«Всегда есть предел компромиссу»
Депутат Киеврады Андрей Странников прогнозирует: без бюджета столица будет жить как минимум до конца первого квартала 2013 годаКиевская городская рада не приняла бюджет столицы на 2013 год. Зато депутаты написали «гневное письмо» Президенту, Верховной Раде и Кабинету Министров с требованием пересмотреть финансирование столицы на следующий год. В тексте обращения выражается глубокая обеспокоенность рисками для Киева в связи с принятым Радой госбюджетом-2013. Отмечено, что сумма опосредствованного изъятия из бюджета города в следующем году составляет более 8 миллиардов гривен. «Это непосильная для столицы сумма, что приведет к уменьшению заработных плат, повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стоимости проезда в общественном коммунальном транспорте и росту цен на социально значимые товары», — говорится в письме государственным органам власти.
«День» в телефонном режиме пообщался с участником «событий», депутатом Киевской городской рады, членом постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Андреем СТРАННИКОВЫМ.
— У вас вчера было горячее заседание Киеврады.
— Да. И все из-за одного вопроса — персонального голосования депутатов. Странное дело. Казалось бы, абсолютно естественно голосовать за себя, об этом даже думать никто не должен, но нет. И когда пытаешься привести все в правовое русло, возникают вот такие скандалы.
— Однако «более горячим» является то, что Киеврада не приняла бюджет столицы. Это едва ли не впервые Киев делает такой маневр.
— Всегда есть предел компромиссу, после которого все, что ты делаешь, становится абсолютно несущественным и ненужным. То, что делали с Киевом предыдущие несколько лет, беспринципно воруя по восемь миллиардов гривен ежегодно, как-то тянулось и терпелось. Но то, что приняли в этом году, когда на «выполнение функций столицы» ничего не оставили, то понятно, что Киеврада как представительский орган этого не стерпела.
То, что вчера бюджет Киева был не проголосован и, скорее всего не будет проголосован вообще, — не очень хорошо для киевлян. Но если бы он был принят с теми показателями, которые нам доведены государственным бюджетом, то было бы еще хуже.
Я прогнозирую, что ситуация будет развиваться следующим образом: сейчас мы бюджет не примем, будет сформировано новое правительство, начнутся консультации с ним, и, возможно, по итогам первого квартала, по моим прогнозам, Верховная Рада должна внести изменения в бюджет относительно Киева. Возможно, тогда Киевская городская рада примет свой бюджет.
— Вы уверены, что правительство пойдет на переговоры. По прогнозам экспертов, там не будут много новых лиц. Так можно ли надеяться на новую политику при таких условиях?
— То, что сделали со столицей (имеем в виду госбюджет на 2013 год), — это банальная месть киевлянам за их политический выбор на парламентских выборах. Не зря же Николай Азаров заявлял, мол, посмотрите, что вам сделают те, кого вы навыбирали.
Вряд ли в новом Кабмине найдутся те люди, которые будут любить Киев больше, чем предшественники. Но когда этот эмоциональный накал спадет, то я надеюсь, что власть не захочет, чтобы столица стояла на коленях.
— В варианте, предложенном правительством, столице не хватает средств на что?
— На все. Для сравнения — на программу социально-экономического развития столицы в 2012 году было заложено 1,2 миллиарда гривен, на этот год то, что заложила власть, основываясь на показателях государственного бюджета, — 200 миллионов гривен. Это значит, что финансирование строительства, реконструкций, капитальных ремонтов уменьшено в шесть раз.
Но если говорить глобально, то нас как киевлян возмущает, что у нас отбирают деньги и при этом недофинансируют. Ведь известно, что 50% налога с дохода физических лиц, которые каждый город и село оставляют в своем распоряжении, почему-то в городе Киеве уже два года изымается в государственный бюджет. В год — это 7-8 миллиардов гривен.
— Какое финансирование вы будете запрашивать у нового правительства? Каким должен быть «нормальный» бюджет Киева?
— Идея и желание власти — сделать Киев дотационным. Мы не хотим ничего запрашивать. Мы просто хотим, чтобы нам вернули наши деньги, и не нужно нас «кормить».