Перейти к основному содержанию

Время прагматиков

Виктор БОНДАРЬ: Днепропетровск я только начинаю понимать…
13 ноября, 18:56

Днепропетровский губернатор Виктор Бондарь принадлежит к молодой генерации украинских политиков, которые вышли на авансцену после оранжевой революции. В силу своего возраста они абсолютно не связаны с советским прошлым, а их жизненный опыт и ментальность в немалой степени обусловлены работой в бизнесе. Не секрет, что назначение бывшего заместителя главы Секретариата Президента на новую должность было встречено днепропетровским истэблишментом в штыки. Тем не менее, спустя два месяца даже недоброжелатели не отрицают: молодой губернатор оказался «крепким орешком», человеком с твердым характером и деловой хваткой.

— Ваше назначение исполняющим обязанности главы облгосадминистрации стало неожиданностью для многих днепропетровцев. Депутаты областного совета в своем заявлении расценили его не только как посягательство на традиции днепропетровской «кузницы кадров», но и объявили попыткой Президента усилить админресурс накануне досрочных выборов в Верховную Раду. Что на самом деле стояло за вашим назначением?

— Я думаю, что Президент руководствовался стремлением усилить вертикаль исполнительной власти. Президент понимал, что в области нужно создать систему власти, которая должна работать очень четко. Ведь Днепропетровская область — одна из крупнейших в Украине и отпускать ее в «свободное плавание» — это слишком рискованно не только для самой области, но и для государства. Слишком велик промышленный и экспортный потенциал, от которого зависит благосостояние людей. Кроме того, Президент понимал, что область не до конца контролируется. Во-первых, нужно было, чтобы кто- то взял на себя серьезную ответственность и гарантировал, несмотря ни на какие политические события, экономическую и социальную стабильность. Второй блок — правоохранительный. Президент помнил по опыту предыдущих выборов, что они могут принять неожиданный оборот — ведь случались на избирательных участках погромы и правонарушения. В связи с этим нужен был человек, который сможет координировать работу прокуратуры, МВД, СБУ и заставит их отреагировать, если начнутся события, направленные на срыв избирательного процесса. Я для Президента человек понятный и оптимальный для того, чтобы эту функцию выполнить. И действительно, мы же видели, что в нескольких округах долго не могли посчитать голоса. По сути, только деятельность правоохранительных органов, которые четко взяли ситуацию под контроль, обеспечили охрану, сопровождение документов и членов комиссий, дала возможность нормально посчитать голоса, и ситуация не переросла в общественный конфликт. Мы достойно довели дело до конца, пусть и с опозданием на несколько дней, но зато с четкими печатями, подписями, сохраненными бюллетенями и итогами выборов.

«У КАЖДОГО, КТО ПРИХОДИТ В ПАРТИЮ, ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ВОПРОСЫ»

— Как вы можете объяснить столь низкие результаты на Днепропетровщине пропрезидентского блока «Наша Украина — Народная самооборона» — всего 6%? Особенно если сравнивать их с результатами Партии регионов, получившей 48% голосов, или БЮТ, который сумел увеличить поддержку избирателей до 21%? Что это — недоверие к руководству облгосадминистрации или к политике Президента?

— Я думаю, что это зависело от людей, которые представляли нашу партию в области, от того, насколько их работа была скоординирована и консолидирована. В Днепропетровской области так и не появилось за последние годы достойного представительства «Нашей Украины». Партия не представлена какими-то яркими личностями, известными и авторитетными в области. Не хочу обидеть Виктора Гноевого (руководитель областной организации НСНУ. — Авт. ) — он очень порядочный человек, но вокруг надо было собрать команду авторитетных людей — промышленников, аграриев, интеллектуалов. Получилось, что два года этим никто не занимался — лидера не было. И к моменту, когда я приехал, рейтинг был еще хуже. Политическая сила, по сути, была «размыта». В то же время Юлии Тимошенко нужно отдать должное — у нее хорошие местные лидеры, очень активные, которые не жалея сил занимались выборами. И не за три недели до начала кампании, а за год, за полтора года. Она готовилась к выборам, искала людей, она их поддерживала. Любая партия сильна тогда, когда не только есть авторитетные люди, но и когда эта партия дает им защиту, возможности на уровне местных советов. Давайте честно говорить — у каждого, кто приходит в партию, есть какие-то вопросы: кто-то хочет что-то построить, что-то создать. У одного — гостиница, у другого — завод, компания бухгалтерская, аудиторская, юридическая, и каждый надеется, что партия даст ему дополнительные возможности. А для того, чтобы у партии были возможности, она должна быть представлена в соответствующих органах. Но когда ее методично выкинули отовсюду, то ей очень тяжело дать людям какие-то стимулы. Понятно, что у Партии регионов и у Блока Юлии Тимошенко здесь было больше возможностей. Пройдет время, полгода или год, посмотрим, как здесь изменится «Наша Украина». Я думаю, что с моим приходом появится много дополнительных возможностей и люди потянутся к нам. Я говорю не в том смысле, чтобы партия занималась коррупцией, однако существует много житейских ситуаций, когда требуется поддержка — прийти на сессию, отстоять в комиссиях райсовета, горсовета, облсовета, помочь в согласовании документов в установленные законом сроки. То есть о партии нужно заботиться, партийцы не должны чувствовать, что они заброшены и никому не нужны.

«ДНЕПРОПЕТРОВСК ВПОЛНЕ МОЖЕТ СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ»

— Вы уже говорили о значении Днепропетровской области, ее потенциала в целом для Украины. Как вы чувствуете себя в роли главы региона, которым в свое время руководили Л. Брежнев, В. Щербицкий, П. Лазаренко, Ю. Ехануров и другие известные люди?

— Чувствую себя вполне уверенно. Потому что работал в четырех правительствах и прекрасно знаю, что такое исполнительная власть и как организовать работу. До этого в бизнесе много работал. Просто определяешь подходы, берешь трех-четырех человек, на которых ты опираешься, ставишь конкретные задачи и сроки. И контролируешь очень жестко все этапы, которые нужно пройти. Распыляться я не буду — это все уже здесь поняли. Вся команда в облгосадминистрации работает как часы. Даже авария со взрывом газа показала, что при хорошей координации можно горы перевернуть. Жалко только, что на таких примерах приходится доказывать. Слава Богу, сейчас начинается «мирная» жизнь. На этой неделе у меня запланировано несколько серьезных совещаний по вопросам модернизации работы котельных и тепловых сетей в Днепропетровской области. Я хочу сделать бюджет следующего года таким, чтобы люди почувствовали, что как бы ни росла цена на газ, а тарифы останутся на прежнем уровне. Но не за счет того, что мы их дотируем, а потому, что мы поменяем технологию теплоэнергетики. То есть поставим новое оборудование, где КПД не 25, а уже 75%, поменяем теплотрассы и сами принципы управления отраслью. Другая проблематика — это аэропорт. Я понимаю, что это задача стратегическая, но хочу сделать настоящий европейский аэропорт. С новым архитектурным решением, большой, светлый, на 2,5 тысячи пассажиров в час — это огромный поток. Десяток ресторанов, паркинги, гостиницы, дьюти- фри — это 3—4 тысячи рабочих мест, которые дополнительно появятся в городе, плюс транзитный поток, строительство. И это не только в плане подготовки к «Евро-2012» — такой регион, как Днепропетровщина, обязан иметь подобный аэропорт. Тогда здесь появятся туристы, бизнес. Дальше: запланировал на следующей неделе совещание по градостроительству в Днепропетровске. Хочу посмотреть бюджет города и понять, чем я могу быть полезен в плане финансирования таких задач, как реконструкция и расширение дорог с одновременной заменой ливневой канализации и освещения улиц. В то же время необходимо решить вопрос ремонта фасадов старинных зданий и их освещения, ремонта подъездов и дворов. То есть сделать так, чтобы город, когда едешь ночью по улицам, светился. Нужны две-три пешеходные зоны, одна очень серьезная — с ресторанами, бутиками. Только это появится — в городе будут туристы. Еще одна задача, о которой я сегодня говорил со своими заместителями, — это площадки под гостиницы. Не построим в городе восемь-десять хороших гостиниц — значит, он навсегда останется серым промышленным центром Украины. Богатым, но серым. А ведь Днепропетровск вполне может стать туристическим центром. Иметь такую набережную и не использовать ее — просто грех. Нужно посмотреть вдоль набережной, что сейчас на первых этажах зданий, и решить, что там изменить в перспективе. Не мешало бы убрать «доисторические» объекты, которые портят лицо города. Ведь едешь — слева Европа, справа Советский Союз. Хотелось бы уйти от этого.

«У МЕНЯ ПОЗИЦИЯ УНИКАЛЬНАЯ — Я МОГУ ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО ДУМАЮ»

— Удалось ли вам преодолеть антипатию днепропетровских чиновников и депутатов, каким образом складываются отношение с органами местного самоуправления?

— Я не вижу тут никаких проблем. Мэр Днепропетровска Иван Куличенко — человек прагматичный и взвешенный. Когда речь идет о перспективах города, то никаких сомнений нет, что мы единомышленники. Он хочет, чтобы город был красивый, — и я того же желаю. Когда вопрос стоит о сотрудничестве с правоохранительными органами, тут я жестко даю понять, что никто играть не будет. Глава области — это глава области. Если не будет порядка, то больше не о чем говорить — или я не на своем месте, или вы не умеете работать. Слава Богу, прокурор области — человек очень уважаемый, авторитетный и серьезный. Он понимает, что нужно работать командно и наводить в области порядок. Начальник УВД тоже желает, чтобы система работала без сбоев. Что же касается областного совета, то первые истерики прошли, потому что люди понимают — рано или поздно нужно приходить сюда и как-то общаться. В свое время глав районных адми нистраций пристраивали по квотам от партий и вместо того, чтобы заниматься социально-экономическими вопросами, они играли в политику. А когда встал вопрос о том, чем вы, ребята, кроме политики можете заниматься, то оказалось, что ничего другого люди не умеют. И когда я их повыгонял, поехал к Президенту и доложил, то все остальные резко задумались: будем дальше в политику играть или заниматься проблемами людей? Что касается мэров городов, то это люди уважаемые, многие по два-три раза избранные. Я к ним тоже с уважением отношусь, но заметил, что пора заниматься делом. Понимаю, что есть на кого спихивать все проблемы — горсоветы вам работать и жить не дают. Но вы — всенародно избранные: либо вы показываете свою позицию, либо подыгрываете горсовету и тогда нам не по пути. Если у вас есть здравая позиция по развитию городов, то я ваш союзник. Недавно начал смотреть расчеты по газу, по теплу — долги у многих колоссальные. Например, в Никополе — 13 млн гривен. Я предложил вложить 40 млн в реконструкцию теплосети, ведь тогда долги накапливаться не будут, не будет таких потерь тепла, расход газа в четыре раза, а электроэнергии — в 10 раз сократится. И они, наверное, в первый раз увидели, что наши отношения можно перевести в деловое русло. То же самое по дорогам, по больницам — деньги только по области «размазываем», а реально не решаем ни одной проблемы. Я им сказал: готовьтесь, кто защитит лучшие проекты — попробуем «нарезать» лучшую строчку в областном бюджете. Пойдем целевым методом — не сотни проектов, а десять, но законченных. Поэтому, честно говоря, я сегодня не могу сказать, что мне кто-то мешает жить и работать. Даже если кто-то и хотел зацепить и укусить — а не за что. Ни земель тут у меня нет, ничего. И не прошу. Никто не может сказать, что я обращался с какими-то просьбами — ни мэры, ни главы районов. В этом отношении недоброжелателям не повезло. А у меня позиция уникальная — я могу говорить то, что думаю, и показывать пальцем на тех, кто не чист на руку.

«НУЖНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К СИСТЕМЕ, КОГДА КАЖДОГО ДЕПУТАТА ЛЮДИ БУДУТ ВЫБИРАТЬ ПЕРСОНАЛЬНО»

— Как вы относитесь к идее проведения досрочных выборов в местные органы власти?

— Такие выборы нужны. Я вижу на примере Днепропетровской области, что это пошло бы на пользу. Многие города получили классическую ситуацию — у мэра задача строить и показать, за что его избрали, а у горсовета как бизнес-структуры задача — максимально быстро распродать и прикупить все что можно, и при этом ни за что не отвечать. К сожалению, пропорциональная система дала возможность пройти в советы людям, которых в городе практически никто не знает. Президент абсолютно прав, что нужно возвращаться к системе, когда каждого депутата люди будут выбирать персонально. В местные советы должна прийти, я бы сказал, разумная часть населения. Очень тяжело убеждать людей готовиться к проведению «Евро- 2012», когда у тебя разные с ними интересы. У меня интерес — дороги сделать, гостиницы, аэропорт, а у депутатов желания другого плана: приобрести как можно больше земельных участков, поторговать ими. Как правило, начинают строить на этих участках совсем другие объекты, не имеющие отношения к туризму, а предназначенные для извлечения сиюминутной прибыли. Я говорил со многими представителями среднего бизнеса в Днепропетровске, и многие недовольны ситуацией, сложившейся в местных органах власти. Они понимают, что пускать выборы на самотек больше нельзя. Я думаю, они не сами пойдут в депутаты, а профинансируют адекватных людей, которые будут отстаивать интересы города. Чтобы мэр в городе был бы мэром, а бюджет формировался по-другому. Я все время привожу пример Одессы: продав три-четыре хороших участка, они получают дополнительно половину бюджета. Только продавать их нужно обязательно с аукциона. За полученные деньги можно сделать ремонт дорог, отремонтировать десятки фасадов и дворов. Пусть на этом и заработают свои 20—30%, но решат городские проблемы. А когда продают помимо аукционов за три копейки, то теряют все при этом — ни город ничего не приобретает, ни депутаты как следует заработать не могут. Живут как-то по-местечковому. Одним словом, перемены нужны, но решение о досрочных выборах будет приниматься все равно наверху. Возможно, после того, как изменят Конституцию.

— Некоторые ваши соратники говорят о целесообразности создания в Верховной Раде «широкой коалиции» с участием Партии регионов. Для вас как днепропетровского губернатора это наверняка бы сняло многие проблемы в отношениях с областным советом?

— Вы знаете, многое изменится после того, как у Президента вновь появятся те полномочия, которые ушли от него по вине А. Мороза. По вине той бездумной конституционной реформы, которой он добился. Одно из условий, которое будет стоять на повестке дня после открытия сессии Верховной Рады и избрания спикера, это то, что должен быть проголосован пакет с десятком предложений, которые четко закрепляют реальное распределение полномочий. Это закон о Кабмине, где размежевывается ответственность правительства и Президента, закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон о местных администрациях и местном самоуправлении, где на областной уровень будут возвращены все полномочия по назначению территориальных руководителей. То есть губернатор будет согласовывать назначения всех — начальника налоговой, таможни, милиции и так далее. Это колоссальный ресурс. Дальше будет проголосован закон о статусе судей и судоустройстве, где еще раз будет прописано, кто назначает на должности (то есть Президент). Знаю, что еще обсуждаются изменения в Бюджетный кодекс, где на уровень районного и областного руководства вернутся большинство бюджетных полномочий . Сегодня все решает Киев, а после принятия этого закона изменится вся бюджетная система государства. Все ресурсы будут оставаться в регионах и они сами будут их распределять. Не в Киеве чиновник, а глава области будет подавать представление в областной совет, который будет распределять средства на конкретные проекты. Тогда добиваться выделения средств нужно будет не в Минфине, а на уровне области. Это поменяет всю финансово-бюджетную идеологию страны. Президент это четко понимает. Ну и, естественно, будут внесены изменения в налоговую систему. Появятся дополнительные налоговые полномочия у местных администраций. В Европе местные налоги составляют львиную долю в местных бюджетах. Там это мощный рычаг влияния на бизнес. Когда этот пакет законов будет проголосован, он радикально изменит отношения в стране. И после этого будет подана кандидатура премьера от ключевых партий, поддержавших этот пакет законов. Понятно, что Президенту намного родней и ближе демократическая коалиция. Он в первую очередь будет рассчитывать, что Юлия Тимошенко поддержит такой пакет законов. Что касается конкретной конфигурации коалиции, то на этот вопрос я не могу ответить. Какое бы мнение я не высказал — обязательно кого- то задену. В этой ситуации не хотелось бы подливать масла в огонь с регионального уровня — оно и так там, наверху, тяжело срастается.

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ВЗРЫВА

— Будут ли наказаны виновные во взрыве газа на жилмассиве «Победа», где погибло 23 человека и полторы сотни семей остались без жилья? Кроме того, какие сделаны выводы для того, чтобы трагедия не повторилась?

— Я не вмешиваюсь в работу прокуратуры, которая занимается расследованием причин взрыва и степенью вины руководителей «Днепрогаза». Хотя бы потому, что их защита может обвинить меня во вмешательстве в сам ход следствия. Что касается выводов, то я уже говорил, что решение должно быть принято СНБО Украины. Первый вариант — нужно передать газовые сети в аренду этим компаниям лет на 15—20, но в условиях аренды четко прописать обязательства по инвестированию, с графиком платежей. Если ты арендуешь, то мы гарантируем, что эти сети никто у тебя не заберет, но ты, в свою очередь, каждый год будешь вносить на модернизацию определенные суммы. Нужны твердые инвестобязательства, и эти деньги будут заложены в тарифе. Пока будет угроза, что сети отберут, — никто средства вкладывать не будет. Второй вариант — так, как поступили Венгрия, Болгария, Словакия. Они сдали газовые сети в аренду, только сроки разные. А в Западной Европе сети вообще продали компаниям, которые занимаются поставкой газа, но поставили их в жесткие рамки. Если не тянешь — продавай. Я обсуждал это с владельцами «Днепрогаза». Они ставят один и тот же вопрос — какое будущее газовых сетей в Украине, которые остаются в государственной собственности? Просто нужно сначала определиться с этим основным вопросом на уровне нашего руководства, а остальное, как говорится, дело техники.

«СКОРЕЙ ВСЕГО, Я ТУТ ОСТАНУСЬ НАДОЛГО»

— В Днепропетровске ходят слухи, что вас скоро вернут в Киев — либо для работы в правительстве, либо в Секретариат Президента. Многие обращают внимание на то, что область часто посещает Ю. Ехануров, который называет себя коренным днепропетровцем…

— Я говорил с Президентом по поводу разговоров о моем возвращении в Киев. Но, одновременно, на Днепропетровщине я чувствую себя независимым, мне легко работать. И Президент согласился со мной — скорей всего, я тут останусь надолго. Для меня это колоссальный опыт — руководить такой областью. Мне 32 года, и это тот возраст, когда несколько лет можно вполне поработать в регионе без ущерба для государственной карьеры. Дальше будет видно. Ведь через семь-десять лет мне будет всего сорок, а ныне действующим руководителям государства — 60—70. Они будут уходить, а такие, как я, придут им на смену. Если ты нормальный человек — у тебя есть перспектива роста, как в бизнесе, так и в политике. Вообще я не буду утверждать, что за два месяца уже почувствовал себя днепропетровцем. Долго я жил в Харькове, там начинал свой бизнес, где возглавлял одну из наиболее успешных компаний в регионе. Харьковчане до сих пор записывают меня в свое землячество в Киеве. В то же время все мои родственники из Хмельницкой области, я там помогал и дороги строить, и школы, и церкви. Поэтому меня записывают и в хмельницкое землячество. Приглашают и в винницкое землячество, поскольку оттуда родом мой отец. Но своим считают и в Одессе, где много приходилось работать как министру транспорта. А Днепропетровск я только начинаю понимать, начинаю жить этим городом, заниматься его проблемами. Я вижу хороший бизнес, людей, с которыми приятно работать. У них много денег, они пытаются строить. Я думаю, что соберется хороший клуб — я, мэр города, трезвомыслящие, неголодные депутаты, бизнес, который хочет созидать. Если соберется такой клуб, то за два-три года мы осуществим несколько стоящих и перспективных проектов. Иногда на выходные езжу с друзьями за границу — люблю побродить по какому-нибудь европейскому городу. Самые любимые места — Амстердам, Милан, Рим. Эти города я знаю не хуже, чем украинские. Там есть на что посмотреть и что позаимствовать, и над этим стоить работать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать