Перейти к основному содержанию

Бильбао. Музей Гуггенхайма

Как современное искусство спасло экономику
01 июля, 10:47

Если вам когда-нибудь посчастливится побывать в столице Страны Басков, на Западных Пиренеях, то обязательно зайдите в «Акрополь» современного искусства, не только Испании, а и всей Европы — Музей Гуггенхайма в Бильбао. Своим причудливым видом он уже 19 лет привлекает туристов со всего мира. Своей потрясающей концепцией здание напоминает огромный «корабль», который движется по центру города по реке Нервион, впадающей в Атлантический океан. Каждый год музей принимает более одного миллиона посетителей, которые с восторгом поднимаются на борт этого «корабля».

Несомненно, сейчас музей Гуггенхайма в Бильбао является очень популярным среди туристов со всего мира, следовательно, очень прибыльным. В основе создания музея в 1997 году была политика развертывания, то есть необходимость при любых условиях стимулировать и поднимать национальную экономику. Мировой кризис 90-х годов повлек за собой резкое снижение прироста ВВП Испании, вместе с рядом других финансовых трудностей. Одновременно обострилась проблема безработицы. На тот период, часть безработных в Испании достигла 22% — наивысшего показателя среди стран Европы. Таким образом, во время создания музея, имело место затруднительное финансовое положение в стране. Музей развивался параллельно с испанской экономикой в целом.

Когда в регионе с вековой промышленной специализацией начались разговоры об открытии музея Гуггенхайма, это вызвало общее недоразумение. Казалось, последнее что можно сделать для восстановления экономического баланса города, — построить музей современного искусства. Но мэр города Иньяки Аскуна решил использовать этот проект как импульс изменений и выделил на него 228,3 миллиона долларов из муниципального бюджета. Проектирование музея было поручено канадско-американскому архитектору Фрэнку Гери, что обеспечило сооружению международный интерес. А построила музей фирма Ferrovial.

Городской глава не ошибся. По состоянию на 2011 год музей Гуггенхайма принес Бильбао 3,2 миллиарда долларов.

Музей Гуггенхайма в Бильбао — один из нескольких музеев, построенных благодаря фонду Соломона Г. Гуггенгайма. Здание  было признано одним из наиболее зрелищных в мире в стиле деконструктивизма. Архитектор Филипп Джонсон назвал здание «наибольшим домом нашего времени». Центральный атриум высотой 55 метров напоминает большой металлический цветок, от которого расходятся объемные лепестки, где расположены анфилады выставочных залов для разных экспозиций.

Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».

В музее вы не найдете ничего похожего на то, что выставляют в Эрмитаже или в Лувре. Это невероятно захватывающее место, где господствует таинственный дух современности.

Здесь регулярно проходят выставки. Также есть и постоянная экспозиция в дополнение с инсталляциями, электронными панно и другими объектами современного искусства.

Вокруг музея находятся необычные скульптуры, экспонаты: «Цветочный пес» Джеффа Кунса и гигантский паук Луизы Буржуа. Здание музея наполнено неожиданными сюрпризами. В тихую, безветренную погоду все посетители музея могут стать свидетелями ужасающего, а возможно даже причудливого действа. Здание музея начинает окутывать туман, навеивая всем присутствующим беспокойство и в то же время восхищение. Туман усиливает впечатление присутствия на фантастическом «корабле». Руководство музея и все посетители должны быть благодарны за эти невероятные эффекты Фуджику Накайя, который спроектировал эту специальную установку. Нигде в мире вы не найдете ничего подобного.

После заката солнца над столицей Страны Басков, в музее Гуггенхайма начинается новое захватывающе действо. Включаются огневые фонтаны Ива Кляйна, которые очаровывают поздних посетителей музея. Кажется, что потоки воды бьют прямо из пола, движение струй непредсказуемо и хаотично. Все это «шоу» происходит под аккомпанемент необычной музыки, которая создает неземную атмосферу.

На первый взгляд может показаться, что нет никакой системы в расстановке объектов в музее. Но это не так, здание разделено на четыре отдельных зоны, которые символизируют отдельные направления современного искусства — абстракционизм, кубизм, сюрреализм и футуризм. Самой популярной считается композиция Ричарда Серра. Этот объект напоминает огромную закрученную спираль, в которой любят блуждать туристы. Работа американского скульптора поражает своими масштабами, а вес одной скульптуры составляет приблизительно три тонны.

Строительство музея в 1997 году повлияло на городскую инфраструктуру и создание новых рабочих мест. У Бильбао появилась новая линия метро и аэропорт. Невероятная работа мэра Бильбао Иньяки Аскуни, который превратил рабочий город на севере баскской провинции Испании с высоким уровнем безработицы и регулярными проявлениями сепаратизма в международный центр туризма, поразила всех. В 2012 году независимый фонд City Mayors признал его лучшим мэром мира.

Также выгодным моментом для руководства музея оказалась лента Майкла Эптеда «И целого мира мало» — продолжение франшизы об английском суперагенте Джеймсе Бонде, где действие происходило возле музея. Несмотря на то, что в фильме музей был показан не долго, он успел запечатлеться в памяти зрителей и привлечь их своим необычным видом.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать