Юрий КЛЮЧКОВСКИЙ: «Важно отличать нарушение договоренностей от форс-мажора...»

Юрий Ключковский наряду с Николаем Катеринчуком и Романом Зваричем входит в команду ведущих правовиков «Нашей Украины». Во время избирательной кампании он не раз демонстрировал способность отстаивать правоту своего лидера, прежде всего с помощью юридических аргументов. Отчасти потому его трактовки последних парламентских перипетий часто носят специфический «профессиональный» характер.
— «Наша Украина» очень долго отказывалась голосовать за «пакет» из политреформы и поправок к действующему закону о президентских выборах. Что вас переубедило?
— Мы же реалисты! Можно многого хотеть, но важно понимать, что далеко не все осуществимо. Согласие «НУ» было получено с двумя главными условиями: отставка ЦИКа и правительства.
Изначально мы защищали идею проведения политической реформы уже после выборов президента…
— В договоре, подписанном В.Ющенко с А.Морозом, сказано — до 1 января 2005-го…
— Кто же знал, что выборы так затянутся! Это не нивелирование договоренностей, а форс-мажор. В подобных ситуациях важно понимание того, что нельзя слепо привязываться к дате безотносительно ситуации.
— За последнее время в отношениях «нашеукраинцев» с социалистами подъемы чередуются со спадами. В чем причина?
— Лично я связываю возникающие недоразумения с некоторой предвзятостью, уже давно имеющей место со стороны лидера социалистов. Если Сан Саныча так сильно волнует демократия в стране, то он должен увязать реалии и перспективы. Ради весьма сомнительных будущих выгод рисковать сегодняшним положением дел неразумно, потому как ситуация просто непредсказуемая.
— Одно из главных требований оппозиции — отставка правительства — до сих пор не выполнено...
— Отказом подписывать соответствующее постановление Верховной Рады Леонид Кучма подтвердил свое нежелание искать компромисс. Видимо, «пакет», утвержденный парламентом 8 декабря, его успокоил. Очень жаль, что первые люди страны не способны реально оценивать ситуацию и хоть иногда поступаться личностными интересами.
— Ваш прогноз: нынешний состав правительства поменяют до 26 декабря?
— В подобных вопросах я привык руководствоваться правовыми соображениями. Если Верховный Cуд признал, что власть во время выборов откровенно фальшивила и попустительствовала массовым нарушениям, но при этом о криминальном взыскании речь пока почему-то не идет, уместно говорить об ответственности, как минимум, политической.
Да и имеет ли моральное право Кабинет, ставший предметом такого беспрецедентного судебного вердикта, функционировать и далее?
— Но премьер в отпуске, разве можно его теперь уволить?
— Сомневаюсь, что по отношению к нему в полной мере действует Кодекс законов о труде. Если так, то возникает вопрос: кто работодатель премьера, кто сначала «нанял» его, а теперь и подписал заявление об отпуске?
— Ваши оппоненты утверждают, что решение парламента о выражении недоверия Кабинету министров было политическим...
— Единственное политическое решение — это ротация ЦИКа. По закону, эта функция закреплена за президентом, а Верховная Рада может лишь «высказывать пожелания». Тогда как в случае с премьером все с точностью до наоборот: выражение недоверия Кабмину автоматически влечет за собой его отставку.
Аргументы об утверждении весной нынешнего года правительственной программы не выдерживают никакой критики. Программу приняли еще в 2003-м, и нигде в Конституции не говорится о необходимости ее ежегодного обновления и подтверждения.
— Говорят также, что при принятии этого решения были соблюдены далеко не все необходимые регламентные нормы…
— Это несерьезно: аннулировать постановление лишь потому, что не до конца соблюли процедуру. Детали не важны, главное, что мы реализовали свое прямое конституционное право. И не надо в панике искать искусственные зацепки. Мы, напомню, работаем по регламенту, датированному еще 1993 годом.
— Как вы восприняли назначение исполняющим обязанности первого вице-премьера Николая Азарова?
— Задача «переходного правительства» — обеспечить нормальную работу Кабмина в период межтурья и в первое после голосования время. Понятно, что господин Азаров, завязанный на старой власти, подходит для этого меньше всего. Кроме этой, назывались также и другие кандидатуры, думаю, они бы подошли гораздо лучше.
— Согласны с мнением, что временное правительство — самое постоянное?
— Оно неверно, поскольку, вне зависимости от фамилии новоизбранного президента, изменения в Конституцию к тому времени действовать еще не будут, а значит, старый Кабинет непременно сложит полномочия перед новым лидером страны. Единственный вариант, при котором они могут быть продлены на неопределенный срок — очередная отсрочка дня голосования.
— Целесообразно ли, все же, так часто менять правительства?
— Это необходимо, прежде всего, с точки зрения экономических выгод. Именно действующее правительство повинно в возникновении финансового кризиса, — чтоб не допустить его разрастания, Януковича и его команду следует отстранить немедленно.
— Правда ли, что на заре «оранжевой революции» с Леонидом Кучмой велись сепаратные переговоры касательно возможности признания победы Ющенко в обмен на предоставление ему определенных «пенсионных гарантий»?
— Ничего мне ни о каких переговорах неизвестно. Даже если они и имели место, то в настолько узком кругу, что большинству членов «Нашей Украины» об этом не сообщалось.
— Как вы оцениваете последние парламентские ротации?
— Они только начались и завершатся уже после выборов. Но на сегодня уже можно констатировать окончательный распад парламентского большинства старого образца. Сейчас сформировалась достаточно большая группа депутатов, покинувших прежнюю гавань, но в новой еще не причаливших. Их выбор будет обусловлен конъюнктурными соображениями.
— Спикерское кресло останется за Литвином?
— Пока я не наблюдал попыток его расшатать.
Выпуск газеты №:
№228, (2004)Section
Подробности