Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий ВИЛКУЛ: Усиление местного самоуправления поможет излечить « хронические болезни» регионов

29 февраля, 19:35

Председатель Днепропетровского облсовета Юрий Вилкул — в политике человек новый. Полтора года назад кандидатуру ректора Криворожского технического университета выдвинула на эту должность депутатская коалиция во главе с Партией регионов. В борьбе за руководство областным советом, длившейся почти полгода, соперники коалиции потерпели поражение. Тем не менее, новый председатель на дальнейшую конфронтацию не пошел, а избрал путь компромиссов и сотрудничества с различными политическими силами.

— Юрий Григорьевич, известно, что у областного совета существовали хорошие отношения с прежней главой облгосадминистрации Надеждой Деевой. Нового губернатора — Виктора Бондаря — депутатское большинство встретило недружелюбно и даже приняло заявление о незаконности его назначения перед досрочными выборами в Верховную Раду. Изменились ли отношения с новым руководством облгосадминистрации за минувшие полгода?

— Могу сказать, что когда готовилось принятие бюджета области на текущий год, мы провели совместное совещание, чтобы согласовать все принципы и подходы. На нем присутствовало руководство облгосадминистрации, начальники управлений, ответственные сотрудники, и не было никаких проблем. Были рассмотрены все параметры бюджета, согласованы все принципы и подходы. Это была конструктивная, нормальная работа без предвзятости с обеих сторон. Если из Киева не последует решений, которые ограничивают возможности работы советов, то мы и впредь будем укреплять сотрудничество.

— Новое правительство сделало крен в сторону увеличения социальных расходов, что создает определенное напряжение в финансово-бюджетной сфере. Удовлетворены ли вы бюджетом области на нынешний год?

— Хочу заметить, что бюджет, который мы одобрили на сессии облсовета, — это всего лишь один из 389-ти местных бюджетов, которые принимаются на территории Днепропетровской области. Ведь кроме него существуют бюджеты городов, районов, сельских и поселковых советов. Они принимаются после бюджета области, в котором заложены расходы на социальную сферу. Это и зарплаты, и финансирование бюджетных организаций, и оплата энергоносителей — все защищенные статьи бюджета. Бюджет развития будет приниматься в марте, после изменений в госбюджете Украины. Положительно то, что в нынешнем бюджете области по разным статьям в среднем на 40—50% увеличилось финансирование защищенных статей. Не хочу называть его «бюджетом проедания» — это средства на то, чтобы область существовала. Но сложность будет в том, чтобы обеспечить такие расходы. Если в прошлом году у нас было 43 программы, то сейчас их уже 56. В то же время в 2007 году рост производства составил 7,2%, а в 2008-м — еще неизвестно, какие цифры будут. Кроме того, добавилась подготовка к Евро-2012, что требует больших расходов, в том числе на культуру и медицину. Будем надеяться, что средства все-таки найдутся и социально защищенные статьи при этом не пострадают.

— На бюджетной сессии облсовета многие депутаты с возмущением говорили о несправедливом изъятии и распределении средств из бюджета Днепропетровской области. Разделяете ли вы эту точку зрения?

— Я и сам неоднократно поднимал этот вопрос на различных совещаниях, в том числе и во время последнего визита премьер-министра в Днепропетровск. Наша область является донором для всей Украины, но в то же время в регионе множество собственных проблем, для решения которых нужны ресурсы. На сегодня из бюджетов Днепропетровской области, например, самого Днепропетровска, Кривого Рога, Павлограда изымается около 414 млн. гривен в госбюджет Украины. Потом идет перераспределение. Мы готовим свои предложения, программы, едем их защищать в столицу и нам, тем или иным способом, возвращают часть денег в Днепропетровскую область. Но зачем это делать, если областная и районные администрации, местные советы и без того знают, куда нужно расходовать эти средства? По существу, это отвлечение средств, человеческих усилий и трата времени. Вместо этого решать насущные проблемы нужно на местах, что обеспечит более динамичное развитие области.

— Какие проблемы вы считаете приоритетными для Днепропетровской области?

— Стыдно об этом говорить, но в области примерно 500 населенных пунктов живут на привозной воде. Представьте, в каких условиях живут люди — ни помыться по-человечески, ни скотину напоить, ни огород полить. Нужно срочно решать этот вопрос, но ресурсы ограничены. Кроме того, необходимо заниматься энергосбережением. Мы используем огромное количество природного газа, а он из года в год дорожает. Вот я смотрю статистику и сравниваю — Волынская область потребляет в месяц газа столько, сколько один Кривой Рог за два дня. На Днепропетровскую область приходится четверть потребления электричества в Украине. Нужно сокращать потребление энергоресурсов, искать альтернативные источники — ведь вся Европа рапс выращивает, ветряки строит. В прошлом году мы добились сокращения потребления энергоресурсов на 10%, а в нынешнем планируем — на 20%. Есть еще одна проблема — это миллионы тонн урановых отходов. Мы предлагаем их утилизацию путем вторичной переработки и захоронения, что должно значительно уменьшить радиоактивный фон. Вместе с областной администрацией мы написали соответствующее письмо в Киев, поскольку подобная программа принималась на государственном уровне, но она не финансируется. Вообще, в области впервые в Украине принята программа широкого мониторинга состояния окружающей среды. Она позволит прослеживать экологическую обстановку в области, в каждом районе и городе. Это, в свою очередь, дает возможность принимать правильные решения, а люди будут знать, в каких условиях они живут. Принята также программа уменьшения экологической нагрузки на Днепропетровскую область, где учтены 10 предприятий, имеющих наибольшие выбросы отходов. Сейчас мы расширяем этот список до 25 предприятий и, таким образом, охватим 96% основных загрязнителей нашего региона. От них мы требуем предоставить программы уменьшения выбросов в окружающую среду и только в таком случае даем разрешение на работу. Далее мы добьемся расширения заповедников и заказников, создания новых экологических зон в Днепропетровской области. Считаю, что органы местного самоуправления должны уделять большое внимание проблемам жизнеобеспечения граждан на своих территориях, но для этого нужны реальные полномочия и финансовые средства.

— Насколько известно, вопрос об усилении роли местного самоуправления обсуждался на встрече с главой Верховной Рады Арсением Яценюком, а в прошлом году — на встрече председателей областных советов в Запорожье. Речь об этом идет давно, а результата нет — может быть, в этом просто не заинтересован Киев?

— Действительно, мы не раз встречались с председателями областных советов, хочу подчеркнуть, всех без исключения областей Украины. У них есть свое видение проблемы развития местного самоуправления в разных регионах. Поэтому, когда мы встречались в Запорожье, то рассматривали вопрос о принципиальных подходах к концепции и разработке проекта закона. Было принято решение: на базе Львовской области создать рабочую группу, которая могла бы доработать наш проект. Из каждой области туда были направлены специалисты и ученые. Президент на встрече с нами пообещал, что если мы разработаем такие подходы, то можем отдать ему и он как Президент внесет эти предложения в Верховную Раду. Мы такие предложения разработали, а председатель Львовского облсовета представил в Киев нашу общую концепцию. Но, к сожалению, Президентом в парламент был внесен совсем другой проект закона, с другими подходами, что и было отмечено всеми председателями областных советов. Между тем, наш проект соответствовал Европейской хартии местного самоуправления и интересам местных общин. Нам показалось, что нас услышали, однако оказалось, что это не так. Пока договорились о сотрудничестве с депутатами от разных областей — председатели областных советов собираются отстаивать свою точку зрения, тем более, что наши предложения поддерживают и председатели советов других уровней.

Кстати, недавно представители Днепропетровской области ездили в Польшу, которая вступила в Евросоюз. Оказалось, что там, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, при советах созданы исполнительные органы и им переданы функции, которые у нас выполняют районные и областные администрации.

— Сейчас представители некоторых политических сил поднимают вопрос о проведении досрочных выборов в местные советы. На ваш взгляд, есть ли в этом необходимость?

— Думаю, что нет. И не потому, что я — председатель областного совета и хочу удержаться на этой должности. Я — профессор и могу вернуться на работу в университет. Но Украине сейчас нужна стабильность. Мы об этом говорим и говорить будем. Утверждать, что нынешние местные советы плохо работают, оснований нет. Избиратели тоже не ставят вопрос о досрочных выборах. Это чисто политический вопрос — он поднимается потому, что так хочется некоторым политикам. Для государства и общества это означает отвлечение бюджетных средств на организацию избирательного процесса. Нельзя же проводить выборы каждый год! К тому же, как показывают опросы общественного мнения, коренных изменений в настроениях электората не произошло — все равно конечный результат будет примерно таким же, соотношение сил на местном уровне существенно не изменится.

— Но говорят, что нынешняя избирательная система несовершенна и не оправдала себя...

— Я опять сошлюсь на опыт Европы, исходя из которого, мы с коллегами разрабатывали предложения по совершенствованию местного самоуправления. Мы пришли к единому мнению, что возврат к мажоритарной системе — это возврат к прошлому. Поэтому оптимальным был бы переход к открытым спискам. При такой системе каждая партия выдвигает в округах своих кандидатов, а избиратели пусть решают, кто лучше, а кто хуже. Тогда будет связь партийных кандидатов с определенной территорией. Понимая это, все фракции сейчас закрепили своих депутатов за районами и городами, но далеко не за всеми. Так вот, при переходе к европейской модели местного самоуправления этот недостаток нужно устранить, чтобы депутаты владели проблемами территорий. Однако давайте сначала разработаем и примем европейскую модель местного самоуправления.

— Если председатели областных советов предлагали подобную модель, то чем проект мог не понравиться главе государства?

— Я не знаю, с чем именно не согласился В. Ющенко, ведь с нами не было разговора в Секретариате Президента. Однако факт остается фактом: они ушли от создания исполнительных органов при местных советах, как это написано в Европейской хартии местного самоуправления и как это делается в соседней Польше. Зато сделали крен в другую сторону — чтобы все наши решения обязательно регистрировались в Минюсте, а действие этих решений могли бы останавливать главы местных администраций. В то же время во всех цивилизованных странах это делается через суд. То есть идет явный перекос в сторону исполнительной власти, причем накануне президентских выборов.

— Сейчас много говорят о предстоящем съезде депутатов всех уровней в Северодонецке. Одни усматривают в этом попытку шантажировать Президента, другие — попытку расчленить Украину. С Днепропетровщины на этот съезд тоже едут депутаты. С какой целью?

— Могу заверить, что никаких мыслей о сепаратизме нет. Там планируется рассмотреть вопрос, например, о применении Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Она принята, ратифицирована Верховной Радой, так давайте посмотрим, как ее можно применить. На территории Западной Украины компактно проживают молдаване, венгры, поляки. На юго-востоке или в Крыму много русских. Давайте разберемся, почему вопрос не решается, снимем всякие подозрения. Если мы приняли Хартию, то в статье 7 она нас обязывает «принять решительные меры, направленные на развитие региональных языков или языков меньшинств с целью их сохранения». Так почему же этот документ не выполняется? Или возьмем проблему местного самоуправления — мы высказываем свое мнение, а нас никто не слушает. Значит, нужно послушать более широкое мнение, ведь на съезде будут депутаты и от городских, и от районных, и от сельских советов. Давайте послушаем людей, разве это плохо? А если кто-то речь поведет о сепаратизме, то я первый оттуда выйду, потому что не поддерживаю такие разговоры категорически. Но учитывать мнение разных регионов Украины необходимо.

— В здании Днепропетровского облсовета готовится к открытию Музея местного самоуправления. Какова цель его создания и что будет представлено в экспозиции?

— Дело в том, что Днепропетровщина — это край, где зародилось запорожское казачество, а вместе с тем и элементы местного самоуправления. На территории области существовало пять Сечей. Поэтому у нас возникла идея показать развитие местного самоуправления. Это наша история — ее должны знать дети и внуки, должны знать депутаты, которые приходят работать в областной совет. Идею поддержали в Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого, и его сотрудники помогают оформить экспозиции. В них будет все: от времен казачества до современности. Думаю, что к концу нынешнего года этот музей откроем. Кстати, касаясь современных реалий, хочу отметить, что Днепропетровский облсовет первым в Украине принял программу развития местного самоуправления. Ведь когда мы проанализировали ситуацию, то обнаружили, что 60% нынешних депутатов избраны впервые. Многие из них не имеют навыков депутатской работы — значит, нужно их готовить. Кроме того, существенно обновился аппарат местных советов. Обнаружилось также, что 15% сельских советов не имеют своих помещений, а ютятся в библиотеке или Доме культуры, которые к тому же не обогреваются. Дальше, мы увидели, что 68% зданий советов нуждаются в ремонте, а у них и денег- то нет, ни копейки. Какое тут будет уважение к сельсовету, если председатель носит печать в кармане? Затем мы посмотрели на систему работы и решили внедрить единую компьютерную сеть для местных советов. Сейчас мы заканчиваем создание сети для городов областного подчинения, между районными советами и областным советом. А в трех районах уже подключили к сети сельские и поселковые советы. Думаю, к концу года мы завершим эту сеть. Ведь у председателей сельсоветов нет юристов, не с кем даже проконсультироваться. Кроме того, местное самоуправление должно быть открытым и прозрачным для граждан, поэтому нужно сделать сайты и разместить на них всю информацию, установить связь с избирателями. То есть, необходимо поднять уровень самоуправления до европейского, улучшить его функционирование, чтобы оно было эффективным и доходило до нужд и потребностей каждого гражданина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать