Перейти к основному содержанию

Вопросов стало еще больше

Эксперт: «Выступление Виталия Яремы в парламенте дало понять, что у нас нет оснований надеяться на изменения в стране в ближайшее время»
07 февраля, 10:29
Фото Олександра Косарева

6 февраля в стенах Верховной Рады выступил Генеральный прокурор Украины Виталий Ярема. У народных депутатов и общественности уже давно накопилось достаточно вопросов к главе ГПУ. Так, почти через год после расстрелов Майдана не наказаны ни организаторы, ни исполнители этих преступлений.

Представителям режима Януковича — Александру Януковичу, Андрею Клюеву, Виктору Пшонке, Юрию Иванющенко, Александру Клименко, Андрею Портнову — было объявлено о подозрении лишь в конце декабря 2014 года. В суд не было передано ни одного обвинительного заключения по фигурантам «санкционного списка». Перечень недоработок Генпрокуратуры на фоне запросов общества на изменение системы и наказание преступников можно продолжать и дальше. Это послужило поводом для того, чтобы члены фракции «Самопоміч» еще в конце 2014 инициировали сбор подписей народных депутатов за увольнение Яремы с должности генпрокурора.

Так о чем рассказал Виталий Ярема в парламенте? Генпрокурор заявил, что Виктора Януковича подозревают в организации преступной группировки с целью наживы и узурпации власти путем давления на Конституционный Суд и изменение Конституции Украины. «В состав преступной организации входили высшие должностные лица страны, которые на протяжении 2010-2014 годов находились на руководящих должностях в парламенте, центральных и местных органах исполнительной власти», — заявил Ярема.

Генеральный прокурор также озвучил цифру ущерба, который нанес режим Януковича Украине, — около 100 млрд грн, значительная часть из которых выведена за границу. Как сообщил Ярема, в странах ЕС, США и в Швейцарии сейчас заблокировано более $ 104 млн, 122 млн швейцарских франков и € 22 млн. По представлению Генпрокуратуры в украинских банках наложен арест на вклады, ценные бумаги на сумму более 6 млрд грн и $ 2 млрд. Арестовано также имущество бывших чиновников. «Государству возвращено более 500 га разворованных Януковичем и его сторонниками земель стоимостью около 1 млн грн, в том числе Межигорье», — рассказал генеральный прокурор. Он также доложил о своем обращении к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой выдать Украине Януковича с пособниками.

На вопрос же народного депутата от «Самопомочі» Егора Соболева, почему соратники Януковича Сергей Левочкин, Сергей Клюев и Юрий Бойко сегодня заседают в Верховной Раде, Ярема ответил, что у ГПУ нет материалов по их причастности к преступлениям. Генеральный прокурор также отметил, что сейчас наказывать преступников мешает судебная система: «Усилия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям в большинстве напрасны из-за позиции судей. Так, из осужденных в 2014 году 788 коррупционеров, из них лишь 35 получили реальный срок наказания — только 4% — все остальные вышли на свободу».

«Очень грустно после выступления Яремы, — делится с «Днем» председатель парламентской фракции  «Самопоміч» Олег Березюк. — У нас безумное управленческое несовершенство — не господина Яремы, а вообще правоохранительной системы. Генеральному прокурору не стоило сегодня стоять за трибуной, и он это прекрасно понимает. На самом деле у него нет достаточных институциональных сил. Это институциональная несостоятельность, которая делает деятельность любого человека на посту генпрокурора неэффективной », — говорит Березюк. Однако, по словам народного депутата, генеральному прокурору следовало хотя бы намекнуть, какой будет дальнейшая деятельность ГПУ. «Поэтому надо искать человека, который будет «буйным» согласно действующему законодательству. И печально, что из-за того, что кто не способен бороться за изменения, у нас сохраняются те же коррупционные схемы», — подытоживает Березюк.

«ГЕНПРОКУРОР ФАКТИЧЕСКИ ЗАФИКСИРОВАЛ МАСШТАБНЫЕ ФАКТЫ КОРРУПЦИИ В ВЫСШИХ ЭШЕЛОНАХ ВЛАСТИ»
Михаил БАСАРАБ, политолог:

— Выступление Виталия Яремы произвело на меня удручающее впечатление. Это было заявление генерального прокурора, который дал всем понять, что система недееспособна, и у нас нет оснований надеяться на то, что страна в ближайшее время изменится. Это очень важно и знаково, поскольку эта должность в нынешних реалиях является едва ли не самой важной. Мы понимаем, что внутренний враг Украины — это коррупция. А генпрокурор фактически зафиксировал масштабные факты коррупции в высших эшелонах власти.

Вместо того, чтобы рассказать о том, что будет делать ГПУ, чтобы в сессионном зале Рады не находились преступники, имеющие отношение к преступлениям Януковича, он объяснил, почему они там находятся.

Подобные выступления могут посеять в украинском обществе еще больше вопросов и еще больше отсутствие веры в то, что изменения возможны.

На самом деле, Виталий Ярема должен дать ответ на вопрос: «Каким образом он видит выполнение Генеральной прокуратурой своих обязанностей?». Он должен был бы отчитываться о том, какое количество чиновников уже привлечены к уголовной ответственности, относительно какого количества чиновников открыто уголовное производство по факту коррупционных действий. И такое выступление генерального прокурора было бы тогда, если бы его ведомство вело настоящую борьбу с коррупцией как основной внутренней угрозой национальной безопасности Украины.

«Я НЕ УСЛЫШАЛ ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ОБЩЕСТВО СПУСТЯ ГОД ПОСЛЕ МАЙДАНА»

Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова:

— Виталий Ярема сказал очень мало нового. Он говорил только о процессе, но не о результате — с какими сложностями приходится сталкиваться и т. д. Пока что я не услышал ответа на вопросы, волнующие общество спустя год после Майдана. Результаты деятельности ГПУ являются скорее промежуточными, и они характеризуют сам процесс ее работы. А все остальное — лишь оправдание, почему не было сделано то или иное действие.

Однако здесь возникают вопросы к вопросам: «Почему те или иные действия не были совершены, когда они могли дать результат?», «Почему не были уволены должностные лица, которые мешали или препятствовали достичь этих результатов?», «Какие мотивы этих задержек?», «Почему приняты те или иные судебные решения?».

Однако, главный вопрос — почему те или иные действия в отношении лиц, которые подозревались в преступлениях, делались с опозданием, что позволило им сбежать или уйти от ответственности?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать