Кропивницкий. Битва за Устав
Местные активисты взялась за разработку нового документа территориальной громады города. Каковы шансы?Устав территориальной громады очень загадочный и интересный документ. Его якобы признают главным документом, которым должны руководствоваться и общество, и власть, который должен определять правила жизни в городе, городке или ОТГ. Но в то же время Устав почти не описан в законодательстве. Он просто должен быть... и точка.
Возможно, именно несовершенство законодательства в этой сфере посодействовало тому, что 99% уставов украинских городов — неработающие, несовершенные, антиобщественные и иногда противоречат не только Законам Украины, но и Конституции.
Активисты из Кропивницкого, представители «Ассоциации политических наук» решили, что общество все же заслуживает адекватного главного документа, и взялась за разработку нового Устава территориального общества города.
Зашли очень издалека. Сначала были изучены уставы всех областных центров Украины. Составлены сравнительные таблицы, выявлены общие ошибки и уникальные нарушения, найдены лучшие практики. Кроме того, как будто по цепочке была раскрыта целая вереница других проблем. Это и незаконность действующих уставов в городах, потому что они банально не зарегистрированы в органах юстиции. Это и закрытость власти, которая так и не научилась придерживаться Закона «О доступе к публичной информации». И, что самое удивительное, безграмотность тех, кто продуцирует нормативно-правовые акты в нашем государстве.
Чего только стоит должность «заместитель председателя секретаря», которая удивительным образом появилась в Уставе тогда еще Кировограда. Или, например, 4-летняя каденция городского совета, в то время как в Конституции черным по белому записано, что выборы происходят каждые пять лет.
Почему так? Нынешний Устав принят в 2006 году и 36,6% его содержания — это дублирование законодательства. С того момента всего лишь один Закон о местном самоуправлении менялся 79 раз, а изменения в Устав города не вносились. Таким образом, по состоянию на 2017 год устав громады не соответствует даже Главному Закону страны.
Есть в действующем уставе также ряд положений, которые просто невозможно выполнить, например — собрать Общее собрание. Для этого в одном месте нужно собрать 50%+1 житель города (а это около 115 тысяч человек) да еще и обеспечить им возможность тайного голосования. Такое количество людей не сможет вместить даже стадион «Маракана» в бразильском городе Рио-де-Жанейро...
Почти недоступной для использования гражданами является процедура местной инициативы (это форма волеизъявления членов территориальной общины путем инициирования рассмотрения советом любого вопроса местного значения). Так, для рассмотрения местной инициативы необходима поддержка 10% общего количества избирателей, то есть 18 тысяч подписей.
На практике процедура должна быть доступной для решения проблемы жителей одного дома или квартала. Однако такому количеству жителей проблема чужого дома вряд ли будет интересна. Проведя эксперимент, активисты АПН выяснили, что только для сбора подписей рядовым кропивничанам понадобится около трех месяцев, а за это время их проблема может стать уже и не актуальной.
Еще одна проблема нынешнего Устава в том, что положение об электронных петициях, которое является его неотъемлемой частью, так и не зарегистрировано в органах юстиции, а следовательно, не действует. В соответствии с действующим Уставом, для рассмотрения петиции необходимо собрать 450 голосов. Но поскольку эта норма не зарегистрирована, она не действует, и гражданам нужно собрать всего 250 голосов, как это рекомендовано Законом «Об обращении граждан» для городов с населением от 100 до 500 тысяч.
Активисты призывают активную общественность города, демократически настроенных депутатов городского совета поддержать разработанный ими устав. Проект Устава и положений, которые являются его неотъемлемыми частями, изложены на сайте АПН в виде петиций к местной власти. Все эти проекты документов прошли экспертную оценку авторитетных научных работников и соответствуют рекомендациям Всеукраинской коалиции «Прозорі ради».
Среди нововведений, которые предлагаются, — расширение права общества в управлении местными финансами, а именно:
• ведение открытого реестра коммунального имущества;
• проведение бюджетных слушаний перед представлением проекта бюджета на рассмотрение горсовета;
• внедрение практики публичной отчетности о результате использования средств городского бюджета.
В новой редакции Устава предлагают предусмотреть пункт об обнародовании на сайте горсовета информации, касающейся бюджета, перечня объектов коммунальной собственности, перечня земельных участков, которые находятся в коммунальной собственности, договоров с перевозчиками и еще 40 пунктов, связанных с доступностью информации.
Что интересно, за принятие новой редакции устава уже высказались представители большинства фракций горсовета — как провластных, так и оппозиционных.
«Я считаю, что наша с вами задача — принять предложения и наработки общественных организаций, чтобы работа городского совета не выходила за пределы правового поля и максимально отвечала интересам общества», — отметил депутат фракции партии «Наш край» Олег Краснокутский.
«Наша позиция, и моя личная, и фракции «Батьківщина», всегда заключалась в том, чтобы Устав города был прозрачным, открытым и максимально удовлетворял интересы граждан. Я думаю, мы все за то, чтобы изменить Устав территориальной общины и принять все предложения коалиции «Прозорі ради». Однако я не уверен, что даже самый лучший устав и самый демократичный регламент будут выполняться представителями нынешней власти», — объяснил свою позицию руководитель фракции ВО «Батьківщина» Александр Цертий.
«Я за то, чтобы была прозрачность и открытость на всех уровнях. Чтобы граждане могли свободно решать свои вопросы. Поэтому я поддерживаю предложения вашей коалиции «Прозорі ради» и считаю, что предложенные изменения к Уставу и регламентам необходимо принимать» — заявила депутат от фракции «Рідне місто» Татьяна Волкожа.
«Наш городской совет не является прозрачным и не является публичным. Нам еще есть над чем работать. Все, что написано в документах, часто просто не применяется на практике. Я благодарна общественности за ее активность и за ее предложения. Мы обязательно их поддержим!», — прокомментировала ситуацию депутат от фракции БПП Валентина Яремчук.
Наилучшим доказательством поддержки предоставленных рекомендаций будут голоса, отданные за новую редакцию Устава города, за новые положения об общественных инициативах, общественных слушаниях, за изменения к регламентам и другие проекты решений, которыми можно имплементировать предложения экспертов на практике. Надеемся, что хотя бы в этом вопросе депутаты большинства и меньшинства найдут понимание, придут в сессионный зал и проголосуют.