Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Каковы причины и следствия последних кадровых перестановок в исполнительной власти?
14 января, 00:00

Василий СТОЯКИН , Центр рыночных и социальных технологий Provider:

— У меня возникло впечатление, что подписание нового коалиционного соглашения между парламентским большинством и правительством сопровождалось подписанием каких-то «секретных протоколов», которые определяли немного другую картину этого коалиционного правительства. В частности, те кадровые изменения, которые произошли. Некоторые моменты произошедших перестановок абсолютно понятны. Например, очевидно, что Рыжука сняли с некоторой задержкой в наказание за хлебный кризис. Мялицу, скорее всего, — как малоперспективную фигуру. Больше всего, судя по всему, выиграло от этих перестановок само правительство. Люди, которые пришли на работу, мне кажется, больше вписываются в состав этого Кабинета Министров, чем те люди, которые занимали эти посты раньше. Во всяком случае, это можно с полной уверенностью утверждать в отношении Хорошковского, который явно не вписывался в этот Кабинет.

В дальнейшем, я думаю, можно ожидать, что каким-то образом будут компенсированы потери пострадавшей стороны, которой является Партия промышленников и предпринимателей. Трудно сказать, что это будет, но скорее всего, это будет не министерский пост, а что- то на совершенно другом уровне. Также по-прежнему не исключено, что где-то в начале весны будут сделаны и другие кадровые перестановки. Возможно, в их результате может измениться статус первого вице-премьера, потому что вопрос о совмещении должностей первого вице-премьера и министра финансов еще долго будет оставаться значимым моментом в правительстве.

Виктор НЕБОЖЕНКО , политолог:

— Новая волна кадровых изменений выглядит несколько неожиданно — буквально перед Новым годом премьер-министр и парламентское большинство на глазах у всей страны явили нам пример счастья и солидарности, когда в очередной раз подписали коалиционное соглашение. С другой стороны, изменения назрели вследствие объективного политологического конфликта. В какой-то мере Янукович стал жертвой исторического эксперимента, когда форма идет впереди содержания. Этот эксперимент начался год назад, когда украинская политэлита загорелась идеей формирования коалиционного правительства. Но принцип коалиционности столкнулся с принципом формирования сильной профессиональной команды, в которой все бы понимали друг друга, были бы в моральном и административном плане подчинены премьер-министру. Видимо, раньше Янукович тоже не обращал внимания на коалиционность, его устраивало то, что он став премьер-министром, решает какие-то задачи. То, что на самом деле у нас нет единого Кабмина, вскрыл сначала зерновой кризис, потом пошли задачи посложнее — евроинтеграция, вхождение в ВТО, а потом и в ЕЭП. Конфликт между отсутствием единой команды и единомышленников, которые несут одинаковую степень ответственности за себя и за Кабмин в целом, и принципом коалиционности, когда те или иные политические силы делегируют часто не самых сильных представителей на те или иные министерские посты, постоянно лихорадил Кабмин. Отсюда все эти отставки.

Что касается конфликта Хорошковского и Азарова, то он давно назревал, потому что оба министра претендовали на одну роль — нести политическую ответственность и формировать экономическую политику. Вообще-то, в развитых и стабильных странах такую роль играют министры финансов: кто имеет деньги, тот и обеспечивает ход социальных и инвестиционных программ. Но в кризисных ситуациях, требующих резких реформаторских шагов, за эти вещи берутся, как правило, министры экономики.

Думаю, с назначением нового министра экономики его министерство станет слабее, стратегически и в оперативном управлении оно будет подчинено вице-премьеру Азарову.

Что касается других кадровых изменений, то наиболее интересным является назначение одного из донецких специалистов на должность министра сельского хозяйства. Ведь, по большому счету, речь должна идти о вице-премьере Кириленко, который должен нести ответственность и за зерновой кризис. Рыжук здесь не самый главный виновник. Но политически здесь Янукович делает очень важный шаг. Сначала представители Донецка доказали, что они могут занять пост премьер-министра, потом — что они могут занять ключевые посты в Кабмине, теперь же они берутся за самые важные задачи — уголь и хлеб. Теперь наступает реальная политическая ответственность всей донецкой ФПГ. Если они справятся с этой работой, то к лету они докажут остальным группам, которые раньше их называли «экономическими гигантами и политическими карликами», что теперь их экономическая мощь соответствует способности управлять страной. С другой стороны, если донетчане не справятся со своей суперзадачей, это будет очень серьезным уроком для них и для других региональных групп. (www.for-ua.com)

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Сейчас под характеристикой коалиционности проходят процессы временной передислокации, в ходе которых ни одна сильная фигура и ни одна из крупных политико-экономических групп не получают преференции. Поэтому на освобожденные позиции в Кабмине пришли так называемые «периферийные» политики. Хотя мне кажется, индикатором происходящего являются не назначения в правительстве, а назначение Сергея Медведчука первым замом главы Государственной налоговой администрации. А периферийные политики не имеют большой политической перспективы, и ими не жалко будет пожертвовать, когда придет время новых политических компромиссов. Эти политики будут отрабатывать имидж отраслевиков-профессионалов, не играя в политику и не выполняя самостоятельной политической функции. Поэтому правительственные ротации никого не усилили и не ослабили — они просто закрыли бреши, которые на сегодня не выгодно было усиливать с точки зрения существующего паритета.

Если же говорить о характеристике момента, то, мне кажется, что главная задача, которая возникла перед лидерами донецкой и киевской групп, — это создать условия для того, чтобы нынешний тактический альянс сработал на выборах 2004 года. Собственно, политическая дистанция нынешних компромиссов и договоренностей и, соответственно, ресурс фигур, которые сегодня приходят в правительство, — это год до выборов. Я убежден, что сейчас только готовятся предпосылки для того, чтобы создать новый образ и новый качественный состав политической коалиции 2004 года. Эти процессы начнутся только по факту президентских выборов. И тогда на ведущие позиции в исполнительной вертикали придут политики с большим политическим будущим.

Что же касается назначения С. Медведчука, то, мне кажется, у киевлян до этого было главное слабое место — отсутствие серьезных рычагов, связанных с работой фискальных органов. Назначение Сергея Медведчука закрывает эту брешь. Возможно, оно синхронно связано с изменениями в Генпрокуратуре и активной работой Геннадия Васильева, в частности, по кадровой политике в областях.

В продолжение этих процессов, я думаю, имеет смысл внимательно следить за грядущими перестановками в энергетическом блоке. Потому что с приходом Клюева достаточно бурно будет развиваться процесс и вокруг парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетической политики и вокруг энергетического блока в правительстве. Также, на мой взгляд, достаточно интригующая ситуация складывается вокруг позиции руководителя Комиссии по ценным бумагам. Потому что вопросы фондового рынка, вопрос использования рычагов собственности сейчас имеют не меньшее значение, чем приватизационные процессы. Это тоже уже предмет схватки между крупными ФПГ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать