«Дело Гонгадзе – Подольского»: три позиции
или Как проявили себя за последнее время в этой резонансной истории Высший совет юстиции, Апелляционный суд Киева и Генеральная прокуратура
Власть наступает широким фронтом. Речь идет о резонансном «дее Гонгадзе – Подольского». И вспоминать в этом контексте о двух майданах как-то уже неудобно, потому что для «людей сцены Майдана» это «использованный материал», который помог прийти к власти и продолжить старые традиции, а для «людей самого Майдана» это означает определенным образом порочить память о героизме и восстании. Конечно, не хочется писать о власти в таком ключе, но ее практические шаги по расследованию заказчиков преступления после 15 лет не оставляют выбора. Итак, есть минимум три направления, где участникам процесса - пострадавшему по делу Алексею Подольскому и его представителю Александру Ельяшкевичу, а также здоровой части журналистов и общественности, приходится держать оборону.
КАК НОВЫЙ ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ ПРОВАЛИЛ ТЕСТ
Во ВСЮ все новое - прекрасное помещение, которое построили во времена председательства в ней Лавриновича, а после Евромайдана в дорогом здании появились также новые члены и новый председатель, избранные по новому закону. Вот только содержание и правила работы, к сожалению, остались прежними. По крайней мере мы это можем наблюдать по последним нескольким заседаниям по делу судьи Андрея Мельника.
Напомним, что, обращаясь в Высший совет юстиции, потерпевший по «делу Гонгадзе – Подольского» Алексей Подольский пишет (30 мая 2013 г.): «Я неоднократно публично и официально заявлял о должностных преступлениях, которые совершил заместитель Печерского районного суда в г. Киеве А.В. Мельник, в частности о фальсификации и судебного процесса, и приговора по делу о покушении на жизнь народного депутата Украины Александра Ельяшкевича (самого судебного процесса вообще не было, потерпевший о нем не знал, а подозреваемый Виталий Воробей позже - в 2006 году - признался, что не совершал этого преступления, признав свою вину под давлением - подробнее читайте в материале «Дня» «Заказ на безнаказанность» от 24 ноября 2011 г. - Авт.). О грубом саботаже Конституции, к которому прибег этот деятель, когда он нагло, а главное – криминально отказал пострадавшему в его апелляционном праве. Правовой нигилизм и преступная деятельность этого псевдосудьи непосредственно связана с политическими, имущественными и уголовными интересами бывшего президента Украины Леонида Кучмы и его семейного окружения. ...Категорично настаиваю, чтобы были приняты все необходимые меры, чтобы А.В. Мельник был лишен статуса и должности судьи по инициативе Высшего совета юстиции Украины, в соответствии со статьей 32 Закона Украины «О Высшем совете юстиции Украины» (нарушение присяги судьей) с последующим уголовным преследованием этого позора украинского Права ».
Но речь не идет только о «деле Ельяшкевича», которое является вопиющим примером отсутствия правосудия как такового. Дело в том, что судья Мельник отличился и в другом резонансном деле - «Гонгадзе – Подольского». Именно этот судья вел процесс в первой инстанции над Алексеем Пукачем, являющимся главным исполнителем в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе и преступления против Подольского. По словам самого Пукача, с разрешения Мельника к нему запускали прокуроров и представительницу Мирославы Гонгадзе в суде - Валентину Теличенко, которые шантажировали его, угрожали ему, чтобы он не упоминал в своих показаниях Леонида Кучму и Владимира Литвина, а назвал других людей - Евгения Марчука и Александра Мороза. Конечно, Пукач был жестоким придворным палачом режима Кучмы, но его заявления как минимум должны быть проверены. Однако, несмотря на то, что с соответствующими обращениями в Генпрокуратуру обращались и потерпевший Подольский, и народный депутат Виталий Куприй, ГПУ наотрез отказалась это делать - даже вопреки закону вносить правонарушения в Единый реестр досудебных расследований.
Сначала 6 октября состоялось заседание дисциплинарной секции, которая рассмотрела материалы проверок, проведенных членами ВСЮ. «Дело об увольнении судьи Печерского суда города Киева Андрея Мельника за нарушение присяги, которое он допустил при рассмотрении дела по покушению на жизнь в 2000 году народного депутата Украины Ельяшкевича А.С. (пятимесячный Майдан «Украина без Кучмы»), было рекомендовано ВСЮ снять с рассмотрения и передать в ВККСУ (Высшую квалификационную комиссию судей Украины. - Авт.) – то ли на основании неподведомственности, то ли не тот субъект обращения, я так и не понял», - комментирует «Дню» известный конституционалист, член Конституционного Суда Украины (2006-2015 гг.) Виктор Шишкин, один из тех, кто, собственно, закладывал в Основной закон идею создания ВСЮ и был членом его первого созыва.
Заседание непосредственно Высшего совета юстиции состоялось уже 15 октября. Во-первых, оно превратилось в откровенное издевательство над Подольским и Ельяшкевичем. Как и на заседании дисциплинарной комиссии их пытались взять измором, испытывая на выдержку: заседание началось в 10:00 и закончилось почти через 12 часов в 22:00 - вопрос Мельника рассматривался последним. Конечно, сломать такими методами людей, которые уже 15 лет ведут последовательную борьбу с системой, выглядит несколько смешно. Хотя ситуация абсолютно недопустимая, неприятная и показательная.
Во-вторых, сторона Подольского подготовила контраргументы, которые разбивали полностью позицию ВСЮ. «В первую очередь, они были обязаны рассмотреть вопрос на основании представления уполномоченного члена ВСЮ Рената Кузьмина о конституционно-правовой ответственности, а именно освобождение судьи Мельника с должности за нарушение присяги, - отмечает Виктор Шишкин. - Освобождение судьи от должности - это компетенция секции, которая решает вопрос назначения и увольнения судей. Дисциплинарная секция рассматривает совсем другой вопрос - дисциплинарной ответственности судей, к которой освобождение судей вообще не относится. А сам ВСЮ как раз и обязан проводить очищение судебной власти от таких судей-фальсификаторов, как Мельник, путем соответствующего представления в Верховную Раду, и уже парламент окончательным голосованием решает этот вопрос».
В результате Высшему совету юстиции пришлось перенести заседание на 20-е число. Весьма показательно, что после завершения заседания ВСЮ на конкретный вопрос: «Нарушил присягу судья Мельник?» - руководство Высшего совета юстиции публично предоставило СМИ ответ о том, что дело судьи Мельника не будет рассматриваться по существу, то есть не будет проводиться рассмотрение и установление конкретных обстоятельств нарушения этим судьей присяги. Тем самым было фактически продемонстрировано заранее определенное решение.
Именно оно и было объявлено 20 октября без какой-либо мотивации. В этот день, несмотря на дополнительную аргументацию Ельяшкевича и Шишкина, ВСЮ подготовили «рояль в кустах» в виде судьи Верховного суда Александра Волкова. «Это тот известный судья, который выиграл в Европейском суде дело против Украины о своем незаконном увольнении (сейчас восстановлен в должности), - рассказывает Ельяшкевич. - Но на заседание ВСЮ он сознательно был использован как элемент защиты незаконных и аморальных действий членов Высшего совета юстиции. Фактически он незаконно взял на себе функцию толкования решения в отношении себя, причем при рассмотрении вопроса, к которому вообще не имел никакого отношения. И как сам потом заявил, он вообще не знает, кто такой судья Мельник, в чем его обвиняют и какие дела он рассматривал. Волков пришел по вызову ВСЮ для того, чтобы он потом манипулировал общественным мнением в вопросе невыполнения Украиной международных обязательств по резонансным уголовным делам. И убежден, что Волков прекрасно понимал свою роль в этом спектакле. Но это не поможет ни Высшему совету юстиции, ни тем, кто выступал в роли заказчика отвода от ответственности семейного судьи Кучмы - Мельника».
Несмотря на исчерпывающие ответы стороны Подольского, ВСЮ все равно объявил о передаче его заявления и приложенных к нему документов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины. Важно, что в состав дисциплинарной секции и Высшего совета юстиции также входят генпрокурор Виктор Шокин и министр юстиции Павел Петренко. Но ни разу на заседаниях по вопросу Мельника их не было.
«Есть предположение, что в деле об увольнении судьи Мельника вопрос не в праве, а в политике, - говорит Виктор Шишкин. - Если дело об увольнении судьи Мельника за нарушение присяги, то есть грубое нарушение требований законов при рассмотрении дела потерпевшего Ельяшкевича, будет доведено до логического завершения и судью уволят за указанные в обращении Кузьмина нарушения, то цепью потянется дело обвиняемого генерала МВД Алексея Пукача (потерпевшие Гонгадзе, Подольский), которое рассматривал с нарушением законов судья Мельник, а затем откроются следственные перспективы по Кучме и компании, а это, в свою очередь, цепляет власть Порошенко, которая по неизвестным (а может, и известными) обществу обстоятельствам пытается политически реанимировать Кучму участием в минском договорняке».
«Я думаю, что в рамках судебной реформы надо реформировать и ВСЮ. Мы же знаем, кто входит в его состав - это и судьи, и прокуроры, и министры, и адвокаты Я убежден, что Высший совет юстиции должен состоять из бывших судей в отставке, чтобы не быть ангажированным органом и давать профессиональную оценку тем людям, которые осуществляют правосудие», - заявил «Дню» на эту тему президент Украинского юридического общества Олег Березюк.
ПОЧЕМУ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ СУДЕ КИЕВА ЗАТЯГИВАЕТСЯ ПРОЦЕСС НАД ПУКАЧЕМ?
Параллельно, причем давно, продолжается противостояние и в Апелляционном суде г. Киева, где рассматривается дело Пукача. Последнее заседание там прошло 21 октября. «Наконец в суде после длительного перерыва, связанного с болезнью, появился адвокат Пукача - Григорий Демиденко, - рассказывает участник процесса Александр Ельяшкевич. - Необходимые документы он предоставил судебной коллегии. Соответственно адвокат Герасько, который был назначен на время болезни Демиденко, прекратил свои полномочия. На заседании Демиденко заявил несколько ходатайств, главным из которых было его заявление об отводе судебной коллегии. Хотя в заявлении было указано только несколько моментов из многочисленных нарушений, которые систематически и преднамеренно совершают судья Гладий и его коллеги, этих оснований было достаточно, чтобы удовлетворить это заявление. Однако судьи после длительного совещания ожидаемо не удовлетворили свой отвод. И это не первый раз. К сожалению, в заседании снова не принимал участие Подольский и его адвокаты в связи с незаконным решением от 11 августа об удалении Подольского с судебного процесса. В конце заседания коллегия судей объявила перерыв до понедельника в связи с предоставлением дополнений адвокатом Демиденко к своей апелляции».
По мнению судебной коллегии, судебный процесс затягивают пострадавший Подольский и его представители, которые не дают перейти к рассмотрению дела по существу. «Причины медленного рассмотрения судебного процесса в незаконных действиях судебной коллегии, которая постоянно принимает решения, будоражит общество и нарушает права потерпевшего Подольского и его представителей, - апеллирует Ельяшкевич. - Например, сначала судьи незаконно закрыли процесс, а потом полгода рассматривали вопрос о его открытии. Также это связано с нежеланием выполнять процессуальные нормы и рассматривать важные ходатайства, которые непосредственно касаются сути этого дела, в частности вызов в суд важных свидетелей, выяснение давления на Пукача и членов его семьи и многие другие основания, каждый раз приводящие к искусственным конфликтам. А последний перерыв на целый месяц вообще ничем не объясняется, поскольку Демиденко вышел с больничного еще 21 сентября».
ВМЕСТО ЗАКАЗЧИКОВ ГПУ ЗАНИМАЕТСЯ МЕЛЬНИЧЕНКО?
Третье направление - Генеральная прокуратура. На днях экс-майор Управления госохраны Николай Мельниченко обнародовал в Фейсбуке решение суда, согласно которому в его доме в селе Крячки Киевской области были проведены обыски.
Согласно документу, правоохранители искали в доме документы, «содержащие сведения о насильственной смене и свержении конституционного строя в Украине (планы, схемы, записи на черновиках и т.п.); носители информации с аудио-, видеозаписями, которые содержат сведения о разглашении государственной тайны, государственной измены».
В постановлении суда также говорится о том, что Мельниченко, «будучи должностным лицом, ответственным за проведение оперативно-технических осмотров в особо режимном помещении - служебном кабинете президента Украины, в период с февраля по сентябрь 2000 года, находясь в преступном сговоре с неустановленными следствием лицами с целью насильственной смены и свержения конституционного строя в Украине, провел незаконное техническое прослушивание рабочего кабинета президента Украины, осуществив аудиозаписи разговоров главы государства и других должностных лиц, которые там происходили».
Конечно, к Николаю Мельниченко можно относиться по-разному - человек неоднозначный. Но такие действия ГПУ наталкивают на мысль, что она стремится заниматься не заговорщиками резонансного «дела Гонгадзе – Подольского» (кстати, по этой части Подольский до сих пор не признан потерпевшим), а искать какие-то другие ложные варианты в следствии.
«Это политическое преследование, потому что Мельниченко до сих пор сохраняет свою позицию, в частности относительно виновности Кучмы в ряде резонансных убийств (Гонгадзе - это только один из случаев), - комментирует «Дню» народный депутат Виталий Куприй. - Отсутствие объективного рассмотрения в суде не позволяет сейчас продвинуться в установлении заказчиков убийства Гонгадзе. Пока не будет поставлена точка в этом деле, на Мельниченко будет продолжаться давление. Петр Порошенко принял решение не преследовать своего бывшего наставника Леонида Кучму, - продолжает народный избранник. - Они договорились. Порошенко вообще в последнее время проявляет чудеса мастерства договариваться с Кучмой, Путиным, олигархами... Это однозначно идет вразрез с идеалами, за которые погибали люди на Евромайдане и на востоке страны».
* * *
Следующее заседание Апелляционного суда Киева состоится уже 26 октября. Расслабляться нельзя. Внимание и контроль по всем направлениям в этом деле не должны прекращаться. Ведь пока общество занято другими вещами - фактически выживанием и противостоянием российской агрессии, власть часто действует цинично и вызывающе. Но практика показывает, что руководители страны, которые не решались поставить точку в резонансных преступлениях, сами себя загоняли в политическую ловушку.
Section
Политика