Власть спасет «чудо на Днепре»
Политолог Виктор НЕБОЖЕНКО — о предвыборных раскладах и роли мажоритарщиков
В связи с тем, что начало предвыборной кампании все ближе, а неофициально она уже давно стартовала, политические аналитики и эксперты все больше внимания уделяют нынешнему нововведению — выборам по мажоритарным округам. Политтехнолог Тарас Березовец сравнивает избрание по спискам с Playstatoin, в которую могут играть все, а соревнование на мажоритарных округах — с настоящей игрой на поле, где нужны умение и профессионализм. По данным социологических опросов, которые привел Березовец на пресс-конференции в УНИАН, всего 20% депутатов действующего парламента, то есть 86 из 450, имеют опыт (не всегда успешный) выборов по мажоритарной системе.
Однако, по словам экспертов, на руку кандидатам может сыграть принадлежность к какой-либо из партий. «В приоритетах электората партийность стоит на одном из последних мест, — говорит Александр Черненко, глава правления Комитета избирателей Украины, — но, с другой стороны, когда мы проводили эксперимент и поставили возле несуществующего кандидата надпись «Партия регионов», его рейтинг стремительно увеличился».
Не пришли эксперты к согласию и в вопросе о том, что означает такое «новшество»: одни считают, что мажоритарные выборы — шаг назад, другие ждут от них больших перемен. Разные прогнозы также по поводу роли административного ресурса и вероятности прихода новых лиц в парламент.
Так или иначе, эксперты единогласно пророчат победу «Батьківщині». Второе место, по их словам, одержит Партия регионов. Кроме того, пятипроцентный барьер преодолеют «УДАР», Компартия и, ввиду активных «языковых» противостояний, «Свобода». «Проигрыш оппозиции приведет к консервированию существующей системы на семь лет», — предостерегает Денис Денисенко (Центр политического консалтинга).
Самому же парламенту, избранному в октябре, сулят недолгую жизнь — не больше двух лет существования. Аналитики уверены: кто бы ни стал президентом в 2015-м, будут перевыборы.
О перспективах грядущих выборов «День» поговорил с известным политологом Виктором НЕБОЖЕНКО.
— Виктор Сергеевич, мы выиграли первый матч со шведами — все в эйфории. С вашей точки зрения, как повлияет проведение Евро, к которому мы так долго готовились, на имидж власти?
— Думаю, что не повлияет. Политические установки глубже общественного настроения и эмоций. Кроме того, как только закончится чемпионат, многочисленные слухи о чудовищных злоупотреблениях и коррупции лишь усилятся. Украинцы не любят, когда кто-то делает им праздник за счет кражи денег.
— Власть достаточно часто говорит о достижениях в подготовке и проведении Евро. Они могут включить это в свою рекламную кампанию...
— Нельзя считать то, что готовили в течение пяти лет и где было украдено как минимум 70% денег, большим достижением. Сейчас люди подвержены переживаниям по поводу матчей, но как только футбол закончится, подключатся рациональные факторы. Исключение может быть только в том случае, если украинская сборная выиграет у всех — это будет называться «чудо на Днепре». Тогда люди будут рассматривать власть как авторов чуда. Но вряд ли оно произойдет.
— Злоупотребления еще нужно доказать.
— А как можно доказать массовые хищения? Дело в том, что слухи о злоупотреблении гораздо сильнее пропагандистских инструментов опровержения, которые есть у власти. Представьте, завтра выходит Анна Герман и говорит: «Ні, нічого не крали». Кому поверят — анонимным источникам в Интернете, на радио и телевидении, оппозиционерам, статьям в западной прессе или Анне Герман?
Власть настолько высокомерна по отношению к населению, что она даже не считает нужным с ним разговаривать. Любая информация о том, что власть крадет, легко воспринимается подозрительным украинцем. Если бы была коммуникация между властью и народом, то она легко нашла бы аргументы и инструменты для того, чтобы доказать обратное. В сложившейся ситуации разговоры и слухи о продажности власти, ее страшной коррумпированности затмят Евро-2012.
— Вы упомянули о пропаганде. Сегодня уже запущена реклама политических сил. Как вы ее оцениваете? Насколько она действенна?
— Массовая реклама — это такой же фон для грядущих фальсификаций, как и создание инициатив или законопроект о языках. Партия регионов таким образом не поднимает процент поддержки ни на Западе, ни на Востоке, ни в Центре Украины. Это — способ, которым правящая группа собирается добиться победы. Сама же реклама уже не действует. Запад Украины, как и Восток, исчерпал ресурс пропагандистской наивности населения.
— Для этого есть языковой вопрос. Вы считаете, что закон примут в целом?
— Конечно. Примут и во втором, и в третьем, и, если понадобится, в четвертом чтении — никакой иронии. Причем не для того, чтобы собрать голоса, консолидировать Запад и Восток, как думает оппозиция. Подобные политические технологии уже не работают. Принятие этого закона нужно, чтобы показать на выборах планируемые президентом результаты. Как только закон будет принят, выйдет председатель фракции Александр Ефремов и скажет: «Мы встречаем огромную благодарность опустившихся, тяжело живущих людей, которые говорят, что главное, что мы сделали для них, — приняли закон о языке. А на то, что жить стало в два раза хуже, не обращайте внимания».
— Как в этой ситуации должна действовать оппозиция?
— Я не понимаю: их там 150 человек, а они не знают, что делать! Помню времена, когда Черновил вместе со 120 людьми выкручивал руки и добивался своего при знаменитом донецко-коммунистическом большинстве. Толстые, крупные самоуверенные дядьки голосовали так, как того хотел Черновил. Поэтому вопрос в качестве оппозиции, ее принципиальности. В Бирме, например, оппозиция занимает в парламенте только треть, но она эффективно сопротивляется действующей власти, которая 20 лет готовилась к первым публичным парламентским выборам.
— Как вы относитесь к таким акциям оппозиции, как раздача футболок «Free Yulia» фанатам? Насколько это эффективно?
— Это способ привлечь внимание к проблеме Тимошенко, правда, я не думаю, что он эффективен. Традиционные способы привлечения внимания общественности к каким-либо политическим лозунгам, именам, ценностям через пропаганду ведущих каналов, тысячи билбордов по стране уже не действуют. Другое дело, что потом какой-нибудь новый политический деятель, Малевская со своей партией «Лагуна, вперед», может сказать: «У меня были тысячи билбордов: я получила 5% голосов именно благодаря этому, а не путем фальсификаций». Реклама не действует, но она позволяет скрыть фальсификации.
Точно такая же ситуация с русским языком: Партия регионов скажет, что они выполнили свои обещания, и в результате электорат увеличит свою благодарность в два раза. Но я как социолог уверяю: зависимости между высокомерной, лживой, формальной рекламой и ценностями населения нет. Люди сейчас невосприимчивы. Когда-то они уже поверили билбордам, где циничные политтехнологи написали: «Бандитам — тюрьмы».
— А как вы думаете, почему у политиков такое отношение к гражданам?
— Для политиков реклама — это тупая публичная пропаганда, которая нужна для сокрытия влияния административного ресурса на фальсификацию результатов. Полгода они проводили кампанию и в итоге получили этот «неожиданный», но невероятно прекрасный результат. Не говоря уже о том, что 70% бюджета, выделенного на массовую рекламу, крадет штаб заказчика.
— Насколько изменится парламент с приходом мажоритарщиков?
— Мажоритарщики — это самые энергичные, циничные и подлые люди в среде начинающих бизнесменов и политиков. Сейчас они будут обещать золотые горы Президенту Януковичу и главе Администрации, а потом поступят так, как посчитают нужным. Я наблюдал за мажоритарщиками десять лет и могу сказать: эти люди живут исключительно конъюнктурной ситуацией, что совершенно не выгодно ни одному из президентов. И не важно, идут они от Партии регионов или от оппозиции. Партийная принадлежность не будет иметь значения, разве что на Западной Украине.
— Кстати, по поводу оппозиции. Как вы думаете, сможет ли она поделить округа?
— Будет скандал. Поделить смогут только те округа, которые никому не нужны.
— Приведет ли мажоритарка качественно новых лиц в парламент?
— Новые лица обязательно появятся, и случится это по разным причинам. Во-первых, несмотря на то, что человеческие качества будут невысокие, это будут сильные и уверенные в себе личности, которые скажут: «Сколько могут править те или другие — мы тоже хотим власти». Во-вторых, Янукович отчаянно ищет новую президентскую группу, прокладку, на которую он сможет опираться. Президент более не рассчитывает на донецких: они заработали на нем огромнейшие деньги и демонстрируют, как коррумпированное окружение Януковича использует его, отчего глава государства теряет престиж. Гарант и группа его семьи будут искать новых министров, губернаторов, нового главу Администрации и опираться на новых депутатов.
— Последние пойдут на это?
— Мажоритарщики не имеют партийной родины. Они скажут, что потратили три млн долларов на избирательную кампанию и не захотят считаться с каким-то Литвином или Ефремовым. И будут правы. Наличие «ветеранов» партийной парламентской работы их не остановит. Но стоит учитывать, что мажоритарщики — очень гибкие люди: сегодня они лояльны к власти, но как только они получат мандаты, все может измениться. Это будут необычные люди. Я не утверждаю, что с ними ситуация в Украине измениться к лучшему, но вполне возможно, что именно они привнесут оригинальность. В свое время, когда Кучма пытался провести имплементацию референдума по изменению Конституции, мажоритарщики пообещали двукратную явку на голосовании. На самом же деле некоторые на голосование не пришли, несмотря на то, что были обязаны президенту своим присутствием в парламенте. Примерно так же будет и сейчас. Мажоритарщики — это своего рода свободные радикалы: сегодня они действуют так, а завтра — иначе.
Выпуск газеты №:
№101, (2012)Section
Подробности