ДЕНЬ АФРИКИ
История этого континента — поучительный пример для человечества
Анатолий БАРОНИН, африканист, профессор Национальной академии СБУ, объездил практически весь черный континент, его наблюдения легли в основу главы об Африке в недавно изданном украинском учебнике по этнопсихологии. Итак, что мы знаем об «африканском времени», секрете границ, проведенных под линейку, и загадочной африканской душе?
А ПОТОМ ПРИШЛИ БЕЛЫЕ ЛЮДИ...
— Когда вы работали в Африке, наверное, задумывались, почему судьба стран черного континента сложилась именно таким образом, что они плетутся в хвосте цивилизации?
— Не всегда это было так. Начнем с того, что Африка — колыбель человечества. Останки первого человека были найдены именно там, им как минимум 3 миллиона лет. Это объясняется тем, что жаркий климат наиболее благоприятен для создания homo sapiens. Можно смело говорить о том, что Африка была очагом цивилизации, подобно южноамериканским инкам и другим великим культурам. Европейцы заимствовали у африканцев производство бронзы, португальские короли направляли своих детей и детей аристократов для учебы в царство Заир (нынешняя демократическая республика Конго).
А потом пришли белые люди. У них было огнестрельное оружие, которым не владели в то время африканцы (это сейчас автоматом Калашникова они вполне успешно пользуются). И Африка на 400 лет попала в колониальную зависимость, основном к Англии, Франции и Португалии, в меньшей степени — к Испании и Германии. До 1960 года в Африке было только два независимых государства — Эфиопия и Либерия.
Колонизация изменила национальные черты народов не в лучшую сторону. В бывших французских колониях Дагомея (ныне Бенин), Того, Сенегал я общался с людьми, которые были в стороне от непосредственного соприкосновения с колонизаторами. Это хороший народ, добрый, гостеприимный, остроумный, любознательный, у них есть масса положительных черт. Но вот той части населения (она составляет большинство), которая не пряталась в джунглях, присущи черты характера совсем не добродетельные.
— У вас есть объяснение?
— Колонизаторы внушили африканцам: мы — высшие существа, что-то вроде Бога. Стало быть, нам надо подражать. А вели себя, кстати, далеко не так добропорядочно, как дома. Особенно этим отличались англичане и португальцы. В давнишнем фильме «Пятнадцатилетний капитан», где речь идет об Анголе, похоже показано, как беспощадно поступали португальцы. Белые являли подчас самые негативные черты своего характера: вероломство, наглость, жестокость, надменность, в конечном счете и отразившиеся на характере африканцев. Европейцы- колонизаторы привили им комплекс неполноценности. Это привело к тому, что у них появилось, как реакция, самоутверждение, от которого африканцы только сейчас начинают избавляться.
— А что на другом, позитивном полюсе?
— Прежде всего, это необыкновенное чадолюбие африканцев. Дети для них — это самое дорогое на свете. И чем больше — тем лучше. Мечта, идеал каждого африканца — это большой дом, большая семья и большой автомобиль.
У меня всегда вызывала восхищение их необыкновенная музыкальность. Не у всех, правда. Либерийцам слон на ухо наступил, а ганцы, нигерийцы — поразительно музыкальны. У них женщины легко носят тяжести на голове — будь то килограмм 30 фруктов и овощей или швейная машинка. Если из магазинов слышна музыка, негритянка начинает грациозно танцевать. Музыканты часто не знают нот, но играют просто божественно. Элла Фитцжеральд, Луи Армстронг — это выходцы из Нигерии.
— Насколько восприимчивы африканцы к европейской культуре?
— Их можно сравнить с tabula rasa: что напишут — то и получится. Те африканцы, которые имели возможность получать высшее образование в Европе, выбирали лучшие высшие учебные заведения — Оксфорд, Гарвард, Сорбонну, Кембридж. И порой знают гораздо больше, чем выпускники титульной нации.
— А в новостях проскальзывают сообщения, что в африканской глубинке по-прежнему едят людей.
— Единственная страна, где, насколько я знаю, едят людей, это Сьерра-Леоне. Одно из десятков племен (каждая страна насчитывает десятки, а в Нигерии вообще три с половиной сотни народностей, племен) совершает ритуальные убийства, и, соответственно, съедает жертву. Причем плохого человека не едят. Они считают, что если съедят доброго, хорошего, умного, то все это перейдет к ним. Это религия, правда, отвратительная религия.
ФИЛОСОФИЯ «АФРИКАНСКОГО ВРЕМЕНИ»
— Что представляет из себя обычное среднеафриканское государство, его элита?
— Возьмем, к примеру, Гану. Англичане-колонизаторы привлекали в колониальную администрацию местное население, преимущественно из племени фанти. Нынешний генеральный секретарь ООН, Кофи Аннан, как раз представитель этого племени. Кстати, Кофи называют в Гане мальчиков, которые родились в пятницу.
Фанти, будучи подручными английских колонизаторов, прекрасно усвоили, что такое руководить государством. Более того, превзошли любого европейского бюрократа. Они переняли склонность к волоките, полагая, что это примета цивилизации. Я не видел ни одного документа, который был бы подписан министром или заместителем министра, хотя мне доводилось общаться с большими людьми. Все подписи выглядели так: за помощника старшего помощника заместителя министра такого-то расписывался клерк.
Нормальное для Африки явление, когда секретарь говорит, что сейчас вас примут. А «сейчас» может длиться и час, и два. Причем хозяин кабинета ничего не делает. Этот супербюрократизм изводит. Если же начальнику нужен какой-то документ, он не шевельнется. Вызывает секретаря, чтобы тот подошел к сейфу и дал ему требуемое.
— А как насчет пунктуальности?
— Если вам назначили встречу в 8 часов, то она состоится в лучшем случае в 9, но минута в минуту. Или в 8 часов, но на следующий день. Причем они считают, что прийти вовремя — это невежливо. Не надо на них обижаться, наоборот, вам хотят показать свое уважение. Это знаменитое «африканское время». У них есть «философия времени» — не время создало людей, люди жили без времени, поэтому пусть время состязается со временем. А человек должен созерцать, как это время течет, борется, взаимодействует, противостоит само себе. Вот такого рода своеобразная совершенно необъяснимая философия.
Иногда «африканское время» приобретает странные формы. Допустим, министр едет в командировку за границу. Он разговаривает с провожающими о пустяках, а когда самолет начинает двигаться по взлетной полосе, невозмутимо дает команду вернуться. То же самое и с поездами — поезд будет стоять до тех пор, пока министр не наговорится. Это я расценивал всегда как компенсацию того унижения, которое в них осталось.
ГРАНИЦЫ ПО ЛИНЕЙКЕ
— Известно, что многие африканские страны не в состоянии поддерживать собственные границы. За них это делают западные страны (которые добывают редкоземельные металлы), чтобы знать, кому именно платить денежную компенсацию за полезные ископаемые.
— Считанные африканские страны ныне существуют в границах своего этноса, который проживал на этой территории. Когда происходил передел колоний, границы между странами часто проводили под линейку. Посмотрите на карту — совершенно прямые линии. Это делалось совершенно произвольно, без учета реальных ареалов проживания народов. В результате один народ оказался поделен между двумя странами. Например, народ эве живет в Гане и в Того. То же в Нигерии: ее населяет часть народа йоруба, остальные — в государстве Бенин. Такие границы только мешают, и их игнорируют. Отсюда постоянные межэтнические конфликты, которые возникли с момента независимости этих стран и до сих пор продолжаются.
— А как Украина представлена в Африке? Что-то осталось от влияния советской империи?
— Мне, например, стыдно за внешнюю политику Советского Союза. Я так и не понял, какие это были интересы. Разве что политическое воздействие. Только один пример. Мне довелось общаться с Агустино Нето, (лидер национально-освободительного движения в Анголе и первый президент Анголы). Когда Ангола отвоевала независимость, Нето обратился с просьбой оказать помощь в становлении государства. Причем СССР мог рассчитывать на реальные дивиденды. Но Союз не стал налаживать нефтяную промышленность, поскольку не было опыта в добыче нефти в морском шельфе. За обработку ювелирных алмазов и их реализацию тоже не взялись, поскольку советские специалисты имели дело преимущественно с промышленными алмазами. Отклонили и третью просьбу — помочь в производстве кофе, не воспользовались их замечательными плантациями. О какой помощи и защите интересов может идти речь? Сейчас россияне признают бессмысленность такой непрагматичной политики.
— Украина достойная наследница этого курса?
— Достойная. На мой взгляд, нет продуманной стратегии в налаживании связей. Украина давно сотрудничала с Тунисом или Андоррой, где у нас нет экономических интересов, но только недавно открыла посольство в Нигерии.
— А что нам может предложить Нигерия?
— Нигерия — это ведущая страна в Африке. Ее территория в полтора раза больше, чем Украина, население 104 миллиона. Там есть высококачественная нефть, практически чистый бензин желтого цвета. Нигерия входит в первую десятку по добыче нефти. Никаких усилий для ее добычи не требуется — из шельфа бьет фонтан. Второе место в мире по олову, первое место по добыче драгоценных камней, несметные запасы золота. Второе место в мире по выращиванию кофе. На севере Нигерии, как египетские пирамиды, складированы мешки арахиса (второе место в мире по производству арахиса после Китая). Первое место в мире по производству пальмового масла, из которого делают самые лучшие сорта мыла.
Украине было бы интересно сотрудничать с Ганой, занимающей первое место в мире по производству какао и золота. Недаром англичане называли Гану «золотой берег». Нигерию называли «невольничий берег», Либерию — «перцовый берег», Берег Слоновой Кости — Кот- д’Ивуар. В Сьерра-Леоне идет война из-за алмазов (там сейчас украинские миротворцы). Было бы ошибкой не развивать с ними контакты в разных областях. Думаю, настоящее сотрудничество еще впереди.
Выпуск газеты №:
№38, (2003)Section
Путешествия