ВОПРОС «Дня»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021112/4207-4-3_0.jpg)
Какой капитализм «строится» в Украине?
Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития:
— Пока что капитализм в Украине, к сожалению, не строится. Существующую сегодня систему можно называть, как угодно. Скажем, одни называют Украину неофеодальной страной, другие — постсоветской, третьи — постноменклатурной, причем каждая версия имеет право на существование, поскольку отображает какой-то кусочек реальности. Однако, как назвать эту систему в целом — пока что не знает никто. Очевидным является то, что система, строящаяся в Украине, находится очень далеко от той, которая бы могла называться развитым капиталистическим обществом «с человеческим лицом» или любым другим обществом при условии фигурирования в нем капитализма. А капитализм в общем — это не просто господство капитала, как писалось раньше в учебниках по марксизму-ленинизму. Капитализм — это определенная этика. В этической основе каждого полноценного капиталистического общества должна быть определенная протестантская модель этики, обеспечивающая соблюдение прав и соглашений. Собственно, в ней должны быть отмечены такие моральные требования как трудолюбие, правдолюбие, ответ за свои слова, являющиеся базовыми по отношению, скажем, к экономическим реалиям. В Украине такой этики, к сожалению, нет, а следовательно, нет и этической основы капитализма.
Кроме этого, капитализм — это определенная система образования. Не случайно самым престижным и наиболее дорогим вузом в Соединенных Штатах является Гарвардская школа бизнеса, где людей учат капиталистическим отношениям и капиталистическому менеджменту. А у нас этому никто не учит.
С точки зрения экономики, капитализм — это постоянное воссоздание капитала в процессе постоянного капиталистического цикла. Если посмотреть, сколько денег вкладывается в воссоздание капитала у нас, то это явно не капитализм, а какая-то неосоветская система, при которой модель заработка строится на откачивании денег из государственной собственности или госбюджета и их вывозе за пределы страны, что не обеспечивает абсолютное воссоздание капиталистического цикла. При капитализме существует определенная логика развития экономики: мелкий капитал превращается в средний, средний — в крупный и т.д. В Украине фактически не было мелкого капитала, который бы был зарегистрирован на бумаге и выплачивал налоги. Вместо этого было «мешочничество».
Если посмотреть с точки зрения политики (а политика является первичной по отношению к экономике, поскольку она должна ставить цели, тогда как экономика — наполнять их определенными финансами и ресурсами), то я, например, никогда не слышал с высоких трибун о том, что мы строим развитое капиталистическое общество с такими святынями как частная собственность и тому подобное. То есть такой политической цели у нас не было никогда.
Иными словами, с какой стороны ни возьми, нельзя доказать, что мы строим капиталистическое общество. Весь наш бизнес построен на воровстве или из государственного бюджета, или из третьих стран. Лучше всего такое состояние характеризуется словами Салтыкова-Щедрина, который сказал, что из вора никогда не вырастет капиталист, — из вора вырастает вор.
Евгений КАМИНСКИЙ, заведующий отделом Европы и Америки Института мировой экономики и международных отношений:
— Если говорить о построении определенной экономической системы, то сегодня главный вопрос для Украины состоит в разрешении политических проблем. На мой взгляд, в нашем государстве еще до сих пор существует разноплановый, разномерный, разновекторный подход к тому, что называется системными ценностями. Для одного политика такой высшей ценностью остается перестройка украинской государственности, для другого — возрождение союзного государства, еще для кого-то — интеграция Украины в ЕС и НАТО. Но в целом для подавляющего большинства наших политических деятелей на первом месте, к сожалению, стоят личные, а не общественные интересы. Рядовой, как говорят, гражданин в этой системе интересов занимает чуть ли не самое последнее место. Пока так будет продолжаться, мы сможем говорить только о теневой экономике, а не о либеральной материи капитализма. Более того, сегодня можно говорить только о своеобразном украинском капитализме, который можно охарактеризовать как теневой. Однако пока экономические, энергетические и другие группы интересов будут навязывать государству и обществу свое видение политики, мы не сможем говорить о переходе к нормальной либеральной модели капитализма.
И как итог, сегодня в украинском парламенте нет ни одной политической партии, которая бы четко выступала за либеральный путь развития капитализма. Таким образом, пока мы не решим политические проблемы украинского общества и не поставим на первое место человека, дав ему возможность свободно работать и организовывать бизнес без всякого лицензирования и «походов» по многочисленным кабинетам, мы не сможем говорить о капитализме как таковом вообще. Мы будем продолжать жить в том капитализме, в котором живем сегодня: в капитализме, где главная цель — бесконечное продолжение первичного накопления капитала.
Выпуск газеты №:
№207, (2002)Section
Подробности