Переговоры — новые. Лица — старые
Эксперт: «Нам придется иметь дело с российским дьяволом, так зачем на авансцену выводить еще и украинского дьявола из политического прошлого?»Минск станет площадкой для разрешения украинского кризиса. Звучит странно. Президент Украины Порошенко предложил — Президент Беларуси Лукашенко согласился. 31 июля состоится заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе при участии второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России Михаила Зурабова и представителя ОБСЕ.
«Нельзя ли больше разъяснений о позорном составе контактной группы? Почему Кучма без своего главы администрации Медведчука? И почему эти фамилии вообще звучат после уже второго Майдана? Есть ответ у хорошего человека Валерия Чалого?!.» — написала главный редактор «Дня» Лариса Ившина в «Фейсбуке». Мы связались с Валерием Чалым, но заместитель главы Администрации Президента отказался комментировать ситуацию, сославшись на отсутствие времени.
От этого количество вопросов только увеличивается. Можно допустить, что это тактический ход Порошенко для того, чтобы не обвинили в отсутствии желания идти на компромиссы и разрешать проблему мирным путем. Параллельно даже было заявление госсекретаря США Джона Керри о том, украинская власть готова к взаимному прекращению огня на востоке страны.
Однако мы это уже проходили. Украина в одностороннем порядке прекращала огонь на Донбассе, и это не имело никаких результатов. Точнее, результаты были, но не в нашу пользу. Во-первых, такая тактика стоила стране десятков человеческих жизней, во-вторых, она лишь усилила террористов, которые воспользовались возможностью для вооружения и пополнения своих рядов.
А самое главное — помнит ли кто-то о каких-то достижениях переговорной группы, которая собиралась несколько раз в прошлом месяце? Там были те же — Кучма, Зурабов. Правда, вначале принимал участие и Медведчук, но потом куда-то исчез. Как кто-то написал в соцсети: «Есть Зурабов, который представляет Россию, а есть Медведчук, который представляет Путина». Хотя, как удачно подметил в ФБ бывший советник Путина Андрей Илларионов, там все участники переговоров представляют Путина. Так кто же защищает украинские интересы?
Безусловно, переговоры нужны, но не в таком составе. Неужели критика со стороны общества не учит? «Возвращение Кучмы в публичную политику — это усиление позиций Путина и позор для Украины, — пишет на своей странице общественная активистка Анна Гопко. — Кто довел страну до оранжевой революции, Майдана, уничтожения армии в Украине, открытия границ?.. На таких переговорах должны быть люди «неуязвимы». Неужели люди на Донбассе воспринимают Кучму и эту компашку?»
Возможно, недовольство общественности и стало одной из причин отсутствия в дальнейшем на переговорах Медведчука, однако это ничего не означает, если там и дальше находится Кучма. Как ни как он представляет официальную украинскую власть. «Переговоры на Донбассе — это политический прагматизм, ведь история дипломатии никогда не была чистой, — комментировала «Дню» предыдущие переговоры политолог Виктория Подгорная («День» № 119 за 3 июля 2014 г.). — Но проблема в том, что это — «подковерная» игра Президента, которая становится его методом».
«Кучма — политический пенсионер, — продолжает Подгорная. — Он исполняет неприятную для себя роль, которую заслужил всей своей жизнью, — ведет переговоры с террористами. Возможно, это было сделано со стороны Порошенко, чтобы не привлекать к процессу серьезных и адекватных людей, иначе это было бы легализацией боевиков». Возможно, но ответственность теперь лежит на действующем Президенте.
КОММЕНТАРИИ
«ИНТЕРЕС РОССИИ К УЧАСТИЮ КУЧМЫ В ПЕРЕГОВОРАХ СВЯЗАН С СЕНТИМЕНТАМИ ПУТИНА, ВЕДЬ ОН ЕГО ПОМНИТ КАК УПРАВЛЯЕМОГО»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики:
— Однозначной позиции относительно этих переговоров быть не может. С одной стороны, в публичном дискурсе существует мнение, что стоит вести переговоры хоть с дьяволом, чтобы наконец в Украине возобновился мир и покой. С другой — уже достаточно того, что нам придется иметь дело с российским дьяволом, зачем же тогда на эту переговорную авансцену выводить своего дьявола из украинского политического прошлого? Речь идет о Леониде Кучме — лице, причастном к провоцированию первого Майдана, косвенно причастном к провоцированию второго Майдана, причиной которого была реакция на олигархически-коррумпированный порядок, цементировавшийся именно на протяжении двух его президентских сроков.
Такой человек должен был бы наблюдать за сегодняшними перипетиями издалека, в политических коридорах. Хотя это уже вопрос к правоохранительным органам, потому что мы знаем, к каким скандалам был причастен Кучма. В уголовных делах, возбужденных против него ранее, не время ставить точку. Человек с таким бэкграундом уполномочен Президентом Украины отвечать за судьбу целой страны, даже стабильность на всем европейском континенте. Поэтому такое представительство минимум сомнительно. Думаю, это была одна из просьб российской стороны. Возможно, это и заставило Порошенко идти на такой компромисс.
Интерес России к участию Кучмы в переговорах связан с определенными сентиментами Путина, ведь он его помнит как лояльного и управляемого. Ведь именно в его времена Украина была загнана в тупик, изолирована, и Кремль мог делать здесь все, что ему заблагорассудится. Если бы не здоровые политические силы в тогдашней власти, то вряд ли бы удалось Украину спасти от втягивания в единое экономическое пространство, например. Кстати, не исключено, что Медведчук мог порекомендовать Петру Алексеевичу участие Кучмы. Потому что все-таки Леонид Данилович был непосредственным патроном у главы администрации Виктора Медведчука.
Этот формат переговоров выглядит очень фантасмагорически. С одной стороны, мы понимаем, что ключ к решению и стабилизации лежит в Москве. Если бы Путин захотел, то войны бы не было. Вести переговоры с какими-то виртуальными десятыми представителями Путина, которые ни на что не влияют и ничего не решают, в принципе, неуместно. Здесь много вопросов. ОБСЕ, которая выполняет функцию наблюдателя, тоже по рукам и ногам связана определенными обязательствами и деструктивной ролью России в этой организации. С другой стороны, сомнительные персоны представляют украинскую власть. Более-менее логичной персоной за этим столом выглядит Зурабов.
Мы видим, что Беларусь пытается балансировать, сидя на двух стульях этого кризиса. Лукашенко особенно не поддерживал режим Януковича, хотя он и не был счастлив от Евромайдана, однако вполне осознавал, отчего это произошло. Он говорил, что признает легитимной власть в Киеве после свержения Януковича. Однако это неоднозначная поддержка. Во время голосования на заседании Генеральной ассамблеи Беларусь фактически поддержала аннексию Крыма и российскую позицию. Но Лукашенко, как никто другой на постсоветском пространстве, понимает всю неадекватность и агрессивность нынешней российской верхушки. Это тоже его подталкивает к ведению диалога с Украиной.
Нужно осознавать, что одно время (2008—2009 гг.) Лукашенко пытался возобновить диалог с западными странами, в частности с ЕС. Частично у него это выходило. Мостиком для этого налаживания было руководство Украины. Не исключено, что Лукашенко где-то мечтает о возобновлении сотрудничества со странами Европейского Союза, поддержав ныне Украину. Частично можно видеть, что в экспертном сообществе ЕС ныне несколько меняется отношение к Беларуси. Если раньше эта позиция была однозначна — «с диктатором мы не работаем», то ныне все изменяется, потому что вопросы безопасности становятся более приоритетными. На первый план выходит агрессор Путин, который дестабилизировал ситуацию намного больше в регионе, чем присутствие диктатуры Лукашенко. Это тоже может служить определенным фактором размораживания отношений с Беларусью, будут искать определенные точки соприкосновения с белорусской властью, чтобы, соответственно, спасать и эту страну от негативного влияния нынешней российской верхушки.
«ФАКТ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ПЕРЕГОВОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО НУЖНО ИСКАТЬ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ НА ДОНБАССЕ»
Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:
— Факт проведения таких переговоров является необходимостью, потому что нужно искать выход из ситуации, которая сложилась на Донбассе. Исключительно военный выход на сегодняшний день является наиболее эффективным и близким к завершению, но он может оказаться не таким простым и очевидным с учетом всех факторов. Ведь есть большая донецкая агломерация, и те средства, которыми достигались результаты на предыдущем этапе АТО, могут стать неэффективными. Кроме того, есть целый пакет вопросов, по поводу которых нужно вести переговоры и общаться с кем-нибудь. Ведь решать нужно достаточно конкретные вещи — освобождение заложников, создание коридоров, доступ к месту падения Боинга и тому подобное.
Параллельно с этим происходят достаточно знаковые события: по свидетельству многих людей, в том числе официальных, зону противостояния покинули все лидеры террористов-сепаратистов, которые представляли Путина и спецорганы России. Из информационных сообщений так и не понятно, кто будет представлять террористов, ведь уже давно не видели Гиркина, выехал Бородай, Безлер, Пушилин. Это может свидетельствовать и об изменении тактики российской стороны, и о договоренностях и пути к разрешению этого кризиса по какому-то согласованному графику.
Из официальных сообщений вытекает, что президент Беларуси согласился на предложение украинского Президента провести переговоры в Минске. Для Беларуси здесь нет угроз — лишь одни плюсы, ведь она в результате приобретает большую респектабельность на постсоветском пространстве. С другой стороны, это удобно в имиджевом плане для российской стороны, но и для Украины это также выгодно в плане сохранения отношений с Беларусью в ходе войны с Россией. Для Запада это неплохая площадка, ведь она позволяет в какой-то степени интегрировать Беларусь в европейское безопасностное пространство.
«ПОРОШЕНКО БЕСПОВОРОТНО ДОЛЖЕН ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЮБЫХ «УСЛУГ» КЛАНОВ, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КЛАНА КУЧМЫ — ЛИТВИНА»
Александр ЕЛЬЯШКЕВИЧ, народный депутат Украины ІІ и ІІІ созывов:
— Порошенко не должен опираться на олигархов и на скомпрометированных и циничных политиков, на своих бизнес-партнеров и на некомпетентных и алчных бюрократов, на пиар-консультантов и политтехнологов, создающих имитацию реформ и жизни по-новому. Он решительно и бесповоротно должен был отказаться от любых «услуг» кланов, и в первую очередь клана Кучмы — Литвина. Слишком дорогой ценой обходятся эти «услуги» украинскому народу.
Каждое участие отца-основателя преступной системы Кучмы — Януковича в переговорном процессе или круглых столах — несмываемый позор для Украины и очередная огромная ошибка Петра Порошенко. И Путин, и террористические формирования получают дополнительные рычаги воздействия для дестабилизации в нашей стране. Кучма полностью зависим от российской стороны и лично от президента Путина. Еще 10 лет назад Леонид Данилович передал им «в распоряжение» и личные, и государственные тайны и непосредственно свою команду. От бывших главы МВД Белоконя и первого зампреда СБУ Сацюка и даже своего главного завхоза-руководителя ДУСи Бакая до своего главного администратора Виктора Медведчука, который официально получил титул кума Путина. Теперь, когда и ростовский беженец — главный ученик и приемник Кучмы — Виктор Янукович (вместе со своими силовиками) должен ответить за кровавые преступления на Майдане и развязывание жестокой и безумной бойни на востоке Украины, «миротворческая роль» Кучмы фактически подыгрывает террористам и значительно усиливает их позиции. Ведь Кучма тоже причастен к известным всему миру резонансным преступлениям...
Порошенко критически необходимо опираться на огромный потенциал и энергию гражданского общества, на компетентных и порядочных людей, способных реформировать страну и способных защитить её единство и целостность, на тех патриотов Украины, кто на деле проявлял и принципиальность и эффективность. Необъявленная война, экономический кризис и множество других неотложных и грозных вызовов требуют от президента Порошенко не только умения красиво говорить, но и решительно и эффективно действовать каждый день, каждый час. Уже очевидны его управленческие и кадровые ошибки. Времени для их исправлений у него критически мало, но пока оно остается. Все зависит от его выбора и политической воли.
Выпуск газеты №:
№139, (2014)Section
Политика