Перейти к основному содержанию

«Украина без Кучмы»?

«Как ни парадоксально, но он до сих пор остается президентом Украины, просто изменилось имя. Кучмизм никуда не делся», - Владимир ЧЕМЕРИС
09 марта, 21:28

9 марта исполняется 16 лет событиям 2001 года, когда в Киеве прошли массовые акции протеста против тогдашнего режима Леонида Кучмы. Сама акция, которая получила название «Украина без Кучмы», началась еще в декабре 2000 года. Повод - убийство журналиста Георгия Гонгадзе и «кассетный скандал». Так вот, 9 марта 2001 года, в день рождения Тараса Шевченко, в столице собрался многотысячный митинг, во время которого состоялись первые серьезные столкновения с милицией возле Администрации Президента. Отдельные демонстранты были задержаны... Наше внимание привлек пост одного из активных участников тех событий - Владимира Чемериса. У себя в Фейсбуке он разместил много фотографий с тех времен, на которых, в частности, изображены и некоторые политические деятели, находящиеся сегодня на высших ступенях власти. После тех событий в Украине состоялся еще оранжевый Майдан и Евромайдан. Но сделаны ли выводы самими участниками? Каковы уроки для страны? А главное - каков ответ на главный лозунг акции начала 2000 гг.? Говорим с Владимиром ЧЕМЕРИСОМ.

- Прошло много лет, с высоты времени как вы оцениваете тогдашние события? Все ли было сделано правильно? Были ли готовы тогдашние лидеры протестов предложить альтернативу?

- Это была первая именно масштабная акция протеста в новейшей истории Украины. Поводом стало убийство журналиста Георгия Гонгадзе. Но реальные причины носили социальный характер. И это подтверждало то, что сначала вышло 20 тыс. человек, затем 50 тыс., а впоследствии были акции и по 100 тыс. То есть приходили люди, которые, возможно, и не знали, кто такой Гонгадзе. В результате произошла отставка не только Кравченко и Деркача, а самое главное - была окончательно похоронена имплементация кучмовского референдума 2000 г., который мог превратить Украину в деспотию. Хотя главное требование - отставка президента, а на самом деле - изменение системы, так и не было выполнено. Таким образом, социальные противоречия остались, которые с новой силой проявились уже в 2004 году.

На этот раз уже все гораздо более организованно и массово. Политика поставили на сцену и ограничили требования людей до лозунга «Ющенко - так!». В итоге, несмотря на внешнюю победу, все равно наступило большое разочарование. Люди должны были бы понять, что смена президента ничего не изменила по сути - система осталась. В 2013-2014 гг. во время Евромайдана ситуация несколько повторилась, хотя лозунг изменения системы звучал рефреном, опять все закончилось только заменой президента. Только на этот раз цена вопроса была очень высокой - человеческие жизни, а затем и территория страны. Если брать обеспечение социальных прав, то ситуация даже ухудшилась. Таким образом, ни один из майданов пока не решил социальных вопросов. А значит - опасность повторения массовых протестов остается, и последствия, учитывая ситуацию, могут быть еще более трагичными.

- Поэтому и возникает вопрос, который главный редактор «Дня» Лариса Ившина уже неоднократно озвучивала: «почему украинские революции ходят задом наперед»? То есть после каждой «революции» ситуация ухудшается.

- Выскажу свое мнение. Действительно, настоящей революции у нас еще не произошло, потому что революция - это изменение социальной системы. А у нас, особенно на последнем Майдане, доминировали либеральные лозунги. И те активисты, которые были на последнем Майдане, преимущественно пользовались ультраправой риторикой, поэтому они и были обречены влиться в существующие политические проекты, но даже если они и создали бы свою политическую силу, то не отличались бы от существующих политических проектов. Потому что все эти проекты в основном представляют интересы крупного капитала. А настоящих политических сил, которые бы представляли мелкий и средний бизнес, у нас пока нет. Это одна из причин, почему наши революции проигрывают - нет той политической силы, которая бы реально представляла интересы тех, кто выходит на площадь.

- Лозунг «Украина - без Кучмы» до сих пор актуален?

- Да. Когда Кучма говорил, что, мол, вы хотели «Украину без Кучмы», ну вот, сейчас посмотрите, какова Украина без Кучмы. На самом деле Украина так и осталась с Кучмой. И суть тут даже не в том, что он представляет нашу страну в Минске, а в том, что он до сих пор, по сути, остается президентом Украины, просто изменилось имя. Стиль и методы правления Кучмы используются и нынешним президентом, который фактически сосредоточил всю власть в своих руках. Кучмизм никуда не делся.

- Вы говорили, что поводом для акции «Украина без Кучмы» стало «дело Гонгадзе - Подольского». Прошло 16 лет, но точки в этом деле до сих пор нет. По той же причине?

- Вопрос в том, что люди из той системы так и управляют страной. Соответственно, представители правящей политической группы не заинтересованы в привлечении к ответственности заказчиков этих преступлений. И это трагедия.

- Тарас Стецькив в интервью «Хвилі» по «делу Гонгадзе - Подольского» заявил, что «мы тогда попали в ловушку... сыграли в интересах России». То есть опять тиражируется версия от заказчиков в этом деле - мол, это российский сценарий. Причем прозвучало это от Тараса Стецькива, который принимал активное участие в протестах в начале 2000-х. Как прокомментируете?

- Стецькив рассказывал, что покойный Иван Плющ говорил ему, мол, не ходи на эти акции, потому что это «российский сценарий». Я думаю, что здесь стоит вспомнить и тогдашнее так называемое «заявление трех», в котором они (обращение от 13 февраля 2001 года президента Леонида Кучмы, председателя Верховной Рады Ивана Плюща и премьер-министра Виктора Ющенко к украинскому народу. - Авт.) называли участников акций «фашистами». Это было позорное заявление, которым они пытались любыми способами нейтрализовать тогдашние протесты. Тарас прекрасно понимает, что не было никакого российского влияния, но озвучивает... Рассказы о «российском сценарии» - выдумки тогдашнего руководства. Также они, например, рассказывали, что акция «Украина без Кучмы» организована Вашингтоном. Кстати, о врагах извне с канала Кучмы - Пинчука (ICTV) рассказывал тогда Дмитрий Киселев, который сегодня является пропагандистом Кремля. Как ни странно, сегодняшняя власть тоже использует риторику о «руке Москвы» в отношении тех или иных событий или заявлений, даже если в реальности это не так.

- На одном из фото, которое вы выложили у себя в ФБ, стоите вы вместе с нынешним генеральным прокурором Юрием Луценко. На футболках у вас надпись: «Украине - да! Кучмизму - нет!». По вашему мнению, сказал ли «нет» «кучмизму» Луценко, потому что вспоминается, например, известное фото после его выхода из колонии в 2013-м, на котором он приветливо здоровается с Кучмой на его семейном мероприятии - YES? Или, например, сейчас на телеканале Виктора Пинчука ICTV анонсируется программа - «новый формат «без галстука» - проект Леонида Канфера «Ньюсмейкер», которая будет посвящена Юрию Луценко, где он будет рассказывать о борьбе с системой.

- Я не общаюсь с Луценко с 2008 г., когда, будучи министром внутренних дел, он направил спецотряд милиции на рейдерский захват здания, которое, собственно, и было штабом «Украина без Кучмы», то есть на офис общественной организации «Институт Республика». Да и все, что делал Луценко до и после, свидетельствует о том, что на самом деле Луценко всегда был в системе, просто служил разным партиям, пробивая себе дорогу «наверх».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать