Перейти к основному содержанию

Как развиваются ракетные войска и артиллерия ВСУ?

«Мы действуем правильно, когда часть вооружения производим сами, а оперативные вопросы решаем за счет импорта», - Валентин БАДРАК
03 ноября, 20:48
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

Сегодня в Украине отмечается День ракетных войск и артиллерии и День инженерных войск. Соответствующий Указ Президента был издан еще 31 октября 1997 года. Поздравили с профессиональным праздником ракетчиков, артиллеристов и военных инженеров и Президент, и премьер. Петр Порошенко отметил, что «благодаря их мужеству и героизму обороноспособность ВСУ повышается с каждым днем», а Владимир Гройсман подчеркнул, что они «основа прочности нашей армии».

По случаю празднования Петр Порошенко в этот день побывал в с.Девички Переяслав-Хмельницкого района Киевской области, где заявил: «Уже сейчас мы должны перейти на принципы, которые доминируют среди наших стран-партнеров, членов Североатлантического альянса - НАТО ... Ключевая характеристика - это точность. Сегодня украинская артиллерия полностью отвечает этим требованиям. Мы уверенно продвигаемся по этому пути».

Глава государства сообщил, что в этом году Вооруженные силы получили более 600 единиц образцов ракетно-артиллерийского вооружения, более 250 единиц приборов ночного видения и других современных образцов вооружения. «За этот период были приняты на вооружение или допущены к эксплуатации переносной комплекс «Корсар», беспилотные авиакомплексы «Фурия», «Fly Eye», - сказал Президент.

Петр Порошенко также отметил большое количество проблем в ВСУ: «Это касается проблем восстановления и модернизации вооружения, обеспечения боеприпасами, создания учебных артиллерийских центров подготовки специалистов и проведения процесса их подготовки в полном соответствии с реальными потребностями украинского войска и стандартами НАТО. В связи с этим, нам нужно и дальше наращивать интенсивность и качество подготовки украинских артиллеристов».

Каким образом это будет происходить? Об этом в интервью «Правительственном курьеру» рассказал командующий ракетных войск и артиллерии (РВиА) ВСУ Вячеслав Горбылев. Остановимся подробнее. «Мы предлагаем сделать должности командиров огневых взводов сержантскими и готовить сержантов-профессионалов, - рассказывает генерал-лейтенант. - Например, качество подготовки офицеров, окончивших трехмесячные подготовительные курсы, не намного отличалось от уровня лейтенантов, которые прошли трехлетнее обучение. Сержант, закончив спецкурс с меньшим временем и ресурсом, затраченным на науку, становится командиром второго огневого взвода».

«Сейчас не хватает примерно тысячи офицеров именно низшего звена - лейтенантского, - продолжает Вячеслав Горбылев. - Причин для этого много. К примеру, в 2014-м и даже 2015-м выпуск таких специалистов не превышал 30 человек в год на всю нашу артиллерию. Теперь наращиваем нашу мощь в подготовке. Увеличен госзаказ на подготовку таких специалистов, а это более 250 человек в год. Конечно, за обучение эти ребята принялись в 2016-м, поэтому начало поступления в войска молодого пополнения ожидаем не раньше 2020-го».

«Дефицит кадров пока покрываем за счет курсов подготовки сержантов, имеющих высшее образование, которые за три месяца получают офицерское звание младшего лейтенанта, и назначением сержантов вообще без высшего образования на офицерские должности, - говорит командующий РВиА. - Другого выхода нет. Конечно, приходят люди из запаса - резервисты. Продолжается создание межвидового центра подготовки подразделений РВиА, а весь 2017-й постоянно проводились учения бригадных артиллерийских групп на полигонах. Полигонную инфраструктуру и в дальнейшем нужно насыщать современными средствами технической подготовки, тренажерами, имитационными системами».

Теперь что касается артиллерийского вооружения. «Суть концепции развития отечественной артиллерии такая, - поясняет генерал-майор. - Мы предлагаем постепенный переход на калибр 155 мм. И это уже однозначное решение. Больше скажу: существуют системы, которые рассматриваем как перспективные именно под такие боеприпасы. Эти заряды, которые производят наши партнеры в НАТО, имеют картузный принцип подзарядки. То есть заряд, толкающий снаряд, сгорает без гильзы, ничего не оставляя. Производство новых снарядов происходить именно под такой способ подзарядки. И не только упомянутых калибров - их номенклатура будет достаточно широкой».

«Мы не первый год заинтересованно наблюдаем за динамичным развитием польской САУ калибра 155 мм Krab, которая  недавно находилась среди основных экспонатов выставки «Оружие и безопасность - 2017», - рассказывает Вячеслав Горбылев. - Она соответствует всем натовским стандартам. Польские коллеги предлагают нам Krab как лучший вариант замены самоходок советского образца, несмотря на высокую стоимость такой платформы. В отличие от нынешних украинских САУ, он ведет огонь в режиме MRSI, то есть за 30 секунд выполняет 5 выстрелов. И быстрее меняет позицию, чтобы не попадать под вражеский ответ. Krab поражает цели осколочно-фугасными снарядами на расстоянии до 30 км, а МСТА-С - максимум 25 км».

«Надо четко представлять назначение автоматической системы управления огнем, - отмечает командующий РВиА. - Мы хотим видеть нечто вроде того, что есть у наших польских друзей. Опять вспоминаю Krab - в нем работает система управления артогнем TOPAZ тоже польского производства. Каждый командный пункт оборудован компьютерным терминалом с установленным программным обеспечением, что позволяет управлять артиллерийским подразделением в режиме реального времени без необходимости отдавать устные команды по радио. Существуют вариации TOPAZ для пушек и гаубиц разного калибра. Система взаимодействует с аналогичными сетями на разном уровне управления. Даже если компьютер командира выйдет из строя, расчеты будут воевать в автономном режиме. Теперь адаптируем TOPAZ под наши условия».

«Начинаем и закупку систем управления огнем артиллерии (СУОА), способных координировать действия подразделений, оптимально устанавливать цели, эффективно управлять огневой поддержкой, автоматически обрабатывать входные данные, - продолжает Вячеслав Горбылев. - Еще один интересный комплекс автоматизированного управления огнем артиллерийской батареи - ArtOS. Он значительно сокращает время работы артбатареи на этапе от обнаружения цели до открытия огня по ней, как и пребывание на огневой позиции. Комплекс имеет четыре терминала: командира, старшего офицера батареи, командира орудия и наводчика. ArtOS мы начинали разрабатывать еще в позапрошлом году».

По словам командующего Украинской РВиА, можно сделать выводы, что в данном вопросе ВСУ, в частности, делают ставку на польское вооружение. Почему? Есть ли возможности у украинского ОПК производить собственное военное вооружение, которое бы соответствовало стандартам НАТО? Отвечает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин БАДРАК:

- Наш противник этими вопросами занимался довольно долго и системно. Поэтому российские модернизированные системы артиллерии имеют на 20% большую дальность, чем украинские. Соответственно, нам хочется выровнять этот паритет, а еще лучше, чтобы наши артиллерийские системы были мощнее. Из положительных моментов, которые можно сказать о нашем оборонном комплексе, - это то, что в 2016 году было принято решение сразу по двум важным проектам. Один касается артиллерии, он называется «Ольха» - это модернизация ракетных систем залпового огня. Есть большая надежда, что такое оружие в следующем году в Украине уже появится, вопрос лишь в том, насколько быстро будет освоено серийное производство. Второй проект называется «Нептун». Он более мощный, и скорее составит основу украинского неядерного щита сдерживания.

 Считаю обращение к польской стороне в решение потребностей украинских артиллеристов оправданным, так как войска нужно вооружать не только на завтра, а уже сегодня. К данному вопросу должен быть комбинированный подход, когда часть вооружения мы будем производить сами, а часть закупать. К отечественным проектам, кстати, еще можно добавить проект «Гром», который реализуется за счет средств Саудовской Аравии. Когда он будет готов, его вполне можно использовать и для нужд ВСУ. Это еще один оперативно-тактический комплекс, который также может составить неядерный щит сдерживания. То есть пока производится и испытывается украинское вооружение, мы должны уже сегодня обеспечить нашу армию тем, чего не хватает, за счет импорта.

Именно опыт развития войска польского можно считать положительным, потому что они делают ставку на собственный оборонный комплекс, но оперативные потребности, которые можно решить через импорт или политическим путем, поляки решают очень хорошо. Можно привести пример, когда Польша закупила американские самолеты F-16, хотя они и не новые, но являются достаточно мощным оружием. Также Польша политическим путем закрыла свое небо: взамен размещения определенных элементов американских баз на своей территории, она получила американские ракеты «Patriot». Для Украины польский опыт может быть вполне оправданным.

Не будем также забывать, что на востоке Украины продолжается война, поэтому ожидать, когда мы наладим серийное производство и полностью закроем вопрос переоснащения артиллерии, неправильно (это может происходить где-то в 2019-2020 гг.). Что касается вопроса о радарных контрбатарейных комплексах, то мы получаем помощь от американской стороны, но вместе с тем у нас есть и собственное производство. Относительно систем обнаружения - у нас есть продукция Запорожского завода «Искра», бывшего Донецкого завода «Топаз» (переведен на свободную территорию), которая может закрыть определенные вопросы.

В целом, если говорить о начале войны и о сегодняшнем времени, то Украина фактически родила новую армию, в том числе это касается ракетных войск и артиллерии. Кстати, как и инженерных войск, потому что инженерные войска как род войск в свое время были фактически уничтожены. Что касается военной подготовки украинских бойцов, то она  достойна и позволяет говорить, что украинская армия в части человеческого фактора является сильной. Война стимулировала к возвращению потенциала украинского солдата.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать