствую этим людям. Наверное, им больше нечем гордиться, кроме чистоты своей национальности, запечатленной и утвержденной печатью в документе, удостоверяющем ЛИЧНОСТЬ. Думаю, что для всех будет интересно получить ответ от «знающих этнических украинцев», таких как Иван Драч, например, как определяется этот самый украинский этнос. Они какие, кареглазые и черноволосые или, наоборот, светлые и голубоглазые, может, это мы и есть, просто не знаем, что украинцы? Очень надеюсь, что пока в нашей стране нет необходимости для таких базовых классификаций. Пока речь идет о борьбе за чистоту и сферы применения украинского языка. Но, как известно, любое здание от храма до тюрьмы строится из одинаковых кирпичиков, и рано или поздно, но неизбежно придем к планировке и применению. Вот тут станет понятно, что построили. Поэтому не стоит забывать, что в истории человечества уже были строители, творившие из кирпичиков национальной штамповки. Начинали красиво говорить о национальной гордости, самосознании и культуре, а потом постепенно переходили к определению этноса по строению черепа, цвету волос, глаз и чему-то еще. Боролись за чистоту нации и ее рост, поощряя девочек рожать детей от чистопородных представителей арийской расы.

ЛИЧНОСТЬ ИЛИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»?

В поиске ответов на вопросы о себе, я осознаю, что Богом и историей нам дан шанс стать нацией, народом Украины. Поэтому стоит задуматься над тем, каков принцип нашей с Вами организации. Способен ли он стать базисом культуры украинского народа, и что это за культура такая, какой она должна быть, чтобы объединить нас добровольно и навсегда? И не просто объединить, а стать частью души, прийти в быт и остаться там, чтобы переходить от родителей к детям. Ведь ставится именно такая задача. Построить храм, а не тюрьму. А фундаментом храма не может быть насильственная украинизация и количественное регулирование руководящего кадрового состава в соответствии с национальным происхождением. Ведь не получилось у русских навязать на постсоветском пространстве свой великий язык. Прибалтика, азиатские республики, Кавказ, Украина — все очень торопятся забыть о его величии. Не получилось и у коммунистов с идолом нового советского человека, нового этноса. Отошли в мир иной и коммунисты, и диктаторы советской идеологической культуры. А евреи выжили без книг, школ, газет и льгот по налогообложению. Сохранили не только культуру, но еще и два языка. Может, начнем делать выводы и научимся созидать, а главное — ценить настоящие ценности? Ведь потенциал у нас не только черноземный. Для начала осознаем, что строить нужно не государство, а человека. Перестанем бояться бескомпромиссной организационной, интеллектуальной и ремесленной конкуренции друг с другом. Поставим-таки ее во главу угла, эту самую человеческую, а не кумовскую, местническую конкуренцию. Научимся оценивать самих себя и спрашивать каждый день — а что, собственно, ты лично можешь предложить людям кроме украинской фамилии, хорошего знания украинского языка и коммунистических методов его развития?

Да, обидно, что мы получили в наследство от советских времен вездесущий, всепоглощающий коллективизм, в котором собственное «я» настолько незначительно, что для его существования нам необходимы признанные неким коллективом заслуги, звания, степени, награды и ордена, присуждаемые неизвестно за что. Вот если все вокруг не признали человеком, то вроде как бы нас и нет. Вот она, история СССР, в которой жизнями людскими покорялись идейные вершины. Человек ничто, государство — все. Процесс уничтожения и уничижения собственного индивидуального личностного мира каждого человека называли героическим созиданием гражданина нового типа. Обидно еще и потому, что сейчас о нас говорят как о людях без национальности, без культуры, без духовности, без корней. Но думаю, что это не так. Все это у нас есть. Просто наши потребности в культурных ценностях гораздо выше, чем то, что может предложить нам все культурное наследие Тараса Шевченко, Ивана Франко, хрестоматийный набор классиков украинской литературы вместе со стандартизированным набором народных украинских песен в исполнении самодеятельных коллективов народного творчества. Так сложилось, что мы знакомы с культурными ценностями и других наций. Сравниваем, оцениваем, делаем выбор и отдаем предпочтение тому, в чем находим для себя потенциал собственного развития. Хорошо агитировать в пользу украинского производителя колбасы и масла. Но великое таинство природы в том и заключается, что после насыщения желудка наш духовный выбор не возможно простимулировать оплаченным десертом. Он определяется уровнем интеллектуального и духовного развития каждого из нас. Уровнем осознанных потребностей. И на этом этапе вопрос развития национальной культуры и языка неизбежно переходит в плоскость политических проблем. Все, происходящее сейчас в национальном вопросе, отражает серьезные политические проблемы в развитии и становлении демократии в Украине. Наше государство не уважает своих граждан, не защищает их права и свободы, не создает условия для их прогрессивного и эффективного развития. Поэтому граждане не уважают это государство и не стремятся освоить его языковые, культурные ценности. Можно идти путем издания всевозможных указов и законов, предписывающих это уважение проявлять. Но, уверяю Вас, от этого оно не появится. Его продемонстрируют карьеристы и те, кому нечего больше предложить людям. Но это никакого влияния на формирование подлинных ценностей не окажет. Поэтому нужно и на востоке, и на западе Украины приложить собственные усилия, чтобы изменить отношение государства к гражданину. Чтобы каждый из нас захотел не просто ради должности выучить украинский язык, а с гордостью поставил его в приоритет своих ценностей, в один ряд с великим русским, английским, французским, немецким, китайским. Тогда нам не страшны будут завоеватели, стихийные бедствия, всяческие содружества и иммигранты. Мы останемся украинским народом навсегда, и наша культура приобретет базис ценностей, которые невозможно отнять, не уничтожив каждого из нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать