Владимир ЯВОРИВСКИЙ: «Нельзя обвинять народ. Он сделал все, что мог»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070302/439-4-1.jpg)
Народный депутат от БЮТ Владимир Яворивский с нескрываемой грустью констатирует: теперь парламентской оппозиции приходится не интеллектом, а физической силой блокировать антигосударственные решения ВР, которые пытается провести коалиция. В интервью «Дню» Владимир Яворивский также рассказал, как Президент на своем дне рождения отреагировал на шутку «о рубильнике», о том, как работается в парламенте, который стал филиалом Кабинета Министров, да и о перспективах оппозиционного тандема БЮТ и «Нашей Украины»...
— Ваши оппоненты (в частности, пан Чорновил) говорят, что Юлия Тимошенко ездит по миру, рассказывает о перевыборах и тем самым запугивает инвесторов, которые массово убегают с украинского рынка. Так почему вы пугаете инвесторов?
— Я думаю, что инвесторы уходят из-за того, что они увидели не просто слова, а и поступки новой власти. Так что здесь Чорновил лукавит. А фактические вещи следует называть своими именами. Почему депутаты ездят за границу? Если рядовые граждане ездят ради решения, как правило, бизнесовых или личных дел, то политики ездят за границу решать политические дела. Если в другую страну едет лидер оппозиционного блока, лидер яркий, лидер популярный, то вполне понятна и цель визита. Эта цель прежде всего заключается в том, чтобы показать миру, что Украина не одноцветная, что Украина говорит не только устами Януковича.
Если Янукович сегодня говорит о том, что Президента стоит выбирать в парламенте и что Украина не хочет вступать в НАТО, то я как украинец хотел бы, чтобы американцы услышали из уст известного политика о другой Украине, о патриотической Украине. О той Украине, которая поворачивается лицом к Европе. Поэтому, собственно, Юля и поехала в США. Я не думаю, что это было бы очень мелкокалиберной стрельбой — ехать в США и рассказывать американцам, что украинцы хотят досрочных выборов. Это наше внутреннее дело, и оно американцам интересно постольку поскольку. Их интересует, собственно говоря, путь, по которому Украина может пойти после перевыборов, если они будут действительно удачными для Украины. И, по большому счету, зачем скрывать: есть определенный имидж политика Юлии Тимошенко, ее встречи с Кондолиззой Райс, с Чейни — это очень высокий уровень. Видите ли, как- то так сложилось, что не так давно Украиной восхищались, носили на щите, а сейчас все угасло. Можно наблюдать ироническое отношение к нашему Президенту, да и к Украине в целом. Поэтому, я считаю, Юлия Тимошенко выполнит очень благородное дело.
— Ваш коалиционно-оппозиционный партнер только «Наша Украина» или и Президент тоже? Ведь в экспертных кругах говорят, что, связав Тимошенко узами оппозиционного соглашения, Виктор Ющенко оставил поле для переговорного маневра с регионалами.
— С моей точки зрения, в сегодняшнем оппозиционном сегменте есть три субъекта — БЮТ, «Наша Украина» и Президент. У каждого субъекта есть свое лицо и своя функция. И Президент является субъектом, а не объектом в этой коалиции. Конечно, поговаривают о том, что Виктор Ющенко может возглавить «Нашу Украину» и тогда поневоле этот президентский субъект может немножко пригаситься, а Виктор Андреевич будет выступать уже как лидер политической силы. Я бы лично на его месте этого не делал. Ему следует оставаться Президентом.
Следовательно, во всяком случае пока, у нас есть три оппозиционных субъекта с реально урезанными полномочиями Президента и с невозможностью оппозиции принимать решения. Ведь мы можем только определенные решения заблокировать, да и то, к большому сожалению, достаточно часто не интеллектом, а физической силой. Я очень сожалею в связи с этим, что Яворивскому приходится сидеть в кресле и не пускать никого к рубильнику. Кстати, в прошлую пятницу был день рождения Президента, и я отправился его поздравить. И когда мы с ним обнялись, я громко, но как будто на ухо Президенту, сказал: «И сразу скажите, где у вас тут рубильник?»
— И как отреагировал на эту шутку Виктор Ющенко?
— Очень долго смеялся.
— Пан Владимир, представители парламентского большинства откровенно шутят над новосозданным союзом БЮТ и нашеукраинцев. Коалиционеры, в частности, говорят, что вы уже сто раз договаривались, подписывали разнообразные соглашения, но каждый раз предавали друг друга. Где гарантии, что на этот раз оппозиционный тандем БЮТ+«НУ» окажется прочным?
— Я не хочу разбираться в том, кто, когда и при каких обстоятельствах предал. Мы сегодня союзники, и лично моя позиция такова: нельзя насыпать горы мусора. Ведь они сегодня при власти, а мы, оппозиция, вместо того чтобы противостоять реваншу, будем ссориться между собой. И потому я верю в моральность Президента, я верю в моральность Юлии Тимошенко и БЮТ, в частности, поскольку, поверьте мне, все зависит не только от воли лично Юлии Владимировны. В нашем бютовском лагере все решения принимаются коллегиально. Что касается «Нашей Украины». Там происходят, возможно, сложные процессы, но, поверьте, все станет на свои места. Не исключено, что несколько депутатов от «Нашей Украины» будут считать, что их место не здесь, а в коалиции, но ничего трагического в этом нет. Ведь даже если пять или шесть нашеукраинцев перейдут в коалиционный лагерь, все равно большинство не наберет 300 голосов для преодоления президентского вето или внесения изменений в Конституцию. Поэтому я не хочу гадать на кофейной гуще. У нас нет другого выхода, мы просто вынуждены стоять друг возле друга. Конечно, будут определенные трения, будут, возможно, разные голосования, но это не трагедия. Думаю, что это не стоит поднимать на щит, и считаю, что после того, как проиграли фактически все что могли, хватить здравого смысла не совершать другие ошибки.
— Ваш лидер достаточно часто говорит о необходимости перевыборов. Более того, Юлия Тимошенко называет определенные сроки, когда они состоятся. Не считаете ли вы подобного рода заявления моральным давлением на Конституционный Суд?
— Если кто-то считает, что происходящее в межпартийных отношениях влияет на позицию КС, то я бы со страниц «Дня» сказал: люди, тогда не идите в Конституционный Суд. Идите в суд другой инстанции, где легально берут взятки. А это Конституционный Суд, поэтому говорить, что кто-то на них может оказывать давление, неуместно. Как? Каким образом? Продолжается политический шум. Ну и пусть себе продолжается. Заткните уши ватой и принимайте решения, соответствующие Конституции, отвечающие не только законам, а и праву. К сожалению, наши законы бывают несовершенными и в них часто попадаются белые пятна. Поэтому в данном случае должна действовать логика права, а не только одного закона. Вообще, я отбросил бы идею о возможном давлении на Конституционный Суд. А продолжающиеся в обществе дискуссии по поводу суда я считаю вполне нормальным явлением.
Что же касается досрочных выборов, то здесь, конечно же, есть проблемы. По моему мнению, сейчас загодя говорить, что все уже готово и только слово за Президентом — рано.
— Регионал Василий Киселев представил в парламенте проект закона о проведении совместных парламентско-президентских выборов. Оппозиция к такому сценарию готова?
— Это дискуссионный вопрос. Наверное, отвечая на него, стоит сказать и о том, что сегодня должность Президента не является ключевой. Я понимаю, на что рассчитывают Регионы. Они предлагают сразу выборы и парламента, и Президента. И верят, что кто-то этого испугается. Я не думаю, что Виктор Ющенко боится этих перевыборов. И БЮТ тем более.
— Как вы считаете, внеочередные выборы, принимая во внимание достаточно сжатые сроки их проведения, выписанные в Конституции, могут быть честными и прозрачными?
— Если мы пойдем на выборы, это будет очень сложная избирательная кампания, в которой, бесспорно, будут иметь место многочисленные злоупотребления. Однако мы должны сделать все, чтобы избежать этого. Правительство, кстати, сегодня занимается одним единственным: расстановкой своих кадров, и уже даже не на ключевые, а и на подключевые должности, способные во время выборов «помочь» им. Неназначение главы СБУ, кадровые рокировки в МВД — все это нацелено на избирательную кампанию. Для меня вообще это — очень болезненная тема, поскольку я прошел драматический «сотый округ» в Кировограде, где во время президентских выборов стреляли... Поэтому я до сих пор считаю себя участником боевых действий.
— Если уж речь зашла о силовых структурах, прокомментируйте последние заявления Генпрокурора о закрытии дела Щербаня. Ведь еще вчера бывшего губернатора разыскал Интерпол, а уже сегодня его называют вполне чистым перед законом...
— Знаете, я на днях услышал, что Генпрокуратура намеревается возбудить уголовное дело против депутатов, выключавших рубильник в парламенте. Я лично рубильник не выключал, но это не значит, что я не причастен к этому. Так вот я думаю: может, мне стоит убежать в Россию и просить политического убежища? (Смеется). А если без шуток, то сегодня действительно к власти возвращаются те, кто должен бы сидеть не в креслах, а в местах намного более жестких. Это была колоссальная ошибка Ющенко. Ведь тогда у Ющенко был абсолютно заоблачный рейтинг, стерильное доверие, но никто фактически так и не был отправлен за решетки. А потом было подписано это бездарное соглашение с Януковичем, который в то время уже был политическим «покойником».
А происходящее сегодня — это просто ужас, о котором необходимо говорить на всех уровнях. Мы превращаемся в страну, в которой следует окончательно забыть о справедливости. Те люди, на которых были заведены уголовные дела и о преступлениях которых мы все знаем, ныне с триумфом возвращаются во власть. Я уже не говорю только о студентах, которых унижал тот же Щербань, я говорю о похищениях в музеях в Сумах. И сегодня закрыть дело без какой бы то не было ответственности? Это феодализм. Но мы с вами сегодня в Киеве, а представьте себе обычного сельского человека. Что он думает об этом государстве!? Когда Щербань, который был в розыске, приезжает, его встречают в аэропорту, как падишаха, с цветами, коврами... На второй день он уже на телевидении. Или Игорь Бакай, приватизировавший половину украинской экономики, сегодня дает нам интервью из Москвы. В каком государстве мы живем!? Абсолютно убежденный, что это еще один сигнал Президенту для роспуска парламента. Если бы парламент хотя бы немного сопротивлялся той бессмыслице, тому беззаконию, но он же этого не делает.
Выступает министр внутренних дел, проработавший сто дней, и выступление его посвящено только критике его предшественника. Где, в какой стране такое возможно? Вообще, существует такое святое правило: пришел, не трогай предшественника, сделай лучше, и люди это оценят. Я не «подкрашиваю» Луценко, но оказывается, что Луценко плохой, потому что он принял учителя физкультуры в ряды милиции. А я смотрю и думаю: передо мной стоит директор совхоза, возглавляющий Министерство внутренних дел! Поэтому, хотя мы и говорим о парламентско-президентской республике, парламента как такового фактически нет. Это просто филиал Кабинета Министров. Филиал абсолютно безотказный. Филиал, не имеющий личного мнения. Стоит только Януковичу «подмигнуть», как парламент будет покорно голосовать. Это уже не парламент, это анклав одной политической партии. Я лишь удивляюсь, почему это правительство до сих пор сидит в Киеве. Складывается такое впечатление, что он должен бы сидеть в Донецке. Потому что возникает идея, что пора уже вводить язык «фени» и матерных слов для этого правительства.
— На днях внешнеполитическое ведомство России обнародовало заявление, в котором говорится о, цитирую, «галлюцинациях» украинских дипломатов в истории с господином Лужковым. Вообще, эта нота пресс- службы российского мэра была написана в достаточно едком стиле. Почему украинские политики не реагируют на это?
— Мне одна женщина в День Соборности подарила кгигу. Книга о Сталине, издана Мгарским монастырем под Прилуками. Издана книга безумным, как для Украины, тиражом — приблизительно 70 тысяч экземпляров. Это книга, в которой ни разу не упоминается слово «Украина». Малороссия...
Сегодня русский шовинизм превратился в государственную политику. Если раньше это была самодеятельность Затулина, Жириновского, то сегодня такие заявления звучат из уст людей, олицетворяющих официальную русскую власть. Вы знаете, как украинец я этого не боюсь. Потому что это даже у людей безразличных все равно вызывает определенное моральное отторжение. Я убежден, что в этом, каком-то шовинистическом чаду проигрывает только Россия.
Ну как это так! Приехал мэр из соседнего государства и говорит, что эта земля, на которой он стоит, должна принадлежать России. Представьте себе, если бы это было в другом государстве! И очень тихо, почти шепотом, деликатно, воспитанно, наш МИД заявил о том, что не стоит так делать. И вдруг раздается молниеносный ответ. В ответ этот была заряжена всероссийская пушка, которая стреляет в сторону Украины и называет замечание нашего внешнего ведомства «галлюцинацией». Я не понимаю, в каком тогда состояние здоровье тех, кто об этом говорит. Мы уважаем Россию как великую нацию, но когда вся нация подвергается какому-то фашистскому настроению, это очень плохо, прежде всего для самой России. А мы выстоим.
— С вашей точки зрения, сегодняшний парламент — проукраинский?
— Нет. Потому что когда в этом парламенте самая большая по составу фракция «Регионов» не голосует за признание Голодомора актом геноцида, то скажите, это украинский парламент!? Да, в этом парламенте есть и патриотические силы. Но мы сегодня должны констатировать, что колоссальная ошибка украинского общества состоит в том, что в парламенте сегодня нет Украинской народной партии, ПРП, «Поры», в которых есть очень яркие личности, ничем себя не запятнавшие. Но это вина и самих политиков, потому что следовало объединяться.
— В одном из своих последних интервью Президент отметил, что общество заслуживает той власти, которая ныне есть. Вы считаете, это так?
— Я категорически не согласен с Президентом. Народ ни в чем не виноват. Я хочу напомнить: Виктор Андреевич, уважаемый! Я с вами прошел избирательную кампанию, поддерживал вас как только мог, но я вам хочу сказать следующее. Когда вы отправили правительство Юлии Тимошенко в отставку и когда начался четкий раскол, не между Юлей и вами, а в каждом сердце, которое билось на Майдане, люди все равно на выборах 2006 года пришли и отдали свои голоса БЮТ, «Нашей Украине» и социалистам, которые шли под оранжевыми знаменами. Так не надо было три месяца ходить по закуткам и делить, кто и в какое кресло сядет, нужно было, как Президент, стукнуть «булавой» и объединить эти силы. Нельзя обвинять народ. Он сделал все, что мог.
— В будущем в Блоке Тимошенко допускается сотрудничество с социалистами Александра Мороза?
— Нет. Хотя, конечно, в политике никогда нельзя говорить «никогда». Но Яворивский как личность, как один из представителей БЮТ полностью отметает такую перспективу. После того, что сделал Мороз, после этих странных выступлений Бокия... Я не знаю, что с ним (Бокием. — Ред. ) вообще произошло. Когда слушаешь его по телевизору, складывается ощущение, что ты находишься в политической невесомости или и в другом мире. Но что сделаешь, власть и деньги очень часто лишают людей определенных ориентиров.
Выпуск газеты №:
№39, (2007)Section
Подробности