Перейти к основному содержанию

«Виноват старина Бисмарк...»

Опыт негосударственной евроинтеграции
10 июня, 00:00

Курс на евроинтеграцию, определяемый в чиновничьих кабинетах, — это лишь форма, которую должны наполнять конкретным содержанием гражданские общества. Этот тезис можно назвать лейтмотивом состоявшейся 26 — 27 мая в Гейдельберге (Германия) III конференции немецко-украинских неправительственных организаций «Пути углубления и расширения сотрудничества».

БЕСПОКОЙНОЕ СОСЕДСТВО

Первая конференция прошла два года назад в Гамбурге, вторая — в прошлом году в Киеве. В III конференции, организованной Региональным представительством в Украине, Беларуси и Молдове Фонда имени Фридриха Эберта и Немецко-Украинским Форумом под патронатом города Гейдельберг, приняли участие представители около 160 немецких и украинских негосударственных организаций. Всего в Германии около полутора сотен неправительственных организаций (NGO) и инициативных групп, поддерживающих контакты с украинскими партнерами. Среди направлений их деятельности — оказание гуманитарной помощи, реализация программ молодежных и культурных обменов, помощь в возвращении на Родину жертвам торговли людьми, оздоровление украинских детей, организация языковых курсов и многое другое. В Украине сотрудничают с немецкими коллегами около трех десятков NGO.

Высоко оценивает диалог украинско-немецких неправительственных организаций Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в ФРГ Анатолий Пономаренко. «Он важен потому, — сказал А.Пономаренко, выступая на открытии конференции, — что помогает Украине решать вопрос, имеющий для нас большое политическое значение — создание европейски ориентированного гражданского общества». По мнению Анатолия Пономаренко, сотрудничество украинских и немецких организаций-партнеров чрезвычайно положительно влияет на развитие двухстороннего взаимодействия. Очень хорошо, считает посол Украины в ФРГ, что это взаимодействие дополняется именно такими контактами — между городами-побратимами (их 27 «пар»: Гейдельберг — Симферополь, Баден-Баден — Ялта, Людвигсбург — Евпатория и т.д.), неправительственными организациями и т.п. Если еще учесть, что немало европейских NGO со временем развиваются в политические партии, побеждают на выборах, создают парламентские коалиции, формируют правительства etc., то становится очевидно: значение налаживаемых сегодня отношений для будущих политических раскладов в Европе весомо.

По словам руководителя Регионального представительства в Украине, Беларуси и Молдове Фонда имени Фридриха Эберта Гельмута Курта, темы для обсуждения на конференции выбирались путем опроса будущих участников дискуссии. Немецкие NGO были также крайне заинтересованы в том, чтобы в форуме приняли участие представители украинских министерств и ведомств, к которым у немецкой стороны накопилось немало вопросов и претензий.

У процесса расширения ЕС есть и «обратная сторона медали». К примеру, если раньше у представителей немецких NGO, по словам участников конференции с немецкой стороны, фактически не было проблем на немецкой границе, то теперь они то и дело возникают. К слову, группа украинских участников форума, путешествовавшая из Киева в Гейдельберг автобусом, испытала прелести статуса гражданина «страны — соседа ЕС» на себе. Как только наше транспортное средство оказалось на территории Германии, несколько суровых молодых людей и девушка потребовали от нас выйти из автобуса, вытащить из багажников чемоданы и выстроиться с ними вдоль бордюрчика. Очевидно, общая картина их не удовлетворила, — и нам было велено тащить свои вещи в помещение, где в порядке очереди предъявлять их для досмотра. Тщательно проверив с десяток сумок и установив наконец в одной из них факт превышения норм ввоза в страну алкогольных напитков (наша коллега собиралась вдали от Родины отмечать день рождения), бдительные стражи мгновенно потеряли к нам интерес. На переговоры сторон и взимание с «контрабандистки» 15 евро штрафа ушло около часа, но избавиться от неприятного ощущения не удавалось еще долго. Интересно, что из трех — практически одновременно пересекавших польско-немецкую границу — автобусов с пассажирами из разных стран подозрение немецких таможенников вызвал именно украинский.

«ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ»-2

На проблемах, связанных с передачей в Украину так называемой «гуманитарки», организаторы конференции планировали сосредоточиться на заседании секции «Поставки гуманитарной помощи: опыт, законодательство, рекомендации». Однако тема оказалась настолько наболевшей, что ее обсуждение вышло далеко за установленные рамки.

Как сказал в интервью «Дню» присутствовавший на конференции первый заместитель главы Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины Кирилл Крищенко, в 2002 году в Украину из Германии поступило 14 678 тыс. тонн гуманитарной помощи — это 41% от всей гуманитарной помощи, полученной нашей страной. Ее условная стоимость — около 15 млн. долларов США. В последнее время несколько уменьшились, по словам К.Крищенко, объемы поставок медицинского оборудования и препаратов, в то же время больше стали присылать бывшей в употреблении мебели, печатной продукции (поступающей в Украину через религиозные организации — с разрешения Госкомрелигии) и т.д. Наибольшие объемы гуманитарных грузов в течение трех лет поступали в карпатский, западный, северный регионы и Киев.

Многие представители немецких NGO, специализирующихся, так сказать, на «гуманитарке», жаловались на трудности (по их мнению, зачастую искусственные), с которыми они сталкиваются при пересечении границы с Украиной, на «произвол» украинских бюрократов и т.п. У Кристиана Гуссельса (организация «Друзья Украины») сложилось впечатление, что «таможенники сами выдумывают правила»: «Если бы не знал, что твоей помощи очень ждут, уже опустились бы руки...». «Отсутствие одного штампа становится поводом к созданию непреодолимых препятствий на пути наших грузов», — вторил коллеге Гайнрих Беннер («Помощь Украине из Брайтшайд-Меденбаха»). Заместитель главы Управления таможенных режимов Галина Симонова в свою очередь, апеллируя к духу и букве Закона Украины «О гуманитарной помощи», призвала немецких и украинских партнеров неукоснительно следовать существующим инструкциям. Кстати, судя по оглашенному г-жой Симоновой перечню, их и вправду множество. Обстановку несколько разрядил представитель общественного объединения «Помощь Восточной Европе» Дитер Зоммерфельд. «Возможно, украинские таможенные законы не так и плохи, — урезонивал особо недовольных коллег г-н Зоммерфельд. — В чем же дело? Наверное, виноват старина Бисмарк: при хороших чиновниках и плохих законах управлять легче, считал он, чем при хороших законах и плохих чиновниках...»

Украинские же должностные лица полагают, что немецкие партнеры несколько преувеличивают. «Считаю, что если проблемы и есть, то они не так ярко выражены, как это подавалось импульсивной частью аудитории, — заявил «Дню» Кирилл Крищенко. — У тех, кто придерживается должной процедуры, особых проблем не возникает. А путей упрощения этих процедур, в частности, таможенных, нет, да это и нецелесообразно». Случается, говорит г-н Крищенко, увы, и такое: вместо того, чтобы заплатить немалые деньги за утилизацию какого-либо неликвида в Германии, его отправляют в качестве гуманитарной помощи в Украину, а потом еще и жалуются на «непорядочность» отдельных украинских таможенников. «Кстати, зарплата таможенника — со всеми выплатами около 400 гривен «грязными», — подчеркнул первый заместитель главы Комиссии. — Это тоже негативный фактор»... По словам собеседника «Дня», еще одна проблема для отправителей гуманитарной помощи — как не ошибиться с получателем, не нарваться на недобросовестных людей, не имеющих соответствующих разрешений, не включенных в реестр и т.п. Причем, когда это происходит, вину за срыв поставок отправители возлагают не на отдельных мошенников, а на наше государство.

Зато желание представителей немецких NGO иметь возможность знакомиться с требованиями украинского таможенного законодательства в Интернете, похоже, скоро исполнится: по словам Галины Симоновой, Таможенная служба Украины создает в Сети свой сайт, откуда можно будет черпать все необходимые сведения. Есть надежда, что таким образом одна из главных проблем во взаимоотношениях украинских и немецких NGO — дефицит нужной информации — отчасти будет решена. Немецкие участники дискуссии предложили также Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабмине (которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Табачник) стать координатором с украинской стороны в сфере украинско-немецкого гуманитарного сотрудничества. Кирилл Крищенко со своей стороны выразил готовность взять на себя координирующие функции — при условии, что немецкая сторона определится и со своим координатором. По мнению главы управления специализированной медицинской помощи Министерства охраны здоровья Украины Владимира Долота, это мог бы быть координационный центр, который, помимо прочего, изучал бы, какая помощь нужна украинским партнерам (лекарства, медпрепараты и т.п.), а какая — нет, и направлял бы усилия немецких NGO в конструктивное русло.

«ПОСЛЕДНИХ КУСАЮТ СОБАКИ»

Еще одна важная проблема во взаимоотношениях немецких и украинских неправительственных организаций — это, если так можно выразиться, необходимость их трансформации. Лозунг «Запад нам поможет» сегодня приобретает несколько иной смысл, нежели десять и даже пять лет назад. Украинский третий сектор постепенно вырастает из коротких штанишек «младшего брата», страдающего комплексом «меншовартості» и рассыпающегося в благодарностях за каждый присланный из Германии пакет макарон. Те немецкие NGO, которые это уже поняли, сместили акценты в своей деятельности. «Мы поддерживаем украинского производителя, украинский рынок, — говорит, в частности, Дитер Зоммерфельд, — мебель для нашей благотворительной столовой (открыта в Херсоне в 1996 году. — Авт. ) мы заказывали украинскому столяру, продукты не везем из Германии, а закупаем на месте». Речь может идти также о проектах по созданию рабочих мест, программах содействия развитию предпринимательства в Украине, разного рода образовательных проектах и т.д. Необходимость перестраиваться, диктуемую временем, г-н Зоммерфельд аргументировал, помимо прочего, забавной немецкой поговоркой «Den Lezten peisen die Hunden» — «последних кусают собаки».

Желание перейти к новым формам взаимодействия выразил, в частности, и представитель Всеукраинского объединения «Немецкая молодежь в Украине» Владимир Лейсле: «Давайте задумаемся: те немногие совместные молодежные проекты, которые сейчас реализуются, — партнерство ли это? Или всего лишь любезное предложение немецкой стороны?» Говорили украинские участники конференции и о том, что сегодня нужно давать в руки людям, которым хочешь помочь, не рыбку, а удочку, то есть возможность зарабатывать.

Кто уже сегодня на равных сотрудничает с немецкими партнерами (а также с украинскими и немецкими государственными структурами), так это Международный женский правозащитный центр «Ла Страда — Украина». Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно было посмотреть, как активно общается со своими коллегами из Германии менеджер Центра Татьяна Дорошок...

«Я доволен тем, что впервые состоялся диалог между представителями министерств, представителями власти и представителями NGO, — сказал «Дню», подводя итоги двухдневной дискуссии, руководитель Регионального представительства в Украине, Беларуси и Молдове Фонда имени Фридриха Эберта Гельмут Курт. — Я также удовлетворен тем, что нам удалось обсудить, что мешает нашей работе и что ей помогает. Мой вывод: нашу деятельность усложняют не недостатки законодательства, а отдельные лица, занимающие определенные должности. Нам также необходимо восприятие нашей работы на политическом уровне и политическое содействие. Перспективы сотрудничества NGO напрямую не зависят от политиков, однако политики должны видеть в нем мощный инструмент сближения и развития гражданских обществ двух наших стран. Улучшение немецко-французских отношений, например, стало возможным во многом благодаря усилиям не политических деятелей, а структур гражданских обществ, в частности, немецко- французским молодежным обменам. Можно порекомендовать немецкому и украинскому правительствам подписать договор о молодежных обменах, которого на данный момент не существует...»

Следующая, IV конференция украинско-немецких NGO пройдет, по словам г-на Курта, в июне будущего года в Киеве. Хочется надеяться, что организаторы учтут замечания участников и, в частности, среди рабочих языков форума будет украинский, а не только русский, как это было в Гейдельберге. Сама же идея проведения подобных встреч хороша: контакты между людьми, человеческие отношения, — это то главное, что помогает быть в форме в бурлящем современном мире...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать