Время «тотальных партий» подходит к концу
Новый парламент как вызов эпохи
Нынешняя избирательная кампания уже показывает рекорды. Почти 3,5 тысяч желающих собрались баллотироваться по одной только мажоритарке по состоянию на 15 августа, и их число еще возрастет. Огромное количество желающих попасть в Верховную Раду показывает политизированность нашего общества и укладывается в традиционное желание украинцев «проскочить в окно возможностей». Авось получится — порукой тому закон перехода количественных изменений в качественные. Некоторую надежду дают и списки партий. Некоторую — потому что эти выборы не стали отказом ни от покупки мест в списках, ни от достаточно грязных интриг по отстранению «старых борцов» в пользу «молодой и рьяной поросли», ни от будущей «тушечности» очень многих «новых лиц».
Цинизм — в цене
Переживая по поводу судеб таких проверенных на сознательность депутатов, как Андрей Шкиль, Олесь Доний или Юрий Грымчак, мы не можем не признать циничную объективность данной ситуации: идейность как таковая, оказалась не востребована «повелителями списков», теми, кто собирается бить врага — т.е. «регионалов» — их же оружием. Прежде всего делается это путем продвижения в Раду потенциальных «тушек», но «тушек» нового поколения, еще не связанных суммой корпоративных обязательств перед существующей системой, не обязанных лично никому, кроме партийных лидеров, включивших их в список, и готовых так же предать «регионы», как они могут предать свой «материнский» список.
Не исключено, что некоторые списочники станут потенциальными «агентами» в рядах ПР, сотрудничая с властью только в нужных им аспектах. Они не будут постоянно верны своим «перевербовщикам», даже если официально войдут в партию власти. Новые кадры от Яценюка, Гриценко, Кличко или Королевской будут в первую очередь думать о собственных перспективах. А перспектив в государстве, где Партия регионов пытается подмять и приватизировать все, что движется и приносит доход, у них нет. Они это знают и потому не будут такими безусловными «тушками», как «тушки» нынешние, большинство из которых в отплату за свой «подвиг» награждено законным презрением «регионалов».
Последний триумф бабушек
Такой прогноз может показаться излишне оптимистичным, особенно с учетом того, что противоядия против «тушек» в Украине не найдено, и один этот факт может демотивировать избирателя, заставляя его либо снова возвращаться к идеологическим истокам партий, либо же принять философию «лишь бы человек был хороший». То есть если на округе приносит пользу депутат-коммунист, то за него можно и проголосовать, в то время как за его политсилу — нет. Такая позиция выгодна власти? Безусловно. Но и оппозиционных кандидатов это также касается. Таким же образом в Раде могут оказаться местные «свободовцы», «ударники» и «бютовцы». Если они потом перейдут в партию власти, нет гарантий, что за них проголосуют снова. Избиратель за эти два с половиной года поумнел. И снова стал «докапываться» до нутра кандидатов. Гречка еще важна, но и она уже не является безусловным критерием. Слишком много внимания теперь уделяется СМИ технологиям «гречневого голосования». Пресловутая бабушка стала если не умнее, то циничней. Ей важна идеология, и конкретные дела, и общий имидж кандидата.
К сожалению, бабушка как условный сегмент электората в основном отшатнулась от «регионалов» к коммунистам, но и это уже показатель. Если Украине снова суждена битва идеологий, то путь лучше так, чем единое «болото» с неопределенной парадигмой развития, которую пытались последнее время насадить «регионалы». Старшее поколение уже не изменить. Намного интересней смотреть, как проголосует средний класс, молодежь, что думает и как отнесется к выборам тот самый «офисный планктон», что скажет интеллигенция, в т. ч. Центральной Украины, которая не может не видеть теперь угрозы деукраинизации этого края, и т. д.
Сумерки старого мира
Страна ищет новые лица. Новые списки и новые мажоритарщики уже частично удовлетворяют этот запрос. Но выйти за пределы сформированной в стране системы патернализма, тотальной коррупции и безответственности как электората, так и его избранников эти выборы еще не дадут возможности. Для таких радикальных преобразований при запущенном и искусственно консервируемом в таком состоянии политикуме нужны встряски скорее революционного, чем эволюционного порядка. Если же эволюция, то нынешние выборы — как раз ее зримое проявление. Смена кадров хотя бы на четверть уже есть благо. Недоверие к моральному облику тех, кто все-таки оказался в Раде, также будет сказываться на общем отношении к новому парламенту. Ко всем без исключения новым нардепам будут присматриваться еще тщательнее, чем к нынешним. На нынешних во многом махнули рукой. И хотя почти все они снова рвутся в парламент, избиратель способен дать оценку хотя бы тем, кто баллотируется по мажоритарке. И примерно половина желающих снова оказаться в кресле парламентария будет наказана недоверием.
Что касается прохождения в Раду достаточно большого количества дискредитированных персонажей, в первую очередь от «регионалов», то негодовать по этому поводу можно, но нужно помнить и контекст ситуации. Правящая партия, особенно в постсоветском государстве, — традиционно самая сильная политсила. Плюс админресурс, плюс ядерный электорат, плюс мобилизация этого электората социальными инициативами и языковым законом, плюс тот самый «синдром благодарности мажоритарщика» — и вот оно, большое количество «регионалов» в новом парламенте. Партию регионов невозможно изгнать с политического горизонта. Ее можно лишь нивелировать, сведя до уровня одной из главных, но не доминирующей партии. Ее можно реформировать, преобразовав в выразителя интересов определенных районов страны и общественных слоев, но для этого нужно время и мощное сопротивление, направленное на демократизацию общественной жизни. Вряд ли новые оппозиционеры смогут договориться и выступить против «регионалов» единым фронтом. Если не выступят — больше в парламент не попадут. Повторят судьбу нынешних «тушканчиков».
«Молодые волки» готовы к прыжку
И здесь мы подходим к проблеме оппозиционных списков и кандидатов. Вывод, который рождается после анализа списка объединенной оппозиции, — это приватизация оппозиции кадрами Яценюка. Это та самая рьяная и циничная поросль, которая идет съесть, в итоге, старых вожаков в лице «регионалов». Даже временно, поначалу, вступив с ними в союз. То же касается, даже в большей степени, и списочников Кличко и Королевской. Они могут быть наивны, но они уже знают, с кем им придется столкнуться. Цинизм против цинизма, коварство против ощущения всемогущества, ощущение своей «будущности» против тупого давления — вот к чему сводится суть смены лиц и поколений в новой Раде.
Да, составители списка выкинули за борт идейных бойцов. Выкинули тех, кто своим наличием напоминал бы им о прошлых временах — временах Майдана, которого они сами же боятся, хоть и пытаются спекулировать на его духе. Тимошенко нужна им как вечный символ в тюрьме, символ изолированный и лишенный влияния. В ее и Луценко лицах оппозиция имеет нужных жертв и идолов, которых при этом не собираются извлекать из тюремных стен. Даже если Луценко и выйдет через 4 года, то былой популярности ему уже не снискать: к тому времени в стране будет идти иная борьба — новая генерация жаждущих дорваться до власти будет оттеснять старых хищников в виде «регионалов».
Прекрасно зная будущее решение власти, вожаки оппозиции включили Тимошенко и Луценко в список сознательно. Теперь они имеют возможность спекулировать на этой теме. Используя юридическую коллизию, согласно которой баллотироваться в нардепы, имея судимость, можно, а быть избранным — нет, Яценюк и Турчинов составляли список, изначально планируя его смещение на две позиции вперед. А тут еще и языковой закон подоспел. После этого оппозиционеры могут не особенно говорить об экономике — они будут работать в политической плоскости. Свобода слова, отмена Харьковских соглашений и закона о языке — вот их беспроигрышные тезисы. Такие же беспроигрышные в их положении, как русский язык и гречка от «регионалов».
Каков запрос — таков и ответ
Нынешние выборы напоминают разведку боем в стране, оккупированной недружественным государством либо группировкой, при этом оставившей обществу возможность для «выпуска пара». Используя легальные методы борьбы, оппозиционные силы одновременно мимикрируют под устоявшиеся каноны ведения политической деятельности, а многие ее представители действительно только и рассчитывают договориться с властью, выбив безопасность для своего бизнеса и получив персональную неприкосновенность.
Так что не нужно строить иллюзий: коллаборационистов среди нынешних «новых лиц» — огромное количество. Но монополии на власть у Партии регионов уже никогда не будет — на это нет общественного запроса. Власть «донецких» себя дискредитировала как явление, и контракт с обществом на превращение ее в «Единую Россию» или КПСС уже не будет пролонгирован. Время «тотальных партий» подходит к концу. Собственно, в Украине такой партии не может быть никогда.
И здесь мы походим к еще одному простому, в общем-то, выводу: каждые выборы отражают этап сознательности электората на определенный момент времени, показывают умонастроения в обществе. Хотели революции — вот вам правительство из «профессиональных революционеров», переродившихся по большей части в коррупционеров, и, собственно, самих коррупционеров, въехавших во власть на плечах тех самых идейных бойцов. Хотели стабильности и «железного порядка» — получите «команду профессионалов», чья жадность и недальновидность предстала во всей красе и подорвала идею «стабильности» как таковой. Теперь общество хочет перемен, но хочет и сохранить уже имеющиеся элементы «стабильности», побаиваясь новых революций, т. е. желает перемен без смены общей парадигмы собственного сознания — и оно получит парламент, в котором будет вестись борьба разных фракций и который покажет цену тем, кто пытается стать альтернативой власти. И уже самое ближайшее время даст оценку этим людям.
Цели ясны и задачи поставлены
В парламент 2017 года (и дай Бог, чтобы раньше, ведь парламенту нового созыва пророчат недолгую жизнь), думается, будут избраны совсем новые лица. Которые сметут и старых, и новых коррупционеров. И вот уже эти люди будут ближе к «старым бойцам» эпохи «первого Майдана», но избавлены от их ошибок. Эти люди будут учиться на ошибках своих предшественников. И поведут страну по пути модернизации.
Конечно, стагнацию режима в его нынешнем, пусть слегка обновленном, виде тоже нельзя оставлять. Но существующее состояние «уже не демократия, но еще и не диктатура» не может быть вечным. Диктатуры явно не будет, остается демократия. Как ни банально это звучит, но «лучше демократии хуже нет», как можно перефразировать «большого друга» Украины Черномырдина. И нынешние выборы — первые зарницы обновления страны. Причем это обновление может быть не только позитивным. Но, в любом случае, оно будет решающим. В нынешнем виде страна существовать не может. В обозримой перспективе не станет либо этого строя, либо этой страны.
Потому настало время для мобилизации. Первый бой будет уже на этих выборах. Нас лишили права голосовать против всех — и это, в данных условиях, хорошо. Мы сможем повлиять на судьбу государства — но только если будем что-то делать постоянно, а не только в день выборов. Пусть одни волки выгрызут других, а шакалы покажут свои оскалы. Так мы лучше поймем, что кумиров не может быть, а могут быть лишь «слуги народа». Вооруженные порядочностью и самоограничением.
Грядущий в октябре парламент должен окончательно развенчать наши иллюзии и надежды на «чужих дядь». Пора становиться по-настоящему демократической страной. С европейским сознанием и отношением к политике.
Выпуск газеты №:
№147, (2012)Section
Подробности