Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Какие уроки следует извлечь Украине из санкций FATF?
18 февраля, 00:00

На последнем парижском заседании Международной организации по борьбе с отмыванием грязных денег (FATF) у украинской делегации все получилось. Эксперты FATF по достоинству оценили законодательные наработки Украины и вывели экономику нашего государства из-под санкций. Теперь, как сказал на пресс-конференции в Запорожье премьер-министр Виктор Янукович, правительство будет «серьезно и четко» работать в рамках требований FATF, дабы санкции не были применены вновь. В недалеком будущем проверять эффективность системы финансового мониторинга на деле в Украину пребудут эксперты FATF. Их удовлетворение даст нашему государству основания претендовать на исключение из «черного списка». Неудовольствие — вполне может повлечь за собой повторное «санкционирование». Первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров сообщил, что к июню (тогда состоится следующее заседание FATF. — Авт.) штатная численность «финансовой разведки» Украины возрастет в 5 раз — до 60 человек. Перерастет ли в данном случае количество в качество? И каким это качество, собственно, будет в условиях тенезации денежного оборота Украины, растущей в ногу с ВВП? Что стоит учесть нашему государству, благополучно пережившему санкции и мучительное появление на свет законов против грязных денег, в процессе имплементации этих законов? На эти вопросы «Дню» отвечают эксперты.

Виктор ШЕЙБУТ, руководитель группы советников первого вице-премьер-министра и министра финансов Украины:

— Главный вывод и урок для Украины: нам нужно работать честно. Ведь субъекты предпринимательской деятельности нашей страны отмывают деньги за ее пределами. Таким образом, если отечественный бизнес будет работать честно, будет выполнять свои обязанности перед иностранными инвесторами, то необходимость отмывать деньги отпадет автоматически. Государство, в свою очередь, должно провести налоговую амнистию. Сделать тот шаг, который установит точку отсчета и приведет в соответствие декларации о доходах с реальными расходами. Только в этом случае можно будет вести честный учет денег. Пока этого нет и есть возможность «списывать» деньги на доходы пятнадцатилетней давности, то о честности говорить очень сложно. Я верю в то, что налоговая амнистия произойдет, и все доходы, за исключением полученных от нелегальной торговли антиквариатом, оружием, наркотиками и т. д., будут легализованы. Лишь после этого можно будет вести жесткий учет и контролировать отмывание грязных денег. Не следует также забывать и о системной налоговой реформе, о снижении налогового давления на малый и средний бизнес: его вполне можно отпустить. Параллельно следует воспитывать у предпринимателей налоговую культуру. Имплементация утвержденных законов против грязных денег, благодаря которым FATF приняла решение об отмене санкций в отношении Украины, будет адекватной. Мое личное убеждение: до декабря этого года нашу страну вычеркнут из «черного списка» несотрудничающих в борьбе с отмыванием государств.

Олег АНДРОНОВ, председатель Совета директоров Украинской межбанковской валютной биржи:

— Убежден, что санкции FATF были вызваны не тем, что в Украине отмываются грязные деньги и наша страна является крупной «стиральной машиной». К сожалению, у нас медленно шла организационная работа по законодательному оформлению механизмов противодействия отмыванию. Вполне очевидно, что необходимые законы были приняты далеко несвоевременно. Это, пожалуй, и стало главным просчетом, после которого последовали санкции. Ведь реальных оснований (доказательств, что в банковской системе Украины в больших количествах отмываются грязные деньги) не было. Вот скандалы, к примеру, с западными (и не только оффшорными) банками известны всем. Однако санкции применили к Украине и это, следуя прошлому несовершенству нашего законодательства в этой связи, объяснимо и понятно. Чего с полной уверенностью не скажешь о Верховной Раде, которая приняла необходимые законы с большим запозданием. Из этого, на мой взгляд, и следует извлекать главный урок. Хотя, по большому счету, на повестке дня парламента была и остается масса нерассмотренных законов (например, Налоговый кодекс) гораздо более важных для экономики, чем Закон «О противодействии отмыванию...» Что касается самих санкций, то очень хорошо, что их отменили, поскольку они могли привести и уже начали приводить к достаточно неприятным последствиям: зарубежные банки начали тормозить не только крупные, но и мелкие платежи с участием Украины. Это и многое другое могло бы существенно усложнить экспортно-импортные расчеты и, соответственно, сказаться на экономике нашей страны. Теперь стоит сосредоточить усилия на принятии более полезных для экономики законов. Что касается борьбы с отмыванием, то, еще раз подчеркну, большой пользы для экономики она не принесет, поскольку в классическом европейском понимании грязные деньги в Украине не отмываются. Тем не менее, у государства сейчас есть все инструменты, дабы добиться цивилизованной имплементации Закона «О противодействии...» Хочется верить в то, что правильные политические выводы из истории с FATF будут сделаны и Украина будет вычеркнута из «черного списка». А также надеяться, что борьба с грязными деньгами не обернется в Украине злоупотреблениями.

Ксения ЛЯПИНА, эксперт Института конкурентного общества, Аналитической группы координационно-экспертного центра объединения предпринимателей Украины:

— История с санкциями FATF поставила массу вопросов к государству с точки зрения его внешнеполитической активности. Убеждена, что санкции FATF были не столько результатом несовершенства нашего законодательства, сколько того, что Украина не смогла убедить мировую общественность в том, что грязные деньги в нашей слабой банковской системе не отмываются. Очень хотелось бы, чтобы европейское понимание грязных денег совпало с пониманием наших чиновников. Ведь мало кто обращал внимание, что ответственность за легализацию денег криминального происхождения в Украине и так была. Принятый Закон «О противодействии...» в этом плане достаточно неоднозначен и сейчас самое главное, чтобы деньги, уклоняемые от налогообложения, не стали считать грязными. Однако Украине четко дали понять, что обращать внимание на международные, межправительственные организации следует своевременно и систематически — это главный урок.

Во-вторых, есть четкое понимание, что вопрос с FATF был не столько экономический, сколько политический. Это была не проблема банков и бизнеса, это была проблема украинской власти, которой в мире не доверяют. Один зарубежный аналитик сказал мне сакраментальную фразу: «Резина тянется-тянется, но она имеет определенный предел растяжения». Украина этот предел достигает, терпение международного сообщества исчерпывается. И не важно правдивы или нет «иракские истории», они всего одна из вех «украинской резины»... Санкции FATF стали микроразрывами этой «резины» и не в последнюю очередь из-за неопределенной, неясной политики. Теперь остается лишь констатировать, что ввиду борьбы с отмыванием банкам в любом случае добавилось работы, которая, откровенно говоря, просто стоит денег. В ближайшее время FATF будет «мониторить» Украину на предмет имплементации законов против грязных денег. Остановит ли это нашу власть от злоупотреблений этими законами? Мое настроение в этой связи пессимистично. Хотя уроки могут быть сделаны и их следует делать, прежде всего, меняя саму систему хозяйствования. И вряд ли для этого будет достаточно одного лишь лобби банкиров и экспортеров. Ведь эти силы и так знают и умеют вести дела с Западом. Вопрос поставлен украинской власти и не факт, что ответ на него будет благоприятным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать