Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий ДОНСКОЙ: «Украина довольствовалась ролью «миротворческого мяса»

21 июля, 00:00

По иронии судьбы, это решение было принято 16 июля. То есть как раз спустя семь лет после того, как 15 июля 1994 года Украина впервые приняла участие в миротворческой операции. Тогда в бывшую Югославию были отправлены 550 военнослужащих. За это время более 8000 военнослужащих Украины добывали миротворческий опыт в различных уголках планеты. 18 украинских миротворцев погибли, более 50 получили ранения — в подавляющем большинстве именно на Балканах. Однако за все это время Украина от своей миротворческой активности получила разве что политические приобретения, а военные добывали новый для себя опыт.

«Можно ли рассчитывать на то, чтобы миротворчество приносило дивиденды и экономические?» Об этом наш корреспондент Сергей ЗГУРЕЦ спросил у председателя Всеукраинской ассоциации ветеранов миротворческих операций, подполковника запаса Юрия ДОНСКОГО :

— Для этого нужно изменить подходы к планированию и организации наших миссий. Каждому понятно, что миротворческие контингенты должны создавать почву для отстаивания национальных, экономических или геополитических интересов. Можно быть уверенным — во французском секторе ответственности в Косово именно французские фирмы получат контракты на восстановление разрушенных объектов. Что у нас?

Каждая миротворческая операция имеет три компонента — военный, полицейский и гражданский. Обычно Украина довольствуется только первыми двумя. Хотя наибольшие дивиденды получают те страны, которые участвуют в гражданских администрациях ООН и ОБСЕ. Это фактически руководящие структуры. Вместо того, чтобы отвоевывать кресла в штабах и влиять на принятие решений, выгодных стране, мы всегда довольствовались ролью исполнителей, скажем так, «миротворческого мяса». Мы формируем контингент, ставим во главе него полковника-командира воинской части с периферии и — вперед. Командиру главное, чтобы люди были живые и непосредственные задания выполнялись. На большее — у него не будет достаточно ни времени, ни опыта.

В самом Министерстве обороны, например, нашими миротворцами, пребывающими в Боснии в миссии КФОР, реально занимается управление военного сотрудничества Сухопутных войск. Если нынче мы пошлем в Косово в КФОР большую часть воинов аэромобильных сил, их будет контролировать командование аэромобильных войск. Понятно, ни генералы из Сухопутных войск, ни из аэромобильных, просто не имеют полномочий и возможностей заниматься реализацией стратегических планов в интересах государства в целом.

Наша миротворческая миссия в Косово должна начинаться с Брюсселя — с появления нашего представителя в Монсе, который должен войти в штабные структуры НАТО, влияющие на положение дел в КФОР. Эту работу нельзя возлагать на тот наш немногочисленный военный персонал, который работает в НАТО в пределах программы «Партнерство ради мира». Это разная специфика.

Вместе с контингентом в «горячей точке» должна работать специальная группа из представителей того же Министерства внешнеэкономических связей, Министерства промышленной политики, других «практических» ведомств.

Деятельность группы должна обязательно координировать со специальным органом в Киеве — при СНБО или Президенте. Иначе усилия и конкретные рекомендации с мест будут распылены министерствами и ведомствами в Украине. И здесь нужно закрепляться в регионе, который важен для нас не только в транзитном смысле. Значительная часть предприятий Югославии была связана с Украиной. Нужно восстанавливать, что возможно, поскольку Европейский Союз, отстраивая Югославию, построит и новые кооперативные связи. Нужно уже сейчас воевать за кусок и для Украины — и для строительства, и промышленников, и продавцов вооружения. Санкции ООН против Югославии сняты, а в стране арсеналы советского производства — нуждаются и в ремонте, и в модернизации. Разбомбив Югославию, НАТО обеспечило своим банкирам и промышленникам чистый и прекрасный плацдарм для вложений. Регион дальше просто вынужден расцвести. Чтобы воспользоваться этим, фундамент следует закладывать уже нынче. Потому что опять наше миротворчество будет только ради миротворчества. И не более того...

— Представители НАТО неоднократно подчеркивали желательность участия Украины в миротворческой операции в Косово и даже намекали на возможность компенсировать расходы украинской стороны. Так что, наверное, они готовы поделиться...

— НАТО имеет проблемы с миротворцами, к которым бы лояльно относилось сербское население. Ведь в подавляющем большинстве — это представители тех стран, которые еще вчера осуществляли бомбардировку Югославии. Так что, США, кстати, не спешат полностью развертывать свой предварительно заявленный контингент, чтобы не подвергаться опасности.

Украина, в этом смысле, — оптимальный вариант для НАТО, поскольку в отличие от России, не претендует на роль геополитического лидера в регионе. Предложение из Брюсселя к Киеву расположить наш контингент, например, в Приштине, где жили этнические сербы, это как раз и подтверждает. Что же касается средств для нас, то, в конце концов, они их найдут. Хотя бы потому, что для европейских государств будет дешевле выплачивать по 500-700 долларов нашим солдатам, чем по 5 тысяч каждому из своих миротворцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать