Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий ПАВЛЕНКО: Новая оппозиция будет родом с Майдана...

17 января, 20:25

По мнению члена парламентской фракции «Наша Украина» Юрия Павленко, общественный подъем, на волне которого Виктор Ющенко стал президентом, может стать источником большого разочарования, если новая власть не справится со своими задачами.

— Ющенко и его команда готовятся к власти, бывшая власть — к переходу в оппозицию. Смогут ли новая власть и новая оппозиция взаимодействовать в интересах Украины?

— Во-первых, я абсолютно уверен, что в Украине будет действительно новая власть. Не только с точки зрения новых лиц, но и с точки зрения подходов и принципов, ответственности перед гражданами. Дело в том, что теперь над украинской властью будет висеть фактор Майдана. Уровень ожидания от команды Виктора Ющенко очень и очень высок, обмануть надежду миллионов граждан, которые научились отстаивать свои права, было бы катастрофой. Поэтому власть будет вынуждена быть открытой и прозрачной, предпринимать понятные шаги.

Что же касается новой оппозиции, то это противоречивый вопрос. Я не верю, что политические силы, проигравшие выборы, способны стать новой оппозицией. Ведь чтобы быть в оппозиции, нужно обладать определенным набором ценностей, в том числе — моральных, не иметь никаких «хвостов» и «черных пятен» на репутации. Кроме того, основой тех политических сил были финансово-промышленные группы, которые не могут существовать вне власти. Поэтому очевидно, что их лидеры будут искать пути к новой власти.

— Новая власть готова их принять в свой круг?

— Она настроена сотрудничать со всеми при условии, что это будет содействовать повышению благосостояния граждан и доходов в государственный бюджет. Но если кто-то откажется играть по новым, законным правилам, у него останется вариант — общаться с правоохранительными органами. Возможности развиваться будут у каждого, но они будут равными для всех, независимо от того, олигарх ты или начинающий бизнесмен. Хотя коррупция, неэффективность чиновничьего аппарата на первых порах, наверное, будут мешать установлению подобных правил.

К тому же, я не верю в коммунистическую оппозицию. Сегодняшние заявления лидеров КПУ о том, что коммунисты будут жесткой, радикальной оппозицией к новой власти, выглядят смешными после того, как они продали голоса своих избирателей режиму, по отношению к которому якобы также были в оппозиции.

— Они и новой власти могут продать свои голоса...

— У них уже просто не осталось что продавать. Их заявления не больше, чем желание реабилитироваться. Последним подтверждением нечестной игры КПУ была позиция членов ЦИК, избранных по квоте фракции коммунистов, на заседании Центризбиркома по оглашению официальных результатов президентских выборов. Эти господа почти слово в слово повторили позицию кандидата Януковича. К нему, следует понимать, они также были в оппозиции. Только когда граница оппозиционности стерлась? Однако я не исключаю, что теперь может возникнуть новая оппозиция. Из людей, рожденных Майданом.

— То есть из бывших сторонников Ющенко?

— На Майдане были не только его сторонники. В первую очередь туда пришли люди, которые хотели жить в другой стране. Стране, где защищены права и свободы гражданина. Мораль, рожденная Майданом, способна породить и конструктивную, реальную оппозицию, которая всегда будет реагировать на неправильные действия власти и ее отдельных представителей. Возможно, эта оппозиция появится после 2006 года. Хотя не исключаю, что и значительно раньше.

— Если Ющенко не оправдает ожиданий сограждан?

— Да. Но это не будет оппозиция, управляемая олигархами для защиты своих интересов. Оранжевая революция создала основу для возникновения действительно народной оппозиции, которая даже новой власти спуску не даст.

— Главная политинтрига сегодняшнего дня — кто станет премьер-министром. В последнее время в СМИ чаще всего высказывается мнение, что Виктор Ющенко будет выбирать между членом вашей фракции Петром Порошенко и лидером фракции БЮТ Юлией Тимошенко. Что по этому поводу думают депутаты фракции Ющенко?

— Идет обсуждение названных кандидатур. Хотя я до сих пор не исключаю, что Виктором Ющенко будет выдвинут кто-то третий. Сейчас можно с уверенностью только сказать, что фамилия кандидата в премьеры будет названа за день-два до или сразу после инаугурации.

— Кого депутаты «Нашей Украины» настроены поддерживать?

— Во фракции есть много позиций. Дискуссия продолжается, ее результат предсказать довольно сложно.

— Ваши депутаты готовы поддержать любого, кого назовет Ющенко, или есть нюансы?

— Очевидно, что позиция Виктора Ющенко по кандидатуре будущего премьера самая важная. Однако это не лишает ни одного депутата права отстаивать свою позицию. Решение о поддержке будет приниматься фракцией, и каждый депутат имеет голос при принятии этого решения.

— Каковы шансы попасть в правительство у тех, кто не поддерживал Ющенко на выборах? В частности — представителей Донбасса?

— Я не думаю, что это будет проблемой. Главные критерии — профессионализм, моральные качества, неучастие человека в процессах 13-летнего расхищения государства, наконец — неучастие в фальсификациях выборов президента Украины.

— Будет ли ревизия политреформы и до какой степени?

— Очень сложно законопроект № 4180 назвать политической реформой. Это отдельные изменения в Конституции Украины, которые ключевых проблем системы управления государством не решили. Конечно, новая власть будет предлагать широкомасштабную политическую реформу в Украине.

— Включая пересмотр того, что было проголосовано в «пакете»?

— Возможно, это будет дополнением, расширением тех изменений, которые уже внесены в Конституцию. Я убежден, что весь дальнейший процесс политического реформирования будет проводиться гласно, в полноценной дискуссии об определении эффективности или неэффективности того или иного законодательного решения.

— Что в первую очередь новый президент намерен сделать?

— Первые указы были обнародованы на протяжении трех месяцев избирательной кампании, и от них никто не будет отступаться. На переднем плане будут стоять экономические, социальные вопросы, а также вопросы выхода из кризиса, в который втянуло Украину правительство Януковича, в том числе фальсификацией выборов.

— Будет ли, кстати, уголовное преследование фальсификаторов?

— Я считаю — это должно произойти. Точнее, не уголовное преследование, а расследование каждого дела, где есть состав преступления по фальсификации выборов. Оно нужно не столько для того, чтобы привлечь к ответственности того или иного отдельно взятого человека, сколько для того, чтобы в будущем на всех выборах делать подобное не приходило в голову ни одной власти. Чтобы точка в тотальной фальсификации выборов в украинской истории была поставлена сегодня. Для этого нужны открытые процессы, где будут рассмотрены все те нарушения, которые были выявлены и доказаны во время заседания Верховного Суда Украины.

— Но в законе есть конкретные санкции за конкретные нарушения. То есть если все по закону, нужно «сажать»...

— Что ж, значит нужно сажать. Хотя тут может быть добрая воля Президента по каждому конкретному человеку — объявить амнистию. Но каждое преступление должно предусматривать наказание.

В то же время на правовую оценку нарушений на выборах не должна накладываться политическая. Всем героям оранжевой революции пора забыть о своих заслугах и работать с «чистого листа». Участие в избирательной кампании Виктора Ющенко не может быть извинением за те или иные нарушения закона. Это наоборот означает дополнительную ответственность.

— В связи с обострением ситуации в Ираке перед новоизбранным президентом возникает срочный вопрос: что делать?

— Необходимо быстро и оперативно взвесить все «за» и «против» пребывания украинского контингента в Ираке, исходя из национальных интересов Украины. Далее — определяться с дальнейшим форматом нашего участия в стабилизации ситуации в этой стране.

— Национальные интересы Украины — это жизни отдельных граждан или добрые отношения с Америкой?

— Не может быть: или — или. Вопрос национальных интересов включает и безопасность наших граждан, и отношения со стратегическими партнерами, в частности — с Соединенными Штатами.

— Но выбирать таки придется...

— Если процесс принятия этого решения будет публичным, открытым и понятным каждому, этой дилеммы не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать