«Изменения должны происходить и на уровне власти, и на уровне общества»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— Этот год был самым драматичным за всю новейшую украинскую историю, за все время независимости Украины. Гибель Небесной Сотни на Майдане, захват Крыма, война на Донбассе — это главные события, которые сформировали трагическую драматургию в этом году.
Но этот год, возможно, дал шанс Украине и на обновление. Используем ли мы его — будем судить, исходя из тех процессов, которые происходят и произойдут в будущем году. Все будет зависеть от нас и наших политиков. 2014-й год лишь начал изменения, и неизвестно, чем и как они закончатся. Сейчас произошла лишь смена власти, и мы не знаем, окончательная ли. Но до сих пор ничего не сделано в направлении реформ, борьбы с коррупцией. И у нас еще нет ответов на вопрос: удадутся ли изменения, удастся ли реализовать европейскую интеграцию, защитить суверенитет страны?
Вопрос политического времени является всегда относительным, но нынешняя власть очень ограничена во времени. Им нужно продемонстрировать изменения, не все из которых будут позитивными, а некоторые из них не будут восприниматься обществом. Нужно также демонстрировать изменения самой власти в ближайшие месяцы. Если же этого в ближайшее время не случится, тогда начнется процесс ее обновления, возможно с вмешательством внешних факторов. Изменения в стране должны происходить и на уровне власти, и на уровне общества — это единственное условие их успешности. Только давление общества будет заставлять власть изменяться, ведь сама по себе она этого не сделает. В целом все социальные, экономические, политические превращения растянутся на несколько лет, ведь процесс реформ в любой стране занимает много времени.
Во внешнеполитическом плане, главным для Украины я считаю подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, ведь этот вопрос был важным для Майдана. Но он был в известной мере мифологизирован — с ним связаны слишком завышенные ожидания. Некоторые люди связывают с этим Соглашением даже то, чего не происходит после вступления в ЕС.
В целом евроинтеграция Украины также будет многолетним и сложным процессом, но это еще один шанс для нас. И он должен быть использован для проведения широких реформ во всех сферах общественной деятельности. Если реформы будут успешными, мы получим шанс на членство в ЕС, но не сразу, а в среднесрочной перспективе.
Что же касается противостояния с Россией, то оно было неизбежно в случае победы Майдана. Другое дело, что в Украине и за рубежом люди не ожидали, что Россия пойдет на такие наглые и агрессивные действия, как захват Крыма и война на Донбассе. Ведь, например, после помаранчевой революции 2005 года этого не случилось. Но, к сожалению, нынешняя Россия другая, и она способна на более жесткие и агрессивные действия. И после Крыма и Донбасса у нас не будет таких отношений, как раньше. Статья Медведева в «Независимой газете», выступления Путина свидетельствуют о том, что российское руководство не поняло: возврата назад уже не будет. Даже если в ближайшее время завершится война на Донбассе, нас ждет охлаждение отношений с Россией и сокращение взаимодействия в разных сферах общественной жизни. Это также неизбежный процесс, который растянется на годы.
Но после событий, которые произошли в этом году, стало однозначно понятно, куда мы будем двигаться — в сторону Европы и от России. Но в плане внутриполитическом и ценностном есть разные пути. Может произойти и продолжение раскола Украины, а Россия искусственно будет усиливать этот процесс. Удастся ли нам удержать нынешнюю территорию и вернуть контроль над Донбассом? — это также открытые вопросы. Удастся ли нам сохранить демократию? — еще один вопрос, на который у нас нет ответа. К сожалению, как свидетельствует исторический опыт, постреволюционный период всегда характеризуется авторитарными тенденциями. И если они начнут преобладать, это перекроет путь к европейской интеграции. Тогда мы вообще можем зависнуть между Европой и Россией. Но пока страна хочет двигаться в сторону Европы, демократии и более справедливого общества.
Section
Политика