Выбрали. Стоит запомнить, кого и за что
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020403/461-4-1_0.jpg)
Общая история и отсутствие языкового барьера совсем не означают одинаковости политических процессов. Наверное, именно так можно оценить главный итог выборов, которые состоялись. Украинцы делали выбор сами, проигнорировав подсказки извне. Да и внутренние «подсказчики» делали это настолько неуклюже, что хотелось голосовать наоборот. Что же мы получили в итоге?
КОММУНИСТЫ
В первую очередь мы почти точно знаем количество украинцев, которые безнадежно бедны и ни на что уже в этой жизни не надеются. Единственное, что они могут — это пойти и проголосовать за коммунистов. Эти люди понимают, что прошлого не вернуть, однако за действующую власть не голосуют. Ряд политологов считают «коммунистический электорат» частью технологии, которая помогает нынешней власти удерживаться на вершине. Реально же это бедные материально и ограбленные духовно люди. Они дисциплинированно будут отдавать свои голоса коммунистам, так же дисциплинированно, как и жили, потому что другой жизни не знали. И когда в очередной раз кто-то будет рассуждать о парламентских планах коммунистов, пусть вспомнит о людях, брошенных на произвол судьбы, которые не умеют ничего другого, как исполнять приказ партии. Число этих людей вскоре уточнит Центризбирком.
ЗАПАД
За что стоит ценить избирателя Западной Украины, так это за дисциплинированность. В отличие от пенсионеров-коммунистов, дисциплина «западенцев» имеет изменчивый характер. Бросаясь из стороны в сторону, здесь массово и почти единодушно голосуют то за Кравчука, то за Кучму, то за Ющенко. Ну хотя бы какой-нибудь плюрализм или хотя бы расчет! В таких условиях задача одна — стать тем человеком, которому временно поверит галицкий и волынский избиратель. А далее — дело техники. Остановить победное шествие разношерстной «команды Ющенко» в этом регионе было по силам только отдельным местным политикам, чей авторитет формировался в более давние времена, когда народ еще не знал, что имеет «мессию».
ВЛАСТЬ
Не нужно быть знатоком математики, чтобы вычислить, что большинство избирателей проголосовало против нынешней власти. Называть себя провластной партией было на этих выборах равнозначно политическому самоубийству. Пропрезидентский блок «За единую Украину» получил унизительный процент. Унизительный не для себя, унизительный для власти. Причина — на поверхности. Как мог избиратель поверить агитаторам власти, если эти агитаторы не верили сами себе и друг другу? Назначенный лидером Владимир Литвин ощущал очень заметный дискомфорт в этой роли. А как же иначе, если рядом еще несколько амбициозных политиков, которые хотят власти не меньше, а даже больше своего названного лидера. Работа власти на местах имела два уровня. Если ради прохождения себя лично по мажоритарному округу местные руководители делали все возможное и невозможное, то на блок работали, как правило, чисто декоративно. Их можно понять. Собственный мандат — это серьезно, а «партия власти», как это у нас заведено, может еще раз измениться. Так зачем тогда суетиться?
ОППОЗИЦИЯ
Неожиданный для многих успех Мороза и Тимошенко еще раз подтвердил, что власть у нас не очень любят, а СМИ не очень доверяют. Мы как будто вернулись в советское прошлое, когда народ, послушав радионовости или посмотрев телевизор, шел за настоящими новостями к соседям или знакомым. Именно так зарождались невероятные слухи, именно так появлялись непризнанные властью «герои». А ведущие отечественные СМИ между тем потеряли боевую форму, убаюканные высокими собственными рейтингами. Слишком доверились они своему рейтингу. Это по американской или европейской технологии высокий рейтинг газеты или телеканала автоматически обеспечивает доверие большинства населения к этой газете или телеканалу. У нас действуют другие законы, заложенные еще во времена сталинской пропаганды, когда никто не верил официальным новостям. Выборы безжалостно показали руководителям СМИ уровень их реального воздействия на политические симпатии народных масс. То, что романтические времена конца 80-х, когда журналисты были кумирами миллионов, навсегда прошли, доказал также ощутимый неуспех на выборах тех журналистов, которые рискнули участвовать в них в качестве кандидатов. Речь идет не о тех людях, которые разжились при случае редакционным удостоверением или членским билетом СЖУ. Речь идет о действительно известных и популярных журналистах. Их слушают, их знают, но им — не верят. Верят в основном Ющенко — даже тогда, когда он молчит.
ЮЩЕНКО
Лидеру «Нашей Украины» удалось не растерять высокий рейтинг и привести за собой в Верховную Раду (вместе с мажоритарщиками) свыше ста кандидатов. У потенциальных конкурентов Ющенко было два пути — или втираться поближе к «надежде нации», чтобы как-нибудь попасть в парламент, или пытаться с ним конкурировать. Втираться получилось лучше, что не удивительно для Украины, где теленок, сосущий две мамки, является чуть ли не национальным символом. А с попытками конкурировать было сложнее. Желание обойти конкурента было, ресурсы были, а вот умения... Приглашенные оппонентами Ющенко политтехнологи работали скорее на конкурента, а не на заказчика. Узнаете? Та же самоуверенность и неспособность успевать за временем, характеризовавшая номенклатуру 80-х, свойственна и нынешней власти. Другое дело, что с вознесенными самой же властной пропагандой оппонентами, наша власть хорошо умеет договариваться. Это умение также осталось с 80-х годов и уравновешивает определенным образом неумение работать с избирателями. Единственное, что получил на данный момент Ющенко, — статус равноправного участника договоренностей с властью. Не оппозицией же его считать!
ПЕРСПЕКТИВА
Рискну предвидеть, что дальнейшие события также будут разворачиваться по нашему внутреннему сценарию, а не по внешним рецептам. Арифметически парламент может возглавить оппозиционная сила. Это если учитывать предвыборное позиционирование. Если же смотреть на вещи реально, то вполне достоверными выглядят перспективы создания очень широкого большинства при участии «партии власти». Несмотря на уверенное прохождение в парламент, ни Морозу, ни Тимошенко не удастся объединить большинство депутатов вокруг идеи устранения действующего главы государства. Вряд ли захочет всего и сразу Ющенко. Те, кто сделал ставку на лидера «Нашей Украины», имеют намного более высокие цели, чем захват иллюзорной власти над большинством в Верховной Раде.
ШЕСТЬ, А НЕ ВОСЕМЬ
Из позитива последних выборов мы уже отметили победу отечественных политиков над зарубежными технологиями. Еще одним позитивом является только шесть блоков и партий, которые прошли в Верховную Раду по партийным спискам. Это уже почти «как у людей» и свидетельствует о том, что политическая структуризация нашего общества медленно, но происходит. И пусть выбор 2002-го года был пока что скорее эмоциональным, чем рациональным, он был более перспективным, чем четыре года назад. Избиратель не соблазнился зелеными, оранжевыми, женскими и другими искусственными проектами. Время таких «фишек» прошло, что вселяет надежду. Мы уже почти готовы к чисто партийным выборам, рассказы о «свыше ста партиях, которые никого не представляют», уходят в прошлое. И не имеет принципиального значения, сохранится ли «блок Ющенко» как партия, чтобы ответить через год-два перед своими избирателями, или исчезнет с политической арены. Сохранится лидер, который и ответит за тех, кого привел к власти под своим именем. А там наступит время нового выбора.
Выпуск газеты №:
№61, (2002)Section
Подробности