Перейти к основному содержанию

Восточноевропейский лабиринт: выход придется искать самим

03 июля, 00:00

С 23 по 26 июня в небольшом немецком городке Штраусберг под Берлином, на базе Академии информации и коммуникации вооруженных сил ФРГ, проходила международная конференция «СМИ и силовые структуры: сотрудничество в сдерживании коррупции». В работе этой конференции, организованной Европейским центром исследований проблем безопасности им. Джорджа Маршалла, кроме экспертов из Германии, Великобритании и США, приняли участие представители силовых министерств и служб, а также журналисты из 12 стран Юго-Восточной и Восточной Европы. Такой подбор участников, как прозвучало на открытии конференции, был далеко не случайным — большинство постсоциалистических государств этого региона сегодня заявляют о своем стремлении интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры. Однако на пути у них остается немало препятствий, без преодоления которых перспективы этой интеграции выглядят весьма туманно.

Еще в начале 90-х годов Центр Дж. Маршалла, по словам его представителя, полковника бундесвера ФРГ Ф.-К. Лаутерера, занимаясь исследованием локальных конфликтов, охвативших Балканы и страны СНГ, обратил внимание на проблему организованной преступности в этих регионах, которая «как раковая опухоль» мешала экономическим и социальным преобразованиям. Изучение оргпреступности, сказал он далее, в свою очередь привело к выводу необходимости серьезного внимания к проявлениям терроризма и, особенно, коррупции, поразившей государственные структуры постсоциалистических стран. Этой последней теме уже была посвящена конференция под эгидой Центра Дж. Маршалла в Софии. Однако, по выводам экспертов, для борьбы с коррупцией необходима активизация усилий не только государственных и силовых органов, но и всего потенциала гражданского общества. Посредником между ними должны стать средства массовой информации, способные мобилизовать против коррупции общественное мнение. Поиск формулы такого сотрудничества полковник Ф.-К. Лаутерер сравнил с поиском выхода из лабиринта, заодно предложив его изображение в качестве логотипа самой конференции в Штраусберге.

Стоит заметить, что несмотря на отсутствие сравнительного анализа причин и уровня коррупции в различных странах Юго-Восточной Европы, большинство участников конференции признавали наличие проблемы «злоупотребления властью в корыстных целях» как таковой. Более того, никто не возражал и против оценок положения, прозвучавшей в докладе первого секретаря посольства Венгрии в Румынии Яноша Барабаша, заявившего, что коррупция в восточноевропейских странах уже давно превратилась «из внутринациональной в международную проблему». Приводились на конференции и конкретные примеры негативного влияния коррупции на развитие отдельных стран. Так, болгарский журналист Красимир Добрев сообщил, что, по результатам опросов общественного мнения, в его стране проблема коррупции по своей значимости уступает лишь проблемам бедности, низкой оплаты труда и безработицы. С другой стороны, коррупция, на наличие которой в Болгарии указывают представители европейского сообщества, способна, по мнению К. Добрева, «стать серьезной преградой на пути вступления в НАТО и ЕС». Но, главное, она представляет собой «серьезный фактор риска, который ограничивает иностранные инвестиции в экономику страны и тем самым подрывает национальный потенциал». Аналогичные оценки угрозы коррупции для их стран высказывали во время обсуждения и представители Румынии, Албании и Словакии.

Отдельной проблемой многие из участников конференции называли коррупцию в рядах силовых структур. Как сообщил в упомянутом докладе со ссылкой на официальное сообщения, болгарский журналист К. Добрев, в этой стране «в каждой банде участвует хотя бы один полицейский». В других выступлениях на конференции выражалось беспокойство низким «не выше 40 процентов» уровнем доверия к силовым органам в странах Юго-Восточной Европы, где наименее коррумпированной организацией рядовые граждане считают лишь армию. Впрочем, как отмечалось на конференции, даже в Венгрии, стране успевшей вступить в НАТО, фиксируются случаи коррупции в армии, а пресса п ишет о сокрытии военными фактов дезертирства.

Интересным в связи с этим оказалось выступление представителя спецслужбы расследований министерства обороны ФРГ Норберта А. Бауэра, который рассказал о истории борьбы с коррупцией в западногерманских вооруженных силах. По его словам, весьма неблагополучная ситуация в оборонном ведомстве ФРГ складывалась в 50-е годы, когда бундесвер создавался как армия, а значительные военные заказы размещались в промышленности. Все это создавало питательную среду для коррупции, и дело дошло до того, что подразделение министерства, занимавшееся снабжением новой армии, начали за глаза называть «федеральным ведомством по оборонной технике и взяточничеству». Исправить ситуацию и восстановить репутацию военных в общественном мнении, сказал Н. Бауэр, в значительной степени удалось потому, что службы, боровшиеся с коррупцией, не боялись сотрудничать с прессой.

О положительных примерах сотрудничества силовых структур со СМИ при антикоррупционных расследованиях говорили также аналитик Министерства обороны США Кристофер А. Корпора и представитель Института общественных наук бундесвера ФРГ Свен Гарайс, изучавшие борьбу с коррупцией в конфликтных регионах Боснии, Косово и Македонии, где действуют миротворческие подразделения ООН. Участники конференции соглашались с выводом, что коррупция, как правило, развивается и существует «в тени», а огласка в СМИ результатов расследований способствует борьбе со злоупотреблениями и оздоровлению общественного климата.

Между тем наладить сотрудничество между силовыми структурами и прессой весьма непросто. Их отношения, причем в самых различных странах, эксперты, выступавшие на конференции, сравнивали с поведением соперников и даже «двух пауков в банке». Специалист по вопросам профессиональной этики военных из Академии военно-морских сил США д-р Альберт Пирс, формулируя проблему взаимоотношений СМИ и представителей силовых структур, отмечал, что речь идет «не только о разных профессиях, но и о разных культурах». Если «силовики», по его словам, это «форма, иерархия, закрытость и консерватизм», то пресса — полная тому противоположность. Журналист работает в условиях рынка, с подозрением смотрит на закрытые организации, а его главное дело — узнать и обнародовать неизвестные факты и суждения. Не случайно представители двух профессий, занимающихся по сути одним и тем же — расследованием, смотрят друг на друга с подозрением и между ними случаются частые, порой судебные, конфликты. О последних на конференции речь шла особая. Как выяснилось, практически во всех странах Юго-Восточной и Восточной Европы в последние годы наблюдалась одна и та же тенденция — стремление силовых структур оградить свою деятельность законами, усиливающими режим закрытости и секретности, и в то же время широкой практикой преследования журналистов за клевету. Обеспокоенность этим обстоятельством, кроме самих представителей прессы, высказывал в своем докладе член Союза адвокатов США Ричард Ню Винфильд. Впрочем, американский журналист Лаура Келли довольно категорично призвала своих коллег из восточноевропейских стран к своеобразному самопокаянию — признанию отдельных фактов непрофессионализма и даже коррупции в журналистских рядах.

«Наведение мостов» на конференции в Штраусберге между представителями силовых структур и СМИ выразилось в разработке свода рекомендаций по усилению сотрудничества в интересах борьбы с коррупцией. Среди них — повышение правовой культуры, расширение деловых и личных контактов, разработка своеобразных кодексов поведения силовиков и журналистов, а также взаимная рекомендация друг другу «сообщать или правдивую информацию, или ничего...» Все это, по мысли организаторов конференции, в конечном итоге должно способствовать установлению партнерских отношений между СМИ и силовиками — двумя влиятельными силами в борьбе с коррупцией.

То ли в шутку, то ли всерьез восточноевропейские участники конференции предложили своим западным партнерам в целях борьбы с коррупцией принять... новый «План Маршалла», способный улучшить социально-экономическую ситуацию на Востоке Европы в целом, а стало быть, уменьшить уровень преступности и злоупотребления властью. По словам некоторых из них, «лечение болезни требует не полумер, а комплексного подхода». Впрочем, о масштабных проектах, если не считать отдельных программ, направленных на содействие в борьбе с коррупцией, говорить пока не приходится. Выход из лабиринта, о котором говорилось на конференции в Штраусберге, восточноевропейцам, судя по всему, нужно искать самим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать