Не прозрачно
Эксперт: «Провал законопроекта № 4288 свидетельствует о том, что у власти нет желания переходить к лояльной по отношению к предпринимателям системе закупок»
В четверг Верховная Рада провалила знаковый законопроект для обороноспособности государства, а именно законопроект №4288 «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны». О принятии этого законопроекта и введении его соответствующих норм просили все — от военных до волонтеров и предприятий, предлагающих стране отечественные, дешевле западных, товары для нужд обороны, которые при этом не уступают им по качеству. Суть этого законопроекта, по словам народного депутата Дмитрия Тымчука, позволяет Минобороны быстро и — главное — прозрачно осуществлять соответствующие закупки. Напомним, что сейчас в частности система ProZorro осуществляет положения Закона Украины «О публичных закупках», который был принят в ноябре прошлого года.
Как объясняет Дмитрий Тымчук «на сегодняшний день у нас в сфере закупок де-юре есть два варианта: либо сделать это через длительную и скучную процедуру тендеров подойдет для кого угодно, только не для армии, которая воют и которой нужно мгновенно удовлетворять возникающие потребности. Либо же проводить их «по переговорной процедуре» (то есть у одного участника — мечта для коррупционера). Законопроект, который был провален, позволяет все это делать и быстро, и прозрачно».
Сейчас в Украине отсутствует закон об особенностях закупок товаров для военных формирований во время вооруженной агрессии, а общий порядок закупок длится 60 дней и не учитывает специфику оборонных закупок. Упомянутый законопроект, как объясняют чиновники и волонтеры, позволил бы:
- установить открытые и понятные правила участия в государственных закупках;
- обеспечить проведение государственных закупок в максимально сжатые сроки;
- минимизировать коррупционные риски за счет внедрения системы электронных закупок данной системы ProZorro;
- предотвратить срыв поставки товаров за счет введения для поставщиков ответственности;
- обеспечить максимально эффективное использование бюджетных средств.
Минобороны предложили осуществлять закупки через электронный аукцион, и для переговоров приглашается поставщик, предложивший самую низкую цену товара, который соответствует требованиям МОУ. Более того, в течение переговоров поставщик может цену снизить. Если поставщик нарушит процедуры закупки или условия договора, то он дисквалифицируется. Сама процедура должна длиться не более 14 дней.
Остается вопрос, почему парламент проигнорировал принятия этого законопроекта. Страна, против которой развязали страшную и циничную войну, за два года потерь жизней и территорий, буксует даже в элементарных, но жизненно важных тактических вопросах. Ответ напрашивается сам по себе — кто-то не заинтересован ни в прозрачности реализации госзаказов, ни в стимуляции появления конкурентов на внутреннем рынке. Не поэтому ли отечественные эффективные предприниматели и волонтеры до сих пор представляют собой параллельную государственной реальность, которая в критическое время фактически заменила целые министерства. А те, кто якобы представляет само государство, далеки от государственных интересов.
«В УКРАИНЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕКОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ДЛЯ КОМПАНИЙ ОБРОННОГО СЕКТОРА»
Валентин БАДРАК, руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения:
— Из-за того, что в Украине создана такая искусственная и паразитирующая структура под названием «Укроборонпром», у нас существует неконкурентная среда для предприятий оборонного сектора, которые находятся в совершенно разных условиях. Я знаю случаи, когда в Украине есть продукция качественная и более дешевая, чем западные аналоги, но закупается все равно иностранная продукция, причем, низшего качества. Такие случаи есть, и они не единичны. Каковы причины этого? Мы давно уже констатировали это, и я могу только вспомнить, что с 2013 года с момента парламентских слушаний есть требование создать вертикаль управления оборонной промышленностью. Это требование есть и в коалиционном соглашении 2014 года, в котором стоят подписи всех участников. Но до сих пор у нас исполнительная власть от управления оборонной промышленностью отсечена. Такое управление фактически осуществляется в ручном режиме, поэтому созданы фактические условия для злоупотреблений. К этому можно добавить, что у нас парламентский контроль равен нулю. У нас есть законопроекты, которые разрабатывались о государственном и частном партнерстве, о военно-техническом сотрудничестве, о создании и производстве военной техники, и еще с десяток подобных документов просто не приняты. Считаю, что в этом случае создана монопольная и непрозрачная для общества, СМИ и профильных аналитических центров ситуация. Причем никаких посылов для изменений не наблюдается.
То, что данный законопроект провален, говорит о том, что будет продолжена монополия на формирование государственного оборонного заказа и оставлены весьма непривлекательные условия для предприятий для выполнения таких заказов, потому что до сих пор у нас существует и постановление под номером 464, которое создал еще тогдашний министр обороны Лебедев. Это постановление не позволяет ставить стоимость продукции выше 15 процентов на расходы для ее производства. На практике новым производителям не выгодно этим заниматься и входить в оборонный сектор. Кроме того, специалисты-промышленники утверждают, что нет никаких условий для возвращения иностранных инвестиций, если они вкладываются в государственные оборонные предприятия, и при этом нет сейчас возможности говорить о наличии у власти признаков к разгосударствлению, реструктуризации, акционированию и приватизации части предприятий.
Section
Политика