Закон одобрен. Дискуссия продолжается
Взвешенный нормативно-правовой акт о народовластии или попытка использовать людей через референдум?Верховная Рада во втором чтении и в целом приняла президентский законопроект № 3612 о народовластии через всеукраинский референдум. Соответствующее решение поддержали 255 депутатов на заседании 26 января. Что предусматривает данный закон и почему он вызвал такую оживленную дискуссию в стенах парламента и в Facebook?
«ЭТО НАИБОЛЕЕ ВЗВЕШЕННЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ В СФЕРЕ...»
Олег Постернак, политтехнолог:
— Фактически ключевой инструмент прямой демократии получил правовое обрамление и готов к применению.
После внимательного ознакомления с законом могу сказать, что это наиболее взвешенный нормативно-правовой акт в истории современной Украины в сфере регулирования процесса национального референдума.
Некоторые политические комментаторы из штанишек вылезают, видя там конспиративные теории заговоров и манипуляций. Хотя не будем кривить душой — в законе о референдумах действительно есть «подводные камни» — благодатное поле для технологов, но об этом отдельно и чуть позже.
К сожалению, многие интернет-издания, пытаясь первыми подать информацию о новом законе, допустили огромную массу ошибок при описании норм закона.
Поэтому сделаю акцент на важнейших положениях закона, от которых зависит эффективная организация процесса референдума:
1. Предполагается четыре вида референдумов: конституционный (по поводу закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции), территориальный (по вопросу закона об изменении территории Украины), референдум по вопросам общегосударственного значения, законодательный (об утрате силы положений того или иного закона).
2. Первый вид референдумов назначается только Президентом, второй — только Верховной Радой. Третий и четвертый вид является референдумами по народной инициативе. Они могут быть инициированы не менее 3 миллионами граждан, имеющих право голоса с учетом сбора подписей в не менее 2/3 областей и не менее чем по 100 000 в каждой области.
3. Референдум по народной инициативе провозглашается Президентом путем издания соответствующего указа после решения Центризбиркома об итогах сбора подписей граждан по народной инициативе. Подписи собираются в течении 90 дней с момента регистрации инициативных групп, которые, в свою очередь, образуются на собрании не менее 300 избирателей. Обратите внимание, референдумы по народной инициативе провозглашаются, а не назначаются Президентом.
4. На референдум может выноситься только один вопрос, а сами результаты народного волеизъявления не требуют утверждения государственным органом (кроме отдельных случаев).
5. В бюллетене референдума должны быть предусмотрены ответы «да» или «нет». Неотъемлемой частью формулировки вопроса является текст закона или законопроекта, если таковой выносится на голосование.
6. Референдум не может проводиться одновременно с выборами.
7. Референдум будет считаться состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 50% избирателей, включенных в Государственный реестр избирателей, а решение принятым, если его поддержало более половины избирателей, принявших участие. При этом при конституционном и территориальном референдуме — закон будет считаться утвержденным, при законодательном — принятым, а вопрос при референдуме общегосударственного значения — поддержанным.
8. Закон предполагает использование электронных процедур народного голосования, для чего создается общий специальный участок и отдельная участковая комиссия. Не менее 1/3 членов такой комиссии должны иметь высшее образование в сфере информационных технологий.
9. Партии, общественные организации могут быть субъектами процесса, будучи зарегистрированными как сторонники или оппоненты вопроса референдума. Агитацию они могут вести при условии образования ими соответствующего денежного фонда. Также партии получили право представления кандидатур в составы окружных и участковых комиссий по референдуму.
10. Предусматриваются также и теледебаты субъектов процесса референдума. Агитация накануне и в день голосования запрещается.
«МЕНЯ ЭТОТ ДОКУМЕНТ ПУГАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ТОЧНО НЕ О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЛАСТИ НАРОДОМ»
Иванна Климпуш-Цинцадзе, народный депутат, фракция «Европейская солидарность»:
— Слуги и «Доверие» во втором чтении таки протолкнули законопроект о так называемом народовластии. Некоторые эксперты уже успокаивают относительно тревожных норм, например, об электронном голосовании во времена кибервойны, или тех вопросов, которые могут быть среди предметов референдума: изменение территории страны, отмена норм законов или целых законов.
Не могу согласиться со всеми успокаивающими аргументами, но даже это далеко не все вопросы к документу.
Отбросив политику, попробую о другом. Читаем только сухое заключение Главного юридического управления Верховной Рады, где замечания к законопроекту расписаны на 27 (!!!) страницах.
Юристы парламента четко указывают: «...пока государство не в состоянии гарантировать и защитить право голоса избирателя, который захочет его реализовать путем электронного голосования, от его искажения или даже фальсификации результатов голосования».
Это уже не говоря об искаженном зависимостью от олигархов медиапространстве и влиянии агрессоров на медиа в Украине....
Есть в законопроекте интересная строка: «освещение официальной позиции Президента Украины и Верховной Рады Украины о проведении всеукраинского референдума... не является агитацией всеукраинского референдума».
Это — так же, как палатки во время местных выборов или трансляция фильмов с Зеленским накануне выборов?
Юруправление отмечает, что парламент и Президент не уполномочены иметь «официальную позицию» в отношении такого референдума — «при таких условиях любая «официальная позиция» Верховной Рады Украины или Президента Украины, безусловно, будет влиять на волеизъявление избирателей, а следовательно — фактически будет агитацией...»
Дальше — больше. «Субъекты представления — сторонники и оппоненты вопроса всеукраинского референдума — имеют право на пропорциональную долю каждой категории руководящих должностей в окружных комиссиях по всеукраинскому референдуму. Однако такое требование не предусмотрено положениями проекта...»
То есть на местах такие комиссии смогут создавать только из «нужных» людей, а чтобы не было кадрового голода, перестраховались возможностью брать в комиссии... судимых. Судимых, Карл!
...Законопроект пытается дать определение «вопросу общегосударственного значения» (который может быть предметом всеукраинского референдума) как «вопрос, решение которого влияет на судьбу всего украинского народа и имеет общественный интерес». По мнению юристов, это определение является «дискуссионным и таковым, которое трудно будет применить на практике, поскольку оно всегда будет зависеть от субъективной оценки».
Ну, и как вишенка на торте, «вопреки конституционному предписанию, порядок проведения референдума будет устанавливаться не законом, а подзаконным актом, которым является решение ЦИК».
Поэтому не знаю, где люди берут поводы для оптимизма. Меня этот документ пугает, потому что он точно не о непосредственном осуществлении власти народом.
«НИКАКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ ДО ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА НЕ БУДЕТ»
Виктория Подгорная, народный депутат, фракция «Слуга народа»:
— Относительно # электронного голосования в Законе «О всеукраинском референдуме», о котором подняли шум представители некоторых фракций — когда коллеги не вчитываются в законопроект и игнорируют факт наличия рабочей группы по электронному голосованию — Сообщаю: в законе о референдуме — принята норма (в том числе и с моим представлением), которая подчеркивает:
«ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
1. Настоящий закон вступает в силу со дня, следующего за днем ??его опубликования, кроме:
1) части второй статьи 6, части первой статьи 13, части второй статьи 38, пункта 4 части первой и пункта 4 части второй статьи 39, части четвертой статьи 44, части первой статьи 48, части восемнадцатой статьи 57, частей первой и восьмой статьи 101, статьи 116, частей первой и второй статьи 117, части пятой статьи 125 относительно организации и проведения электронного голосования, вступают в силу со дня вступления в силу закона о применении инновационных технологий по электронному (машинному) голосованию».
Это значит, что никакого электронного голосования до принятия соответствующего закона, над которым мы работаем вместе с ЦИК и Минцифрой, не будет. Кроме того, мы четко осознаем риски применения голосования через Интернет и хорошо знакомы с позицией и ЕС, Венецианской комиссии и международных экспертов в этой сфере по проблемам с кибербезопасностью в случае внедрения е-голосования на нынешнем технологическом уровне, а также с невозможностью пока гарантировать секретность волеизъявления. Исходя из этого, в Законе «О всеукраинском референдуме» и в дальнейшем в отдельном законопроекте «Об электронном голосовании» предусматривается введение возможности подачи голоса через Интернет только при условии обеспечения норм и стандартов кибербезопасности и секретности голосования. А также доступности Интернета на всей территории Украины, для каждого избирателя.