Юрий КОСТЕНКО: «Мое участие в президентских выборах возможно»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980910/4172-8_0.jpg)
— Правда ли, что вы отказались быть руховским кандидатом на президентских выборах?
— Я снял свою кандидатуру на заседании Центрального провода.
— Вы считаете, что Бойко имеет больше шансов?
— Нет, это было обусловлено совсем иным — ситуацией, сложившейся в партии.
— А именно?
— Я не хотел бы вникать в подробности. Скажу только, что Рух должен реформироваться, чтобы оставаться лидером среди национально-демократических партий. Все мы во многом унаследовали советское тоталитарное мышление. Опираясь на него, мы пробуем строить демократические партии. Рух должен внести коррективы в программу и устав относительно программных принципов. Ведь НРУ постоянно декларировал оппозиционность к власти. Это было обоснованно, потому что при власти была старая советская номенклатура. Когда мы одержали независимость, Рух как партия державотворческая должен не просто декларировать оппозиционность, но и эффективнее влиять на все события в государстве. Мы должны стремиться к власти, а не открещиваться от нее.
Все эти изменения необходимы для эффективного участия и в президентских выборах, и в парламентских 2002 года.
С этой же целью нужно искать возможность объединения с другими демократическими партиями. Таким образом мы сможем и претендовать на создание парламентского большинства в следующей Верховной Раде. Именно из-за поражения на выборах-98 у представителей различных партий есть готовность к выдвижению согласованной кандидатуры на президентских выборах.
— Так Бойко — это неокончательная кандидатура НРУ?
— Нет. Будут еще переговоры, съезд НРУ в начале декабря. Мы еще не можем определить окончательную кандидатуру. Меня заставил отказаться от выдвижения и способ, каким проводилось обсуждение на последнем проводе, и общая ситуация в партии.
— Вы считаете, что нынешнее руководство партии способно реформировать Рух?
— Руководитель Руха на 8-м съезде призывал к проведению реформ. Многие эти предложения я тоже поддерживаю. Другое дело, что у каждого из нас есть свое видение, определенные отличия.
— После разговоров на 8-м съезде какие-то реформы были?
— У нас работает специальная группа, которая готовит изменения в программу и устав. Она обобщит все предложения, Центральный провод утвердит и внесет рекомендации на съезд.
На сегодня Центральный провод собирается раз в месяц. Целый месяц партия не может эффективно осуществлять управление. Вот и относительно финансового кризиса партия должна определиться. Нужно создать полномочный политический совет, который бы между заседаниями провода оперативно реагировал на все события.
— Насколько серьезны противоречия в Рухе: сотрудничать с демократическими или национально-демократическими силами?
— Сегодня даже председатель СПУ А.Мороз заявляет, что он демократ. Из национально-демократических в парламенте представлены только мы и, во многом, НДП. Вне парламента это Христианская, Республиканская партии, КУН. Они ставят на первое место развитие украинского независимого государства с проведением демократических реформ. Другие больше направлены на социальную защиту. Социал-демократические партии заявили, что они являются левыми.
— Поэтому с ними согласование кандидатуры на президентских выборах невозможно?
— Нужно смотреть на личности. Мороза национально-демократические силы не могут воспринимать как партнера на переговорах.
— А альянс Руха и «Громады» еще продолжается?
— Альянса как такового никогда не было. Были ситуативные договоренности во время выдвижения на должность Председателя ВР и во время распределения комитетов. Мы за Ткаченко не голосовали, а поэтому во время распределения комитетов нам иногда предлагали совсем бессмысленные варианты. Вот мы с «Громадой» и поддержали друг друга.
— Возможен ли вариант, что Рух поддержит кандидатуру от «Громады» в октябре 1999 года?
— Нет. Об альянсах, тем более об открытой поддержке говорить трудно.
— Можно ли считать, что в НРУ существует оппозиция, имеющяя своих кандидатов?
— Какая оппозиция? В любой демократической партии всегда есть несколько позиций: радикальная, либеральная, еще какая-то. Задача органа политического управления — сбалансировать эти позиции.
— А Чорновил тоже так считает?
— Об этом лучше спросите у него. Я могу сказать, что иногда желание улучшить положение в партии представляют как попытку развалить или ослабить организацию. Яркий пример — дискуссия Чорновила и Лавриновича в прессе. Я вообще категорический противник перенесения партийных дискуссий на страницы прессы.
— Говорят, что Чорновил в последнее время лояльно, даже дружески, относится к Лавриновичу. Это какая-то перегруппировка сил в руководстве партии?
— Время поставило все не свои места. Под так называемым противостоянием не было никаких оснований. Поэтому Чорновил после определенного времени заявил, что у них нет особых разногласий.
А в свое время Лавринович действительно нарушил устав — поддержал импичмент Президента. Во-первых, такого решения партии не было, во-вторых, это все вылилось на страницы газет. Вот его и вывели из состава провода.
— А с львовским руководством Руха будет то же самое? Их спор с Чорновилом тоже вышел на страницы прессы...
— Думаю, что нынешний уровень демократизации партии уже не позволит так просто решать такие проблемы. Пусть будет дискуссия. Какая позиция победит, та и будет правильной.
Нужно ли менять руководство партии, по уставу, решит отчетно-выборный съезд в 1999 году. Интригами такие проблемы не решаются. Я был против замены И.Драча таким образом на 3 съезде. Это попахивает большевизмом.
— Разве не правда, что Чорновила сейчас поддерживают не очень мощные восточные и южные ячейки, а руховцы на Западе хотели бы видеть вас главой партии и кандидатом на президентских выборах?
— А кто проводил какой-то рейтинг по этому поводу? Это теоретические рассуждения относительно популярности или непопулярности.
— Если на съезде опять выдвинут вашу кандидатуру на должность Президента, вы можете и не отказаться?
— Я не отрицаю возможности выдвижения моей кандидатуры на президентских выборах. Если будут предпосылки — и ситуация в Рухе, и объединение национально-демократических сил.
Выпуск газеты №:
№172, (1998)Section
Подробности