Как выйти из патовой ситуации?
Виктор НЕБОЖЕНКО: «Президент не имеет права делать вид, что ничего не происходит с парламентом»
Верховная Рада продолжает оставаться парализованной. В пятницу оппозиция снова заблокировала трибуну, требуя назначения киевских выборов, а заодно отставки правительства Азарова. Депутаты от большинства в этот раз пошли не на Банковую, а, как положено, – на Грушевского, 5. Но совещание лидеров фракций закончилось безрезультатно. Поскольку консенсуса достичь так и не удалось, представители большинства покинули зал. Как могут развиваться события дальше, говорим с политологом Виктором НЕБОЖЕНКО.
— Виктор Сергеевич, какие возможны сценарии развития ситуации?
— Здесь несколько вариантов. Прежде всего, разбор полетов и поиска компромисса со стороны Президента. Он не имеет права делать вид, что ничего не происходит с законодательным органом. У нас президентская республика. Если бы у нас был конфликт межу двумя президентами – такое бывает в жизни, – тогда парламент обязан был бы мирить конфликтующие стороны. У нас же произошел раскол (по просьбе «группы трудящихся», не большинства, потому что на Банковой было лишь 138 человек) не на большинство и меньшинство, а на тех людей, которые нарушили закон, и тех, кто постарался этого не делать. Это разные вещи. В случае запроса свидетелей по этому делу, окажется, что там не только большинства не было, но и половина тех, кого успела камера заснять во время так называемого большинства.
Какой вариант развития ситуации? Может быть формальный выход, когда большинство и меньшинство сделают вид, что ничего не произошло, это просто было одноразовой ошибкой. Либо может быть, что оппозиция проглотит обиду и покажет неспособность защищать свои интересы и интересы протестной части населения – начнет работать в парламенте с большинством, став соучастником преступления и потеряв роль оппозиции (наверное, на это рассчитывают организаторы акции на Банковой). Также вариант: большинство вынуждено будет пойти на соглашение с меньшинством и переголосовать незаконно принятые ими решения (лоббистские законы).
Еще один вариант, когда Президент распускает парламент в связи с тем, что произошло серьезное нарушение работы законодательного органа страны. Он обязан согласно своим служебным полномочиям распустить этот парламент.
— Виновата ли в нынешней ситуации только власть, ведь оппозиция тоже пошла путем постоянного блокирования и митингов?
— Вина лежит и на оппозиции, но это несравнимо. Блокирование парламента использовалось на протяжении всех последних 20 лет. Допустим, вы угрожаете, блокируете, а вместо этого вам берут и закрывают парламент. Все, что было до сих пор, – это повод для власти, Президента расколоть Верховную Раду. Но все, что произошло на Банковой, – это уже политическая ответственность лидеров Верховной Рады, в том числе лидеров оппозиции. Для них сейчас стоит вопрос: как поступить – соучаствовать в преступлении или ставить вопрос о роспуске парламента?
На такое поведение «раскольников» оппозиция должна ответить мужественным шагом, а не просто махать руками, потому что тогда это уже будет не оппозиция. Другое дело, что оппозиция с самого начала не знала, как себя вести и рассчитывала на договор с властью, а власть просто использовала ее слабость, глупость и тягу к теневым договоренностям. Все лидеры оппозиции в этом участвуют, поэтому они виновны. Например, нельзя было идти с властью на договор, когда выбирали Рыбака. Партия регионов уговорила «Свободу», Тягнибока, что мы поддерживаем Кошулинского, а вы – Рыбака. Теперь же они уже хотят выгнать Кошулинского с должности заместителя главы Рады, а Рыбак остается. Это классический политический «кидок». Таких ошибок у оппозиции очень и очень много. Это гораздо важнее, чем неумелый экстремизм.
— Вопрос референдума. Насколько он реален и когда?
— Он реален летом, потому что машина фальсификации нуждается в постоянной подпитке и поддержке. Вот в чем проблема. В авторитарных политических режимах нужны постоянные репрессии и унижения общественности. Они добиваются постоянных формальных референдумов. Это очень распространенная практика. Поэтому, в этом году референдум будет обязательно. И дело не в содержании референдума. Если двухпалатный парламент, то это будет большая проблема для Партии регионов. Во всем мире в одной из палат концентрируются реальные интересы. Двухпалатным парламентам тяжелее, чем однопалатным. Попробуйте провести два выездных заседания. Технологически это очень трудно.
— Возможно, референдум все-таки состоится после саммита в Вильнюсе?
— Я не думаю, что окружение Януковича понимает, насколько трудным у них будет диалог с Западом. Они хотят, чтобы Запад воспринимал их такими, какими они есть. Дело же не в антидемократичности Администрации Президента Януковича, дело в том, что Запад должен проглотить легитимацию нового олигарха – Семьи. Естественно, Запад сделать этого не может.
Автор
Иван КапсамунSection
Политика