Перейти к основному содержанию

Кто разделит ответственность с Президентом?

«Петр Порошенко - волевой человек, но он не мыслит категориями системных изменений и стратегического видения», - эксперт
25 мая, 20:25
ФОТО REUTERS

25 мая 2016 года - вторая годовщина после президентских выборов, которые прошли в Украине. Тогда, в 2014 году, наше государство за три месяца пережило несколько крупных потрясений - расстрел Небесной сотни, аннексию Крыма и начало вооруженной агрессии на Донбассе. Не успев опомниться от этих трагедий, украинское общество должно было сформировать высшую государственную власть. С одной стороны, конечно, необходимо было остановить беспощадный клептократично-бандитский режим Януковича, а с другой - сформировать качественную альтернативу.

Победа Порошенко на президентских выборах была определенным консенсусом различных групп влияния, который сложился после Евромайдана. И голоса избирателей (а это беспрецедентные 54%) нужны были только для того, чтобы узаконить договоренности за закрытыми дверями. Тогда должности получили практически все представители «сцены Майдана»: Порошенко - президент, Яценюк - премьер, Кличко - мэр Киева, Турчинов - секретарь СНБО, Аваков - глава МВД...

Был ли тогда другой выбор для граждан? Еще во время Евромайдана «День» как раз пытался предложить как раз качественную альтернативу и провел ряд круглых столов с участием молодых общественных деятелей, чтобы подтолкнуть к формированию единой политической партии. Однако это им так и не удалось. Поэтому «политический вакуум», который возник после падения власти Януковича, заполнили люди «сцены Майдана».

В предвыборной программе «Жить по-новому», которая за два года стала определенным мемом в экспертной среде и соцсетях, Петр Порошенко обещал открыть кадровую политику и деятельность каждого чиновника и власть предержащего; сохранить парламентско-президентскую форму правления; провести реформу правоохранительной и судебной системы; антикоррупционную люстрацию. Список можно продолжать. По словам экспертов, реальная политика диаметрально разбежалась с обещаниями: произошло сохранение и консервирование старой правоохранительной и судебной системы, парламентско-президентская республика перестраивается в президентскую, кадровая политика остается закрытой.

Второй год президентства Петра Порошенко ознаменовался пока наибольшим количеством политических скандалов с участием главы государства и его окружения. Скандальные выборы на 205 округе с участием члена президентской команды Сергея Березенко, дело «бриллиантовых прокуроров» и публичные распри в ГПУ, резкие заявления в сторону заместителя председателя фракции БПП Игоря Кононенко, политический кризис и назначение собственного премьер-министра Владимира Гройсмана, «протягивание»Юрия Луценко в ГПУ...

Конечно, условия, в которых Порошенко стал президентом, были и остаются очень сложными. Однако он имел главное - поддержку украинцев, которые, возможно, и знали о его небезоблачном прошлом, но все равно верили и надеялись, что трагические события в Украине все-таки могут изменить человека. Как оказалось, не в данном случае - на сегодня огромный кредит доверия сменился таким же большим разочарованием. Президент Порошенко фактически стал продолжателем кланово-олигархической системы времен Кучмы. По сути, нынешний президент сам остается олигархом, ведь обещание продать свой бизнес он так и не выполнил. Конечно, у Президента все еще остается шанс измениться...

Но ответственность за состояние страны лежит не только на главе государства, претензии можно выдвигать и народным депутатам, которые позволяют уничтожать парламентаризм в стране. А также элитам и обществу, которые так и научился выбирать лучших.

«СЛАБЫМИ МЕСТАМИ ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ВРАГ»

Виктория Подгорная, политолог:

- В течение десяти лет мы говорили о необходимости разделить политику и бизнес, но выбрали человека, который является типичным олигархом, который всегда занимался политикой. К тому же украинский менеджмент довольно специфический и отличается от управления западными компаниями. Если предприниматель очень успешный в контексте нашей клептократии, сложившейся во времена Кучмы, то он является частью этой системы.

Во-вторых, бизнес-принадлежность Петра Порошенко является слабым звеном в условиях войны, когда Россия имеет существенные экономические влияния на украинскую элиту и большинство украинских олигархов связано капиталами с РФ. Не является исключением и Президент с его Липецкой фабрикой. Конечно, этими слабыми местами воспользуется для враг влияния на украинскую политику.

Все политические скандалы, связанные с окружением Петра Порошенко, в ГПУ, оффшорная история, политический кризис во время снятия Яценюка и назначение Владимира Гройсмана, продвижение Юрия Луценко и многие другие - это фактически реванш старой системы и подходов. Ценности Майдана не были ценностями Петра Порошенко, который просто воспользовался ситуацией на фоне неудачного политического поведения бывшей оппозиции. Президент во всех направлениях легализует представителей прежней власти и ведет себя как человек, который хочет все контролировать в стране.

Петр Порошенко - волевой человек, но он не мыслит категориями системных изменений и стратегического видения, ведь ему лично это не нужно. Нынешняя система, которая убивает страну, его породила, поэтому он хочет ее сохранить, внедряя косметические изменения. К сожалению, стремление к концентрации полномочий, характерное для Кучмы и Януковича, не дает возможности реализовать хотя бы подготовительные шаги для системных изменений. Прежде всего речь идет о люстрации, которая провела бы водораздел между «старым» и «новым», особенно в правоохранительных органах и судах. Последние два года показали, что Порошенко доводит эту систему до финальной точки.

Это тенденции, которые свидетельствуют о том, что Порошенко не изменит систему и свой алгоритм деятельности, а скорее будет ломать представителей гражданского общества. Третий год его президентства может принести только очередную волну разочарования.

Что касается внешнего восприятия Украины, то за последние полгода на Западе еженедельно выходит статья на тему коррупции в верхних эшелонах украинской власти. Сейчас центральная тема об оффшорах напоминает, что в Украине не происходят реформы и она остается одним из самых коррумпированных государств. Если бы реформы были более решительными и очевидными, возможно, Запад так на нас не давил, но ему надо избавиться от проблемы на Донбассе, поскольку в Украине элита не слишком отличается от российской. Сейчас есть проблемы и с сотрудничеством с МВФ - Украине не дают денег, хотя после Революции Достоинства были обещаны большие суммы. Запад не хочет давать деньги на коррупцию в Украине.

Нам нужен президент с другими качествами, и не просто патриот, а человек, который понимает, куда ведет всю нашу страну. Понимая, что для Украины нет альтернатив, кроме Запада, глава государства должен иметь западный тип мышления, а не постсоветский, который мы видим на примере Порошенко. Это видно в ситуации переговоров с Путиным, потому что очевидно подсознательное восприятие Москвы как «метрополии». Мне до сих пор непонятно, как на Минский процесс можно было делегировать Леонида Кучму и «кума Путина» Виктора Медведчука. Человек, свободный от колониального комплекса, независимый бизнесово и ценностно, вел бы себя иначе, даже в переговорах с агрессором. Но, к сожалению, такие люди не попадают в политическую элиту, так как для них выставлены жесткие фильтры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать