Особенности национальной психологии
На днях Фонд «Демократические инициативы» опубликовал результаты исследования «Ко Дню независимости: что украинцы думают об Украине».
Оказалось, что 60% населения считает себя прежде всего гражданами Украины, еще для 22% главным является идентификация с городом или селом проживания, а для 7% - с регионом проживания. По областям определения первичности своей идентификации с гражданством существенно преобладает региональное самоопределение с местом и регионом проживания прежде всего на Западе, Востоке и в Центре. На юге общенациональная идентификация лишь немного превышает местную. На подконтрольной Киеву части Донбасса всеукраинская и локально-региональная идентификации остаются примерно на одном уровне.
По мнению доктора психологических наук Елены Блиновой, социальную идентичность нужно рассматривать как систему, имеющую сложную многоуровневую конфигурацию. А именно - три условных уровня. Во-первых, базовые идентичности, являющиеся наиболее устойчивыми, доминирующими и меняющимися, как правило, только в условиях значительных социальных трансформаций. Во-вторых, локальные идентичности - вариативные, они меняются достаточно часто. В-третьих, ситуативные идентичности - кратковременные, связанные с конкретными ситуациями.
Процесс идентификации личности может происходить полно и гармонично с явно выраженными положительными эффектами отождествления, а может протекать сложно и дискомфортно, особенно если личность находится в трансформационных или жизненно неопределенных ситуациях. Например, в современной Украине «размываются» условные границы между украинской гражданской идентичностью и территориальной региональной идентичностью, что приводит к «идентификационной спутанности» и способствует укреплению старых стереотипных представлений и появлению новых стереотипов относительно своей и «других» социальных групп.
ОБРАЗНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Геополитические ориентации населения в течение времени существенно менялись, особенно в 2014 году. В 1998 году положительно относились к присоединению Украины к союзу России и Беларуси 61%, отрицательно - 21%. Это положительное отношение изменилось на противоположное в 2014 году: «за» стало 24%, «против» - 51%. Негативным оно осталось и в 2016-м: 57% к 25%.
Меньшие изменения претерпело отношение ко вступлению Украины в Европейский союз. Наибольшую поддержку вступление в Евросоюз имело в начале проведения опроса в 2000 году - 56% при лишь 10% тех, кто был «против». Далее поддержка членства в ЕС падала, достигнув минимума в 2013 году, а в последующие годы росла, и сейчас составляет 48%.
Отношение ко вступлению в НАТО претерпело наиболее радикальные изменения: в 2000 году негативно к этому относились 33,5%, положительно - 25%, а 41,5% определенного отношения не имели, далее отношение резко менялось к худшему, причем максимально негативным оно было в 2006 году. После 2013 года ситуация резко изменилась: позитивное отношение возросло, а отрицательное уменьшилось с 54% до 35%, в 2015 году количество сторонников членства Украины в НАТО почти на 10% превосходило противников, однако в 2016-м процент сторонников и противников снова сравнялся: 38 % к 38%.
Социальный психолог Вадим Прокопенко отмечает, что геополитический образ страны является одним из наиболее определяющих факторов гражданской идентичности у студенческой молодежи. Ученый подчеркивает, что психологическая составляющая географических, геополитических и социальных представлений личности о стране базируется на проекции территориальных и географических «страновых» характеристик, а также на закрепленных в сознании культурно-исторических традициях, экономических и политических интересах страны.
Социальные представления студентов о своей стране основываются на присутствии геополитического образного пространства в обыденном сознании человека. Образного пространства, которое влияет на формирование направления гражданской идентичности современного студенчества. Не имея общего геополитического вектора социальных представлений о своей стране, гражданская идентичность является незавершенной.
Геополитический образ страны связан с ощущением собственной территории, несет в себе социокультурные и самобытно-исторические архетипы и проявляется в чувстве собственной границы, индивидуальной территории, индивидуального пространства, а также в отношении граждан к символике, природно-географическим и бытовым условиям, экономическим особенностям и культурно-историческим достижениям своей страны.
Особенности гражданской идентичности современной молодежи заключаются в актуализации социальных представлений на собственной европейской идентичности, что, в свою очередь, вытесняет из сознания национальные черты. Вследствие многовекторности представлений о своей стране возникает незавершенность собственной национальной идентичности среди студенческой молодежи. Это порождает актуальность поиска психологических факторов воздействия на духовное и культурное состояние современного украинца, изучение его современных национального характера и сознания, исторических ценностей, традиций и национальных идеалов.
ФАКТОРЫ КОНСОЛИДАЦИИ
Украинцы выделяют несколько факторов, которые на равных объединяют людей в стране: вера в лучшее будущее, недовольство властью и общие трудности жизни. В 2015 году наиболее весомым объединительным фактором общества в общественном мнении были «патриотические чувства гражданина Украины». В 2016 году на этот фактор указали 23%, однако это все же существенно больше, чем во все предыдущие годы. Среди наименее значимых объединительных факторов оказались «язык общения», «религия»,«политические взгляды»,«национальная принадлежность».
Понятно, что максимально объединить украинский может определенная национальная идея. По этому поводу исследователи А. Ротовский и Ю. Штепа выделяют две основные конструкции построения общеукраинской идеи и способы их проявления в жизни.
Во-первых, это - стержневая конструкция. Национальная идея представляет собой мощную цель, вокруг которой концентрируются ресурсы. Это своего рода средоточие для штурвала корабля - государства административного типа. Она позволяет придерживаться фиксированного курса независимо от обстоятельств, однако в критических штормовых ситуациях, при превышении уровня устойчивости, она может сломаться. Тогда кораблю грозит гибель.
Во-вторых, это - осевая конструкция. В этом случае общенациональная идея должна быть осью государства демократического типа, вокруг которой вращаются ценности и интересы различных этнических групп, проживающих на территории страны. Данная модель позволяет находить собственный интерес и создает возможности для развития и реализации всем - от индивида к группе и, наконец, к национальной общности. Такая система не статична, она способна разрастаться, а при возникновении внутреннего напряжения - легко перестраиваться.
Украина - многонациональное государство, и украинцы по своей сути индивидуалисты, которые ориентируются на свои интересы, но также поддерживают и государство, способное обеспечивать их возможности в самореализации. Таким образом, раскрытие потенциала людей, живущих здесь, должно быть первоочередной задачей общества самодостаточных, зажиточных, успешных людей - основы счастливой нации, которая сможет занять достойное место в мировом сообществе.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Основными чувствами, возникающими у граждан, когда они думают о будущем Украины, в 2016 году оказались надежда, тревога, страх и оптимизм. Ощущение надежды и тревоги превалируют во всех регионах, кроме Востока. Надежду отмечали чаще на Западе, Центре, Юге и Донбассе, а на Востоке больше чувствуют тревогу.
Временная динамика показывает, что за период проведения мониторинга по этому вопросу (с 2005 года) наиболее «оптимистичным» годом ожиданий был 2005-й, а наибольшую «безнадежность» люди чувствовали в 2013 году.
Жизнедеятельность человека зависит от социально-психологического фактора устойчивого сообщества людей, исторически сложившегося на основе общей экономической, социальной, культурной, бытовой жизни, территории, языка, то есть нации. Особую роль здесь играет также и религия.
Украинское православие - нейтральное к политике - несет в себе экстравертивный характер (сочетание с жизнью, приспособление к ее потребностям). Мы проникнуты более этическим духом христианства, чем возможностью утверждения с его помощью государственной власти. По И. Вишневскому, религия - это духовное содержание жизни личности.
Вообще считается, что украинской нации присущи такие особенности: преобладание эмоций над волей и интеллектом, легкая вспыльчивость и быстрое успокоение, сентиментальность, чувственность, лиризм, выраженные в эстетизме народной жизни и обрядовости, свободолюбие личности, являющееся условием демократии, но в то же время эгоцентризм, стремление к личной свободе без надлежащих устремлений к государственности и анархический индивидуализм, то есть наибольший враг единения.
Украинский педагог Григорий Ващенко в работе «Воспитательный идеал» дал обзор развития украинской умственной культуры, по уровню которой украинцы считаются передовым народом в Европе. Он выделяет такие особенности украинского народа: склонность к синтетическому мышлению, которое является важнейшим условием творчества; народ богат красотой и силой чувств; опрятность, вежливость, гостеприимство, высокое моральное состояние; половая нравственность. Причина несчастий украинцев - недостатки нашей воли, деформированной усилиями наших поработителей. Украинцы - индивидуалисты с элементами аристократизма.
В неблагоприятных условиях политико-общественной жизни индивидуализм украинцев превращается в эгоизм, замыкание в себе, пренебрежение интересами Украины. Формы этого эгоизма - карьеризм, ренегатство, амбициозность мелочного характера. Длительное отсутствие государственности притупило чувство гражданина, хозяина своей страны.
Нужно понять, какие черты украинской психики следует рассматривать как положительные, а какие - как отрицательные. Положительные черты мы должны упорно культивировать, а отрицательные - ежедневно преодолевать. Все, что перенимаем у других народов, следует пропускать сквозь призму или фильтр интересов и психологии своего народа. Все мы вышли из прошлого, всем нам суждено будущее.
Section
Политика