ВОПРОС «Дня»
Где выход?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040115/44-4-2_0.jpg)
Ирина РОЖКОВА, руководитель департамента политической социологии Европейского института интеграции и развития:
— У меня складывается такое впечатление, что кризис разворачивают вручную. Собственно, кризис имеет несколько искусственную природу по той причине, что оппозиционные силы, не имея собственной совершенно конкретной программы действий, вынуждены действовать ситуативно. И, осознавая задним числом свои какие-то просчеты, они пытаются «отмотать» ситуацию назад. Другими словами, оппозиционеры пытаются искусственно вернуть ситуацию в ...момент оглашения результатов парламентских выборов 2002 года. Если проанализировать заявления об их намерениях, получается приблизительно такой алгоритм: получить большинство и на основе этого сформировать коалицию. Но попытка войти в «прошлогоднюю воду», на мой взгляд, политически не совсем оправданна. Вместо того, чтобы искать ответы и вырабатывать новые алгоритмы, они пытаются вернуть то, что было когда-то. А это уже признак непрофессионализма. У меня такое ощущение, что и роспуск парламента пытаются просто инициировать. Интересно, что сложившаяся ситуация выглядит неопределенно не столько для пропрезидентского большинства, сколько для самой оппозиции. Последней в любом случае нужно иметь свою конкретную программу. Но таковую в очередной раз пытаются подменить совершенно иррациональными поступками. Что касается прогноза, то мне кажется, что будут длительные торги, в результате которых кризис будет предотвращен. Роспуск парламента скорее невозможен, чем возможен.
Возможен ли компромисс? Однозначно надо договариваться в сфере политической реформы. Не исключено, что могут быть договоренности по поводу проведения референдума. Но, опять-таки, в данном случае поиск компромисса будет происходить внутри элиты, а граждан лишь поставят перед фактом.
Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог:
— Наблюдаем ли мы сегодня признаки кризиса? Думаю, кризис налицо и концентрируется он в основном в парламенте. Он обусловлен, в значительной степени, неготовностью к компромиссу представителей обоих лагерей. К сожалению, это явление, кроме очевидных признаков, имеет и неочевидные, не достаточно понятные даже тем, кто серьезно интересуется политикой. То есть внешние признаки этого кризиса подробно комментируются, причины же — почти нет. Практически неизвестной остается позиция оппозиционных сил, как, впрочем, и большинства, по некоторым вполне конкретным вопросам. Очевидно, речь идет о тактическом маневрировании, когда нецелесообразно слишком уж откровенно говорить о собственных позициях, поскольку последние могут измениться, что и происходило в течение последних месяцев по нескольку раз.
Выход из этой ситуации довольно сложен. Действительно нужно искать компромисс, но при этом учитывать некоторые принципиальные вещи, связанные с настроениями населения, которые не представлены в парламенте пропорционально и адекватно. Вообще-то, подобные кризисы решаются за счет досрочных выборов. Но мы, по-видимому, еще не приблизились к этой критической черте. Кроме того, следует иметь в виду, что выход из кризиса может дать только демократическая процедура выборов. Иначе мы получим просто другой вариант кризиса. Власть к этому не готова. Поэтому для особо оптимистических прогнозов нет оснований. В то же время могут, конечно же, быть определенные варианты компромиссов, в частности, вынесение одного-двух вопросов на всеукраинский референдум. Но, опять же, возникает вопрос о его организации и адекватности общественным настроениям.
Что же касается перспективы роспуска парламента, то на сегодня нет такой ситуации, при которой основные парламентские игроки ставили бы целью возможность роспуска Верховной Рады. Скорее всего, с помощью периодического срыва заседаний предпринимаются попытки маневрирования.
Выпуск газеты №:
№4, (2004)Section
Подробности