Виктор ЯНУКОВИЧ: «Худший из возможных вариантов — не принимать никакого решения»
О некоторых итогах минувшего годаи оценки будущего — и в интервью премьер-министра Украины Виктора Януковича.
— Виктор Федорович, в прессе вас часто называют членом или представителем «донецкой команды». Такие разговоры вам больше мешают или помогают в работе?
— Ни то и ни другое. Чаще всего разговоры о «донецкой команде» — это 95% слухов и мифов вокруг 5% фактов. А мифотворчество, как известно, возникает там, где не хватает информации или существует заинтересованность определенных сил.
Если отследить динамику разговоров о «донецких», то больше всего беспокойства, подозрений и инсинуаций было в момент моего назначения премьер-министром. Тот факт, что теперь эта тема поднимается только в «особо озабоченных» изданиях (доля которых незначительна), свидетельствует, что «страхи» не подтвердились. Я думаю, вы убедились в том, что я не «толкач» одной, хоть и очень важной области. А своими донецкими корнями я горжусь!
А помогают или мешают разговоры о них в работе? Мне лично такие разговоры не могли ни помогать, ни мешать, нет, тем более, заменить конкретное дело. Просто нет времени «гонять порожняк».
— Что для вас было самым тяжелым испытанием в этом году?
— Как и раньше — работа. Потому что все основные события, трудности, испытания связаны именно с работой.
А работа премьера — это постоянная «головная боль» по поводу того, как наполнить практически бездонную госбюджетную «бочку», чтобы из нее хватало и на врачей, и на учителей, и на пенсионеров, и на все другие категории моих сограждан, жизнь и благосостояние которых непосредственно зависит от государства.
Поэтому, это, в первую очередь, ответственность. Это и риск, и боль в сердце за судьбы людей, но это — и надежда, и вера, и, конечно, большая любовь.
— Как вы считаете, есть ли у вас повод отметить первый год работы правительства, которое почему-то называют «коалиционным»?
— Такой повод есть не только лично у премьер-министра, он есть у всего состава правительства, и в не меньшей степени — у членов парламентского большинства.
Я не разделяю иронии, когда наше правительство называют «так называемым коалиционным». Оно действительно коалиционное, потому что в него делегированы представители разных политических сил.
Циничные рассуждения о правительстве, как о месте «дерибана министерских портфелей» — скорее, показатель политической культуры тех, кто так считает.
Нетрудно критиковать любую идею. Труднее приложить усилия для осознания нового, того, чего раньше не происходило. И еще труднее взять на себя ответственность за работу в новом, неизвестном доселе направлении.
Год назад парламентское большинство и сформированное им коалиционное правительство такую ответственность на себя взяли.
Более того, 25 декабря этого года, при участии Президента Украины был согласован и подписан новый, более детальный документ о сотрудничестве правительства и парламентского большинства.
И я вам гарантирую, что он будет также выполнен.
— Не секрет, что вы завоевали симпатии многих жителей западного региона Украины тем, что так быстро заговорили на государственном языке. Что это — дань «национально сознательным политическим силам», или заготовка к будущей президентской кампании?
— Прежде всего — это мое личное уважение к украинскому языку. Любой государственный служащий должен разговаривать на государственном языке. И, тем более, руководители высокого ранга не могут быть исключением. Это — норма. И не нужно этот вопрос излишне политизировать.
Что же касается заготовок к президентской кампании, то у меня просто нет на это времени. Очень много у премьера неотложных вопросов, требующих его постоянного внимания, детального изучения, а главное — решения.
Кстати, не так важно, на каком языке вопросы решаются, главное — чтобы решались своевременно и эффективно.
— Чего лично премьер-министр Виктор Янукович ожидает от политической реформы?
— Сейчас не время одиночек. Наоборот актуальными становятся консолидация усилий, интеллекта, целей политически активных групп и их лидеров.
Содержание политической реформы — в продвижении вперед, в коллегиальной, коллективной разработке новых, понятных народу, легитимных правил в сфере власти. Потому что в этом основа стабильности. Стабильности как политической, так и экономической. А это то, чего нам всем не хватает.
В процесс конституционной реформы, продолжающийся уже несколько лет, на мой взгляд, привнесена критическая масса политиканства. По ходу подготовки и согласования разных законопроектов на второй план отходили основные цели реформы, а превалирующим стало желание некоторых политических сил выторговать для себя как можно больше льгот и полномочий. То есть, всем руководить, все контролировать и, при этом, ни за что не отвечать.
Мы уже неоднократно слышали, что нынешнее состояние общества, динамика экономического развития неотложно требуют сбалансированности полномочий разных ветвей власти. Собственно, предварительное одобрение Верховной Радой соответствующего законопроекта и открывает путь к практической реализации положений, которые оппозиция сначала так долго добивалась, а потом так упорно блокировала, после внесения в повестку дня.
С другой стороны, опыт работы первого коалиционного правительства, уровень его сотрудничества с парламентом подтвердил жизнеспособность заложенных в политической реформе идей, конструктивизм именно совместных действий. Худший из возможных вариантов — не принимать никакого решения. Мы должны осознавать это и превыше всего ставить интересы народа Украины.
— Виктор Федорович, ваш личный динамично растущий рейтинг стойко связывается с темой «преемника» на президентских выборах. Однако журналисты ни разу не услышали прямого ответа на этот вопрос. Может, вы ответите нам сегодня?
— Отвечу.
Во-первых, сегодня вам дает интервью премьер-министр Украины. Это мой официальный статус. Другого статуса у меня нет.
Во-вторых, по теме «преемника». Это виртуальный статус. Ни для кого не секрет, что он введен украинскими СМИ по аналогии с российскими событиями пятилетней давности.
Мой опыт подсказывает, что не всегда уместны и корректны попытки перенесения событий российской политики на украинскую почву. Мы пойдем своим путем, определенным обновленной Конституцией.
В-третьих, в отношении рейтинга. Как бы он не менялся — это рейтинг премьер-министра. Если он растет, то теоретически это — позитивная оценка моей работы, возможно, каких-то личных человеческих качеств.
А для глубоких размышлений о рейтингах, поверьте, нет ни времени, ни желания. Это — не мое «хобби».
Вот и делайте выводы.
— Какую оценку по пятибалльной шкале вы бы поставили Кабинету Министров за работу в 2003 году?
— На мой взгляд, публично выставлять оценки в этой ситуации было бы не совсем корректно.
Чересчур похвалишь коллег — у кого-то может снизиться стимул к самоотверженной работе, раскритикуешь — можно обидеть, сложно определить меру критики. Хотя утвердилась привычка всегда критиковать правительство. Я иногда говорю — главное, чтобы не били.
А если серьезно, то у правительства и у меня, как его главы, есть очень строгие судьи, но одновременно и партнеры. Во-первых — это граждане Украины, во- вторых — парламентское большинство, усилиями которого создано наше правительство. И, обязательно, Президент государства. Думаю, было бы целесообразнее получить оценку нашей работы именно от них.
У нас много недостатков, особенно у меня. Ведь мы — обычные живые люди. Но все же, хочу искренне поблагодарить всех, с кем нормально работалось в этом году!
— Украина получила новогодние каникулы не меньше недели, а сколько продлятся «премьерские» каникулы?
— Одну ночь. С 31 декабря на 1 января и немедленно за работу. Как когда- то шутила моя бабушка: «Работа дураков любит». А еще она меня учила все в этой жизни делать с любовью.
Искренне желаю всем хороших новогодних и рождественских праздников, покоя в душе, надежды, веры и любви.
Выпуск газеты №:
№237, (2003)Section
Подробности