Оккупированный Донбасс. Как быть с гражданами?
Правозащитники считают, что в Украине нет четкой стратегии
25 июня в Киеве состоялась пресс-конференция на тему «Чем грозит блокада Донбасса?». Инициатором мероприятия с привлечением представителей других организаций была общественная инициатива «Восстановление Донбасса». Ситуация вокруг региона породила несколько вопиющих дилемм - блокировать или не блокировать Донбасс? Если блокировать, то как быть с собственными гражданами? В конце концов, кого именно блокировать на Донбассе и как? А еще, чем грозит такая блокада для жителей Донбасса, внутренне перемещенных лиц, которые до сих пор ошибочно называют «беженцами», и вообще для Украины?
Во встрече принимали участие общественные активисты, правозащитники и представители санитарно-эпидемиологических служб. Поднят ряд вопросов. В частности, вопросы защиты прав украинских граждан, гуманитарные вопросы и вопросы безопасности как людей, так и страны. Девальвация же гражданства и является ударом по самой национальной безопасности.
16 июня этого года был обнародован так называемый порядок пересечения линии разграничения на Донбассе, который породил много вопросов о правах граждан. В основном общественность выступила с критикой этого порядка, который фактически внедряет блокировки оккупированных территорий и при этом не решает проблемы прифронтовых земель.
Наталья Целовальниченко, руководитель Луганской правозащитной группы, считает, что пункт 1.6 «Временного порядка пересечения линии разграничения» является антиконституционным. Речь идет о пункте, который фактически запрещает гражданам Украины пользоваться регулярным пассажирским транспортом. Наталья Целовальниченко видит в этом пункте коррупционную составляющую. Фактически мы имеем условия для создания разных коррупционных схем, а не решение вопроса отношений с боевиками. Зарабатывают на пенсионерах и всех тех, кто не имеет возможности на собственном транспорте пересечь линию разграничения, все - от водителей, которые договариваются с обеими сторонами и спекулятивно повышают цены на проезд, до тех, кто «крышует» эти схемы наверху.
Наталья Целовальниченко не понимает, как так произошло, что в официальном документе значится слово «беженцы», то есть термин, который может применяться только к гражданам других стран. К этому можно добавить и термин «контрабанда», который используется в сфере пересечения межгосударственных границ. Случайны ли такие «ляпы», или кто-то уже считает Донбасс, как и Крым, землями другой страны? Все это опасные термины, которые коррелируют со спекулятивными определениями наподобие «пенсионный туризм». Кстати, сейчас, на оккупированной территории от системы пенсионного обеспечения были отрезаны 230 тыс. граждан. Причем это, как правило, те незащищенные слои населения, которые физически не имели возможности добраться до освобожденной территории для того, чтобы зарегистрироваться переселенцем. Зато есть множество фактов, когда те, кто всячески поддерживал сепаратистов, спокойно выезжают в Харьков, Киев и другие города для получения пенсий. Напомним, что еще ни с одного показательного сепаратиста не сняты звания «заслуженных журналистов», «почетных граждан» и другие. Они до сих пор пользуются соответствующими льготами и надбавками, продолжая в Луганске проклинать «хунту».
Руководитель общественной инициативы «Восстановление Донбасса» Елена Петряева отметила прежде всего гуманитарные вопросы, ведь сейчас на оккупированную территорию фактически нет никакой возможности завести соответствующие медикаменты. Многие международные организации, в частности «Красный крест», отказались ехать на оккупированные территории. Правда, здесь надо уточнить, почему именно эти организации сократили свои отношения с упомянутыми территориями. Напомним недавний случай в Донецке, когда офис одной международной гуманитарной миссии был уничтожен боевиками, а ее представители были сначала взяты в плен и затем изгнаны. Боевики объяснили свое поведение классически: все международные организации являются агентами «агрессора» США. Так или иначе, Украина в Донбассе имеет не только очаг сепаратизма, но и потенциального распространения эпидемий. СПИД и туберкулез не знают границ и блокпостов. Напомним, что на Донбассе сейчас находятся шесть тысяч больных СПИДом.
Вопрос обеспечения граждан на оккупированной территории стоит еще и в плоскости признания России агрессором. То есть, если мы и мир официально признаем Россию оккупантом, то обязательства по содержанию этих территории ложатся на РФ. Если же мы продолжаем АТО, борясь с террористами, тогда такие обязательства полностью лежат на Киеве. Пока же видно, что в Украине нет четкой стратегии по отношению к Донбассу. Более того, некоторые шаги официального Киева противоречат логике территориальной целостности страны.
В то же время СБУ совместно с Государственной пограничной службой работают над оптимизацией прохода через линию разграничения, ведь сейчас есть проблема, когда на блокпостах накапливаются огромные очереди. Пребывание в таких очередях продолжается в среднем 10 часов, а это не только проблема антисанитарии (например, нет элементарного подвоза воды), но и фон для провокаций, ведь в такое скопление людей иногда попадают мины.
СБУ для этого предложило увеличить количество контролеров в пунктах пересечения. По инициативе СБУ на днях состоялось заседание рабочей группы с участием специалистов Государственной фискальной службы, МВД, пограничников, народных депутатов, общественных деятелей и правозащитников. Службой безопасности предложена система электронной регистрации перемещенных граждан вместо нынешней бумажной, которая должна заработать уже с 7 июля.
Сейчас есть много спекуляций по определению слова «блокада», что умело используется пророссийскими СМИ. При этом остается двойной подход - мы не блокируем оккупированный Донбасс, но не блокируем отношения с Россией. Фактически мы просто имеем фон для коррупционной составляющей с очередями на блокпостах. Вместе с тем коллаборационизм с боевиками продолжает процветать. Эта двойная логика только обнажает сложность ситуации и требует всячески деполитизировать эту тему. А еще стоит добавить к фразе «мы торгуем или воюем» еще одно высказывание - «мы зарабатываем или освобождаем».
Section
Политика