«Всадник без головы»
Книгу продолжают давить налогами
У краина сегодня выпускает чуть больше 1 книги в год на каждого жителя. В России этот показатель достигает 4, в Белоруссии — 6, в Германии — 8, а в США — 18. Больше половины книг (67%) в нашей стране издается на украинском. Рынок русскоязычных изданий заполняется за счет продукции, поступающей из России. Она экспортирует в Украину 12% изданных на ее территории книг. Эти неутешительные для отечественной экономики цифры были обнародованы на проходившей в Одессе VIII Международной книжной выставке-ярмарке «Зеленая волна-2003». В этом году уже традиционная выставка стала местом сбора крупнейших украинских и российских издательств и книготорговых фирм, а также представителей Книжной палаты Украины, Национального агентства ISBN, Государственного агентства по авторским и смежным правам, Украинской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей. Прошли презентации новых изданий, а также семинары по актуальным вопросам книгоиздания. Достижения национального книгоиздания были хорошо освещены на ярмарке, поэтому официальные встречи, многочасовые диспуты и беседы были посвящены в основном проблемам отечественного издательского дела.
— Практически все страны Европы имеют законодательные акты, включающие в себя преференции, предоставляемые субъектам издательского дела, — неоднократно подчеркивал на ярмарке президент вышеупомянутой организации Александр Афонин. — Книжникам Украины хорошо известно, что во всех европейских странах присутствуют льготы по налогообложению или специальные бюджетные дотации для поддержки национальной книги. Большинство государств устанавливает или нулевую, или минимальную ставку НДС на технические операции по производству книги.
И издатели, и представители книготорговли были едины в одном: в Украине сегодня отсутствует действенное книжное законодательство. Кстати, именно книжное право и является основным направлением деятельности Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей.
Украинское книгоиздательское законодательство, к сожалению, еще не сформировалось. Сегодня существует несколько разрозненных нормативных актов, которые были приняты под давлением общественных организаций и являются результатом определенного компромисса между властью и общественностью, а не результатом осмысленного анализа состояния книжного дела в государстве.
Первым документом независимой Украины, имеющим отношение к книгоизданию, стало постановление о ликвидации объединения «Укркнига». Это было мощное государственное объединение с разветвленной сетью книгораспространительных предприятий по всей стране, включая районные центры. С принятием этого постановления в 1992 году фактически был подрублен корень украинского книгоиздания. Что стоит созданная отпечатанная книга, которая мертвым грузом лежит на складе? Этот вопрос Александр Афонин неоднократно ставил перед своими коллегами из других регионов. Попытка переоформить собственность книжных магазинов, превратить их в общественные, коллективные и частные, как показала практика, успеха не имела. Более того, с 1993 года власть на местах стала активно уничтожать книжные магазины. К примеру, в 1991 году в Киеве было 95 книжных магазинов, в конце прошлого года их осталось всего 11. Мотивация — книжные магазины, особенно расположенные на центральных улицах, нужны под рестораны, другие магазины и офисы.
Следующим шагом, сделанным по инициативе государства, было создание Государственной программы книгоиздательского дела и прессы в Украине. Этот документ, по мнению специалистов, отличался полным отсутствием понимания сложившейся ситуации. Программа исключала любые вопросы, касающиеся инвестирования и частного бизнеса. Она строилась на бюджетном финансировании отрасли на фоне гиперинфляции в стране. Предполагалось в течение пяти лет «влить» в отрасль почти 600 миллионов долларов.
Кстати, в то же самое время в России был подготовлен Закон «О государственной поддержке книгоиздания и прессы в Российской Федерации», предполагающий освобождение всех субъектов книгоиздательского дела от всех налогов. А администрациями крупнейших городов России были приняты соответствующие постановления о предоставлении льгот субъектам издательского дела в вопросах коммунальных платежей, связи, почтовой рассылки и арендной платы. Для сравнения: в Петербурге, Москве, Ростове сегодня ставка арендной платы для книжных магазинов составляет 0,25% от оценочной стоимости занимаемого помещения, в Украине — соответственно от 4 до 15%.
1995 год, по мнению специалистов, стал переломным в развитии негативных тенденций в украинском книжном деле. В течение одного года Украина превратилась в поле боя украинской книги с российской: последняя просто стала поглощать рынок. В 1999 году, впервые с конца Х1Х столетия, в Украине было издано всего 0,37 книги на душу населения. Даже в африканских странах это число было выше. Власти, по словам А. Афонина, на ситуацию не реагировали, об ущербе национальным интересам, науке, культуре все «скромно» молчали.
Основные принципы и подходы к книжному делу были выработаны в 1996 году на Международной конференции «Книжное законодательство в мире», организованной Советом Европы и ЮНЕСКО. Среди участников из 124 государств были и представители Украины, а именно — члены Ассоциации издателей и книгораспространителей. Советом Европы и ООН фактически благословлялись действия власти, направленные на поддержку, а не на ущемление книги. Было зафиксировано, что книга — феномен двоякого характера: она является духовным продуктом, явлением культуры, и только после этого — предметом материального производства. Поэтому все элементы законодательной, нормативной баз должны избегать любых ущемлений, связанных с производством и распространением книжной продукции. Должен быть обеспечен свободный обмен литературой и книжной продукцией, имеющей нетоварный характер. Иными словами, книги для библиотечных фондов, фондов Книжной палаты должны пересекать границы без взимания различных пошлин и акцизных сборов. Свое согласие исполнять все вышеназванные условия каждая страна подтверждала подписанием Флорентийской конвенции и Найробского протокола. Из всех европейских стран, включая наших ближайших соседей — Румынию, Молдавию, Россию и Беларусь, — только Украина до сих пор не подписала Флорентийскую конвенцию и остается изгоем…
В 2002 году началась работа над законом Украины о государственной поддержке книгоиздательства. К сентябрю прошлого года был подготовлен проект закона о поддержке книгоиздательского дела в Украине, предполагающий освобождение от налога на добавленную стоимость всей технологической цепочки по производству и реализации книг. Но на заключительной стадии разработки Министерство финансов вычеркнуло из списка предприятий, освобождающихся от налога на прибыль, книжные магазины. Получился украинский «всадник без головы»: есть технологический процесс производства книги, но на последней стадии она почему-то оказалась ущемлена. И тем не менее в сентябре прошлого года всеми заинтересованными министерствами проект был подписан без замечаний и направлен в Верховную Раду с сопроводительным письмом Президента о первоочередном рассмотрении. В Верховной Раде представленный проект сразу прошел все три стадии голосования. Это уникальная ситуация для нашего парламента. Через десять дней документ был передан на подпись в Кабмин и… исчез. Только в конце декабря поступила информация о том, что Министерством финансов, Министерством экономики, Налоговой администрацией и Таможенным комитетом подготовлены письма Президенту о категорическом протесте по поводу подписания данного закона, неоднократно подчеркивал Александр Афонин.
К сожалению, некоторые министры не смирились с такой ситуацией и высказались против того, чтобы издатели в Украине имели льготы. В самом конце летней сессии Верховной Рады Кабинет Министров трижды пытался внести на рассмотрение и проголосовать закон об отмене еще не существующих льгот. Но все три раза он не набрал нужного количества голосов. Таможенный комитет и Минэкономики, к примеру, потребовали, чтобы все субъекты издательского дела, зарегистрированные сегодня в Украине, составили точный план используемых в течение ближайших четырех лет бумаги, краски, оборудования, запчастей и предоставили их в министерство. «Я не знаю, кто из предпринимателей может просчитать свои потребности с учетом таких колебаний рынка, — заявил А. Афонин. — Тем не менее, Министерство финансов считает предоставленные объемы завышенными и требует урезать их вдвое».
Сегодня «работают» несколько законодательных актов, облегчающих деятельность книгоиздателей и полиграфистов. Но они отнюдь не формируют общее законодательное и нормативное поле издательской отрасли как таковой. Современный издатель, полиграфист, книготорговец остается беззащитным перед властью в центре и на местах в части организации своего дела, аренды помещений и т.д. Причина одна — все регламентирующие акты и документы, касающиеся организации деятельности издательского дела, носят лишь рекомендационный характер и не являются обязательными к исполнению на местах.
Выпуск газеты №:
№148, (2003)Section
Подробности