Перейти к основному содержанию

«Я очень желаю молдавского варианта»

15 марта, 00:00

Прочитала в вашей газете «День» №41 за 2 марта 2001 г. статью «Вперед или вспять».

Решила написать свой отзыв на вопрос, есть ли сейчас у нас шанс построить действительно демократическое государство и не исключена ли у нас возможность молдавского сценария.

Во-первых, я считаю, что теперешняя независимость Украины — это призрак. Есть гимн, герб, территория, флаг, Президент, Верховная Рада и тому подобное — юридические очертания государства есть, а внутренней сути независимости нет. Только экономически сильное государство может быть независимым фактически. Эйфория уже прошла, когда нам втемяшивали, что как только выйдем из Союза, то благосостояние людей стремительно начнет расти (ибо наше сало Москва кушала). А произошло все с точностью до наоборот. Какой там народ, какое благосостояние, тут собственные карманы нужно туго набить, создать «эффективного владельца», наверно, забывая, что при «эффективном владельце» будут и «неэффективные» батраки. И эта «эффективность» была не проявлением таланта, высокой работоспособности и настойчивости, а простым грабежом отдельными лицами того, что создавалось при советской власти.

Есть много о чем написать, но буду пытаться выразить главное. Чем дальше шли годы, тем выразительнее и острее появлялось чувство, что ты обманут и обворован, что держат тебя за быдло; слова с экранов телевизоров, колонок газет ни на йоту не подтверждаются конкретными делами. Не так воздействует на нервы материальное положение, которое все ухудшается, как морально-психологический климат в государстве. Эти шоу с выборами президента, референдум по так называемой народной инициативе, создание большинства в парламенте, преследование оппозиционных изданий, поиск врага внутри страны и за ее границами, грубое нарушение Конституции и законов представителями власти всех уровней во главе с Президентом — вот неполный перечень того, чем занята сегодня наша власть. Кому нужны беспризорные дети, старики?... В конечном итоге, вообще никто никому не нужен. Вероятно, великим проявлением «демократии» было запрещение трансляция заседаний Верховной Рады, где из первых уст можно было услышать какое-то мнение, позицию той или иной фракции без перекручивания и выдергивания слов, фраз.

Так вот, я считаю, что Украина упустила свой шанс для построения действительно демократического государства. Власть не только не смогла улучшить материальное положение подавляющего большинства населения, но и удержать его на уровне 1990 года. И сейчас для многих благосостояние и морально-психологическая атмосфера тех лет является пределом мечтаний. Не я одна впервые в жизни увидела звериный оскал борьбы за власть уголовных денег, почувствовала его ядовитую вонь во время избирательной кампании 1999 года. Избирательная кампания, особенно перед вторым туром, ошеломила и напугала людей своей бессовестностью и откровенным цинизмом. Смотря на экран телевизора и слушая радио, которые выполняли роль этаких информационных удавов, мозг избирателя-«кролика» ощущал, вероятно, пульсирование только двух мыслей: «да что же это такое» и «скорее бы это все закончилось».

Государственная машина все средства и усилия направила на то, чтобы вылить как можно больше грязи на нашу, мою в частности, прошлую жизнь. Да, были в ней и массовые репрессии, и голод, и серьезные ошибки. Но ведь партия сама же их признала и осудила. Сделала это без какого-либо принуждения, при условии своей неограниченной тоталитарной власти, при отсутствии любой оппозиции. И результатом этого признания и осуждения стало то, что я лично (мне 50 лет), и миллионы таких, как я, уже не узнали того негатива, которым так пугали избирателей СМИ.

Однако я уже не забуду другого: что я (и миллионы других) получила бесплатное высшее образование, со всех точек зрения очень неплохое. И у моих родителей, как и у миллионов других родителей, не болела голова, где взять деньги (и какие деньги!), чтобы их ребенок учился в учебном заведении.

Миллионы людей получили бесплатное жилье. Правда, тогда многие жаловались, медленно, мол, продвигается очередь, жилье, кажется, с недоработками или предлагают не новое... Вот уже действительно: что имеем — не ценим. Сейчас уже никто не даст жилье бесплатно, даже шалаш... А почему? Ибо тогда были настоящие государственные программы настоящей заботы о людях, которые выполнялись постоянно.

Нам сейчас высокомерно заявляют: «Мы тогда были винтиками!» Что же, пусть даже и так. Но мы были винтиками машины, которая работала, о которой механик заботился и беспокоился. Сейчас мы те же самые винтики, но валяемся в грязи, ржавчине, никому не нужные, около машины, разграбленной и распроданной. Много чего проявилось сейчас: и что карбованец по покупательной способности равнялся доллару, и что квартплата и проезд в транспорте были символические, а на зарплату можно было и отдыхать летом прилично, и одеться, и мебель купить, и отложить на сберкнижку, и еще многое. А что же получили взамен?! Этакую демократию? Если то, что было во время прошлых выборов, является неминуемым и нормальным ее проявлением, то меня лично такая демократия не влечет. Следовательно, молдавский вариант (сознательный выбор!) я не только не исключаю, но и очень хочу. Большим агитатором этого выбора является настоящая моя жизнь.

Анна АКСЕНОВА , Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать