Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О синергии нации

Кандидат на высший пост еще до выдвижения и формирования команды должен видеть украинскую национальную идею в архитектуре развития государства
21 июня, 12:24

После статьи Виктора Андрущенко «Украинская жизнь в транзите» («День», 2018, 4, 11 мая) более выразительными видятся привычные императивы трансформационного общества: оно не только переходное, но и все связанные с изменениями трудности надо пережить вместе. Свет в «конце туннеля» знаменует выход из транзита, однако только «вслед за ним — общество устойчивого человеческого развития». И к такому развитию может приблизить «только сплоченная общественная работа креативных, творческих, объединенных людей в единое мощное сообщество — украинский народ».

В транзитном социуме как можно быстрее надо останавливать гонку личных амбиций, победить на войне захватчика, а не любой ценой оппонента; не поменять под себя Конституцию, политический дизайн и т. д.

Все это заставляет задуматься: прогресс возможен без положительного восприятия украинской национальной идеи (УНИ), ее использования как дорожной карты разработки современной стратегии развития Украины, проведения научных изысканий информационно-пространственной, инновационно-инвестиционной ее модели, реализации евроинтеграционных намерений и осуществления перспектив прорыва на пространства цивилизованного мира? Что хуже, девальвация УНИ способствует забвению других максим: упадок наций не в транзите жизни, а разделении людей, потере общенациональных духовно-культурных ценностей. Пути от разделения к упадку не миновать, не объединившись. Сейчас фактически в Украине все партии — лидероцентрические, ни одной идеологической — общенациональной, которая видела бы себя в Украине, а не Украину в себе. Несмотря на то, что она регионально разделена, денационализирована, дезориентирована транзитом, турбулентной экономикой и девиантным поведением псевдоэлит. Зато выгодна для частных интересов и семейных гешефтов олигархата. И уже мало кто думает о панукраинских проектах, международном имидже Украины, поддержке грядущих поколений внутри страны, а в диаспоре — тем более, то есть о развитии украинства как вектора будущей самодостаточной нации.

Это актуализирует насущность разработки идеологических основ стратегии национального государства, которую, приняв в ВР, можно было бы противопоставить злонамеренным спекуляциям украинофобов относительно УНИ; выбора, как справедливо отмечает проф. Андрущенко, идеологии плюрализма или монизма, парламентско-президентского или президентско-парламентского строя, избирательной системы, совершенствованию основных положений Конституции Украины.

Итак, не имея всеукраинской мировоззренческой идеологии; обжегшись на чужой монополии тоталитарных режимов, боимся мыслью прикоснуться к своей Идее как своеобразному обручу национальных сил, еще окончательно не разобщенных; к синергии элит — носителей наших культурно-исторических традиций и одухотворенного интеллекта, творящего добро. Не проработав стратегические составляющие УНИ, будем и дальше проигрывать информационную войну в гибридном противостоянии цинизма захватчика, его преступно-пропагандистского опиума «российского мира», которым поили и дальше спаивают для разъединения и порабощения нас (и не только нас).

Национальная идея — категория, присущая этническим, общественно-политическим формированиям, которые, осознав свою отдельность, стали нациями. Независимо от дискуссий, взглядов и подходов к формированию УНИ нация обязана объединиться и консолидироваться вокруг признания, что исторически процесс возникновения, становления и распространения украинской Идеи пролег от демократической Конституции Пилипа Орлика, Кирилло-Мефодиевского социального лозунга: «Страна без холопа и пана» — через Михновское осознание Украины как национального самостоятельного государства, борьбу УНР, ее воссоединение с ЗУНР и освободительно-боевой клич УПА «здобудеш або вмреш», — до сегодняшних Майданов в защиту евроинтеграционного выбора развития Украины в системе современных мировых держав, за достижение жизненных стандартов и ценностей цивилизованного мира.

Перед руководством, если оно настоящая духовно-интеллектуальная элита, которая не только в предвыборный период традиционно громко дает свои обещания, шокируя публику, а на самом деле хочет и может усовершенствовать четвертьвековою практику государства, — актуализируются прежде всего две основополагающие задачи. Первая: объединить и консолидировать нацию. Без консолидированной гражданской нации построить крепкий фундамент нашего государства, нацелить его на победу, деоккупацию, декоммунизацию или деолигархизацию — невозможно.

Вторая: признать, что фундаментом и сквозным элементом фундамента должна стать широко социализация УНИ — сцементированная на всеукраинских интересах, высоких общественно-нравственных, традиционных духовных и материальных ценностях — соборное независимое государство, его исконный язык, единая Поместная церковь, национальное информационное, образовательное, научное и другое пространства, историческая память, конкурентоспособная экономика, благополучная экология, богатый народ, европейский вектор интеграции, равноправные международные отношения и сотрудничество.

Кандидат на высший пост в государстве еще до выдвижения (самовыдвижения), до формирования команды должен видеть УНИ в архитектуре развития, чтобы затем не спрашивать: какую Украину строить?

Итак, УНИ — это не только программа действий на завтра, усвоение и сохранение достижений прошлого, его исторических, традиционных институтов, но и научно обоснованные, инновационные и интеграционные направления современников в мировоззренческом, мотивационно-ценностном и других духовно-информационных, пространственно-временных измерениях.

Стратегирование — это высший уровень государственного управления, он может требовать принятия новых законов, разработки отдельных программ, стратегий и их информационного, научно-технического и финансового обеспечения. Только трансформировав составляющие УНИ в стратегемы развития, можем ответить на такие вопросы: «Кто я?» и «Что сделал для Украинского государства?». В этом смысле стратегемы                — это генеральные направляющие государства, по дорожной карте которых должны двигаться и самоотверженно работать и человек, и нация, чтобы не уйти (не «помогли» соседи) в небытие.

Только при таком всестороннем учете пакета всех названных (и       не упомянутых) факторов можно правильно выбрать стратегию победы на Востоке, где национальная идея станет ее краеугольным камнем. Этот камень для нас — не специально испеченный агломерат для дальнейшей имперской переплавки во имя возвеличивания нового самодержца; не искусственный пропагандистско-гибридный конгломерат, созданный для расширения господства над другими народами и их эксплуатации, а скалоподобное произведение. И только получив, по И.Франко, качества, присущие развитым нациям, разбив скалу препятствий, в частности соседей, сможем проложить «хоч синам, як не собі» широкий путь в свободный мир. Тогда евроинтеграционные мероприятия, культурно-показательные инъекции будут иметь не только мобилизационное, но и когнитивно-философское восприятие и мировоззренчески-объединяющую направленность.

Итак, соборность — это не только интеграция экономик регионов, но и консолидация народа на уровне духовных, морально-психологических характеристик, внутренне присущих человеку, его сознанию и ментальности. Мы потеряли часть нашей территории, но не уменьшилось чувство соборности украинства. Равно — украинская Украина не дает оснований спекулировать лозунгом: Украина только для украинцев. Такую позицию заклеймил еще Михаил Грушевский, позиционировав демократическую мысль: если ты живешь в Украине и работаешь ради ее блага, ты — украинец. Однако украинскость как эксклюзивное достижение нации нужно не только сохранить, но и развивать в пестром соцветии прогрессивных достижений человечества.

Чтобы из-за межевого положения не утратить свою этническую тождественность, собственный иммунитет (сопротивляемость) противостоять тотально идеологической машине деукраинизации, современному малороссийству, нужно руководствоваться не только человеко-нациоцентрическими ценностями, но и активно использовать колоссальный прорыв цивилизованного человечества в научно-технолого-технической сфере. Таким образом аккумулируются по крайней мере три стратегические направления государства: укрепление соборности народа (территориально-пространственной, когнитивно-творческой, патриотически-синергийной и т.д.), развитие национальной идентичности (культурно-информационной, ментально-культурной и др.) и евроинтеграционные вызовы по достижению высоких жизненных стандартов (условий труда, уровня его оплаты, социальной защиты, медицинского обеспечения, отдыха, спорта и т. д.) через достойное заимствование инсайдерской информации и передового цивилизованного опыта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать