Из Херсона в... Олешковскую Сечь
40 минут автобусом + 16 километров на байдарке = заряд бодрости и патриотизма![](/sites/default/files/main/articles/17072013/12herson5.jpg)
Погожий солнечный день. Воскресенье. Две байдарки и четверо молодых людей, желающих приключений... Разве не хороший случай, чтобы отправиться в путешествие по живописным днепровскими плавням? К тому же цель не в том, чтобы просто развлечься, а собственноручно проплыть по уютным водным рукавам к одному из бывших форпостов украинского южного казачества — Олешковской Сечи.
Наш Маршрут №1 начинается с херсонской автостанции на Центральном рынке. Билеты на автобус Херсон — Хуторище, который отправляется каждые полчаса, стоят семь гривен с копейками. 20 минут в дороге и выходим на первой остановке — около бывшего целлюлозно-бумажного комбината в Цюрупинске (когда-то — город Олешки, первое упоминание о котором датируется 1084 годом). К месту водного старта остается совсем немного — несколько сотен метров дикими зарослями.
Наконец добираемся до пригодного берега. Накачиваем воздухом наши байдарки, собираем весла, раскладываем удобно вещи и спускаемся на воду. Занимаем места (опытные — позади, новички — спереди) и отправляемся вверх против течения по одной из левых приток Днепра — рекой Конка. Она встречает нас тихим шелестом стройного камыша, широкими ивами, которые склонились над водой и несколькими рыбалками, которые затаили дыхание над поплавками своих удилищ.
Моего спутника Максима интересует один холм неподалеку от нашего старта. Это урочище выделяется среди окружающего пейзажа и, по мнению Максима, могло служить нашим предкам переправой: как в средневековье, так и в более позднюю эпоху. В целом, Максим уже не один год любит отдыхать активно. А свои маршруты прокладывает через интересные и невероятно красивые места вокруг Днепра. «Проездив по Херсонщине не одну тысячу километров на велосипеде, я начал путешествовать по водным путям, — рассказывает по пути к холму парень. — И не разочаровался. Напротив. Сколько маленьких рек и проток, и каждая — со своим шармом, своей историей. В наших краях проживали разные народы, которые оставили здесь свои следы. Поэтому мои путешествия часто имеют еще и исторически-познавательную составляющую. Узнаю и раздумываю над тем или иным поселком, его названием, основанием».
Отдохнув несколько минут, отправляемся в обратном направлении — вниз по течению Конки. Вдруг замечаем белую цаплю. Она подпускает нас необычно близко, а затем делает показательный плавный полет вокруг, будто бы позволяя сделать серию снимков. Неподалеку вереницей плетется семейство диких уток. Увидев нас, оно пугливо прячется за камышами. На широколистых лилиях «загорают» лягушки. Стремительные насекомые снуют вокруг... Желтый солнечный диск поднимается все выше по безоблачному небу, а наши байдарки подходят к очередному берегу. От него остается около сотни метров до памятного знака на месте существования Олешковской Сечи Славного Войска Запорожского Низового.
— В начале XVIII века запорожцы во главе с кошевым атаманом Костем Гордиенко активно участвовали в национально-освободительном движении под руководством гетманов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика. После разрушения русскими войсками Чертомлыксой и Камянской Сечей они были вынуждены перейти под протекторат Крымского ханства, перейдя на олешковские земли, — рассказал автору этих строк херсонский историк и краевед Алексей ПАТАЛАХ. — Сначала жизнь казаков в Олешковской Сечи была довольно свободной: они не платили в ханскую казну, пользовались доходами от нижнеднепровских переправ и рыболовными угодьями. Но впоследствии ситуация изменилась. Татары заметили, что казаки берут соль в Прогноях не только для потребления, но и на продажи. За это на запорожцев наложили пошлину. Кроме того, царевич Адиль-Гирей обманул ориентировочно 1500 казаков и втянул их в войну против хана Менгли-Гирея ІІ. С тех пор олешковских сечевиков стали держать в «черном теле». У них забрали устье Днепра, запретили держать в Сечи артиллерийское снаряжение и вести торговлю. Запорожцы были вынуждены бесплатно работать на татар. А самым большим унижением стало запрещение иметь на Сечи свою церковь — камышовый храм с полотняным иконостасом. Кошевой Гордиенко пытался отстаивать свое войско как мог и надеялся на победную войну с Россией. В этом его пытался убедить сын Пилипа Орлика — Григорий. Однако за 17 лет пребывания в Олешках настроения казаков изменились. Большинство из них не хотели воевать с Москвой. А в 1728 году Гордиенко лишили власти, и Славное Войско Запорожское Низовое покинуло Олешки. Относительно самой Сечи, по свидетельству очевидцев, она занимала площадь ориентировочно 2 гектара и имела вид правильного четырехугольника с полтораметровыми валами вокруг, редутами по углам и воротами с северной стороны. Позже, в 1845 году, это место засадили кустами через частые песчаные бури. А в советский период эта территория попала под промышленное строительство. Лишь в 1990 году Олешковская Сеч была опять найдена археологами. Среди их находок — фрагменты керамики, гутного стекла, печеного кафеля. А самое интересное из того, что удалось найти — это серебряный перстень-печать с изображением сердцевидного щита с рыцарским крестом и инициалами «К» и «Н».
Сегодня же на месте бывшей Сечи мы увидели несколько достопримечательностей. Это казацкий крест, камень с гранитной доской, на которой указан период существования Олешковской Сечи, а еще — стилизованная арка-колокольня, которую в 1991 году изготовил херсонский скульптор Николай Гепард. Несколько фотоснимков на память и отправляемся дальше.
На пути к Херсону останавливаемся на нескольких бережках, чтобы полакомиться дикими сливами, грушами и яблоками. Через несколько километров делаем привал — обед. Как хорошо смотреть в тихое, спокойное небо из высокой травы... Домой вовсе не хочется, но должны подниматься. Вернувшись на байдарки, плывем не спеша, время от времени прохлаждаемся в реке и, опять же, любуемся тихими плавнями. Метр за метром преодолеваем узенькие заросшие и более широкие рукава, которые выводят нас из Конки на реку Кардашинка. Добираемся до островного дачного поселения, которое своими мостиками и маленькими пирсами врезается в воду. «Венеция!» — улыбается Максим. Здесь тоже делаем короткую остановку, чтобы отдохнуть и набрать холодной воды. А дальше — поворачиваем справа на Конку, добираемся до третьего затона, а из него выходим в Днепр, который с другого берега встречает нас набережной вблизи проспекта Ушакова. Не каждый день увидишь Херсон с этой стороны...
Последние взмахи веслами и наши байдарки упираются в город. Выходим на берег: уставшие от гребли, немного прижженные пылким солнцем и... довольные. Такое путешествие выходного дня, вероятно, не заменить никаким аттракционом. А особые эмоции добавляет факт, что почти 16 километров преодолел своими руками и в приятной компании. В конце остается добавить: путешествуйте по Украине, она очень красивая!
Выпуск газеты №:
№123, (2013)Section
Путешествия